Роман Масленников. "СуперФирма"

топ 100 блогов pr_major28.07.2010 Теги: Чичваркин Сегодня очередная книга из серии "нетолько и не столько про PR"

Роман Масленников. "СуперФирма. Краткий курс по раскрутке. От Тинькова до Чичваркина"

Признаюсь честно, к чтению этой книги я приступал с большим предубеждением.

Во-первых, как я понял из аннотации, книга в первую очередь предназначена для тех, кто хочет раскрутить СВОЕ дело, СВОЮ фирму. У меня, таких намерений нет уже очень давно. Я работаю в «левиафане» (что это такое – читайте в книге), мне нравится работать в «левиафане» и, если я когда-нибудь добровольно уйду, то только в другой «левиафан». Значит, книга как бы и не для меня.

Суперфирма 

Во-вторых, как говорит по другому поводу достопочтенный Роман Масленников. сэр Жаб: «еще никто не научился драться по книжкам». И я с ним согласен.

В-третьих. Меня насторожило существенное присутствие в книге отсылок и цитат некоторых известных бизнес-персонажей. И если против Павла Теплухина и Олега Тинькова я в принципе ничего не имею, то с Сергеем Полонским и Евгением Чичваркиным сложнее. Особенно с последним. Как говорится «Такую личную неприязнь испытываю, просто кушать не могу». У меня, как клиента, есть довольно богатый личный негативный опыт общения с компанией Евросеть. И есть серьезные основания полагать, что быдлохамский стиль общения персонала с клиентами создавался и культивировался не без активного участия господина Чи. Поэтому его очень правильные слова «первая и последняя заповедь Чичваркина: покупатель – это самое главное. Любите его. Помните, что каждая покупка должна делать его счастливым… Мера всех вещей в бизнесе – покупатель… покупателя нужно любить и уважать…» не вызывают у меня ни малейшего доверия. А значит, нет доверия и другим его советам. Как и советам Сергея Полонского, бизнес которого, похоже, не прошел проверку кризисом… Истории с несъеденным галстуком, паническим письмом в правительство «дайте денег, а то мы все умрем», попытками сбора денег через сайт и экскурсиями по Москва-сити за сто долларов доверия как-то не добавляют…


И тем не менее…

Во-первых, читать книгу интересно. Хотя бы чисто теоретически. Читаешь и прикидываешь: а как бы я это сделал? А вот эти, они это как? Книга дает стимул мозгам, тренировку. И даже некоторые спорные момент (о них ниже) – тоже на пользу. Начинаешь опять таки думать, копать, подыскивать аргументы «за» и «против»…

Во-вторых, в книге много действительно полезных практических советов для тех, кто все же решится начать свой бизнес. Например, по выбору названия фирмы, созданию слогана или подбору фирменных цветов. Понятно, что о каждом из этих процессов написано много, подробно и не раз. Заслуга автора в том, что он свел это воедино и изложил с точки зрения практика, который пока не готов нанимать для брендинга агентство.

Интересная концепция книги: разбить цикл жизни фирмы на три больших этапа и соотнести их с образами: «фирма-личность», «фирма-банда», «фирма-левиафан». Каждому этапу соответствует один главный инструмент продвижения. Личности — реклама, банде - маркетинг, PR –левиафану. Не бесспорно конечно, но пищу для размышлений дает обильную. Это не значит, что «левиафану» не нужны маркетинг и реклама, а «банде» реклама и PR.. Речь о том, что одно направление – главное, а остальные – вспомогательные. Исходя из этого посыла даются практические рекомендации. В целом по делу, логично, четко, коротко.

Возьмем, к примеру, выбор имени для компании. Автор говорит о «бухгалтеропригодности» названия. Это мне довелось почувствовать на своей шкуре. Нашим контрагентам приходилось по нескольку раз переделывать счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и другие документы. Редко кто не ошибался указывая наше название: ОАО «ХХ_–_ХХХ_ХХХ». То пробел перед/после тире не поставят, то дефис вместо тире… А бухгалтерия не дремлет. Сколько мы времени и нервов потеряли на этом. Сколько конфликтов пришлось «гасить»...

Еще один «плюсик» Прописка фирмы по «говорящему» адресу. Например Банк — в Банковском переулке. Неплохая фишка, согласитесь. Еще понравились идея предлагать потенциальным клиентам услуги в какой-то особый день. Например, в их профессиональный праздник. Или, скажем, предложить воду в офис – во всемирный день чистой воды.

Или очень правильный подход к сувенирно-подарочному фонду. «Какой фонд подарков может считаться полным для фирмы-левиафана? Только тот, который учитывает интересы всех своих клиентов, какие бы органы чувств у них не были приоритетными: обоняние, осязание, зрение, слух или вкус. Вы можете сделать конфеты – радовать язык клиента; картины – радовать глаз клиента; пледы – согревать клиента, записать диск с фирменной музыкой – радовать слух клиента, выпустить собственный парфюм – радовать клиента запахом… Если фонд подарков подобран точно под пять органов чувств клиента, ему не останется ничего, кроме как включить шестое чувство – интуицию, которая будет говорить ему: «Здесь заботятся о тебе»».

Но, не обошлось и без ложки дегтя…

И, хотя критиковать автора, создателя, владельца и руководителя нескольких фирм, мне, который практически всегда «работал на дядю» и, чаще всего, на «очень большого дядю», как-то наверное не очень правильно, на некоторых моментах все-таки остановлюсь.

Например, название фирмы. «Не ИвАнов, а ИванОв». – «не надо придумывать ничего нового, слегка измените уже имеющееся раскрученное имя». Как: «Копейка» и «Пятерочка» VS «Копеечка» и «Пятерка», Клуб «Китайский летчик Джао Да» в Москве VS «Китайский летчик Лау Джа» в Костроме. Сам автор называет такой метод не совсем этичным. Мне он кажется, кроме того, неэффективным и даже опасным, поскольку вызывает ассоциацию «дешевая китайская подделка».

Если цель - «хапнуть бабла и слинять» или «занять нишу» на Черкизоне (знаю, что он уже закрыт, но образ уж больно удачный), то может и «Abibas» вместо «Adidas» сгодится. А если «всерьез и надолго», да в расчете на серьезных клиентов-партнеров… Стоит хорошо подумать, чтобы потом локти не кусать. Еще одно. Автор приводит слова Чичваркина о том, что дескать подражатели «большим брендам» не опасны. «Магнитофон Panasound, дешевый и кривой, не вредит имиджу Panasonic, а только создает правильную ауру вокруг подлинной марки…». Так вот стоит иметь в виду, что это мнение исключительно г-на Чичваркина, а вовсе не владельцев и топ-менджмента Panasonicа. Нет никакой гарантии, что назвавшись «ИвАновым», вы не получите повестку в суд по иску от «ИванОва», который усмотрит в вашем названии покушение на его права или деловую репутацию.

Я также скептически отношусь, к некоторым упоминаемым автором методам продвижения. В частности к «черной оптимизации» сайта, к рекламе с помощью спама, к покупке различных регалий типа звания «Лучшие в Подмосковье», «Лучшие в России», «Гильдия поставщиков Кремля». И к некоторым другим советам.

Но, повторюсь, в целом книга полезная. Понятно, что ее прочтение не гарантирует Вам успех раскрутки. Однако общий план действий и ряд практических рекомендаций вы из нее почерпнете. А кроме того получите неплохой импульс для собственного творчества. Тем более, что сам автор так обозначает ее главную задачу:
«Главная задача – показать, что открыть и раскрутить новое предприятие совсем не трудно». И эта задача, на мой взгляд в книге решена успешно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из присланного, увиденного и накопившегося в избранном. ...
Досить влучна проповідь від пана Корчинського, за етнопсихологічну домінанту українського суспільства. Колись Ерефія називалася Хазарією й ми платили їй данину. На щастя, на довгих дерев'яних човнах по Десні у Дніпро припливли європейці й забрали цю данину собі. За допомогою відібраних у ...
Умирающие дети - это так смешно! 21 Октября 2012 10:34 Матери страдающих муковисцидозом малышей подают в суд на радиоведущих «Маяка», которые в прямом эфире целый час жестоко высмеивали маленьких больных и «прикольные» симптомы их ...
Небольшая порция визуального наслаждения от австралийского художника Norman Lindsay (1879 – 1969). Обожаю такой стиль и сюжеты, надеюсь, что и вам понравится. Первая особенно прекрасна. А на этом сайт е его работы можно заказать. Журнализм и искусство ...
Эсминцы типа 45 являются самыми большими и самыми мощными эсминцами противоздушной обороны, построенными для ВМС Великобритании. Эти корабли оборудованы сонарами, которые могут одновременно отслеживать 1000 движущихся целей. Они вооружены зенитными ракетами с системой самонаведения и ...