Роль монет и монетизации в экономике древнего Рима (ч. 56)

В 348 году братья Констант и Констанций II прекратили чеканку миниатюрных нуммий и, в качестве первого усовершенствования валюты за поколение, выпустили три новых номинала биллона, провозглашающих грядущее одиннадцатое столетие Рима как «Восстановление векового блаженства» (fel. temp. reparatio). Основной номинал, отчеканенный на крупной заготовке AE2 (5,26 г, 23 мм), имеет заметную отметку номинала A на образцах, отчеканенных на западных монетных дворах и, скорее всего, это была майорина, позже запрещенная законом 354 года. На ее аверсе изображен обычный императорский портрет, обращенный вправо. Средний номинал с отметкой N на западных выпусках, отчеканенный на заготовке AE2 (4,25 г, 21 мм), мог быть centenionalis из закона 354 г. На его аверсе изображен необычный императорский портрет, обращенный влево и держащий державу. Дробный номинал (2,42 г.) не имеет отметки номинала, а на реверсе изображен Феникс. Промежуточная монета «N» (чистота 1,5 процента), независимо от ее официальной тарификации, была половиной более крупной монеты «A» (чистота 3 процента). Самая маленькая монета (чистота 0,4 процента) могла быть переоцененной версией старого константиновского нумуса. Многие константиновские нуммии на заготовках AE3 были перечеканены как дробная часть новой валюты, и некоторые лучшие константиновские монеты продолжали быть в обращении, вероятно, со уценкой. Новые монеты были превосходного изготовления, впечатляли своей иконографией и производились в достаточном количестве, чтобы заменить старые деньги. По размеру и весу, если не по содержанию серебра, два больших номинала напоминали нуммии 307-13 гг. На рыночном жаргоне обе монеты коллективно отличались от своих маленьких предшественников как pecuniae maiorinae, «большие деньги».
Красивые на вид монеты вскоре столкнулись с неизбежной проблемой, когда в конкуренцию попадали два биллонных номинала, потому что меньший из майорин, так называемый номинал «N», воспринимался как переоцененный. Возможно, братья-императоры пытались избежать этой трудности, поощряя региональные предпочтения для каждого номинала. На западных монетах Констант чеканил в основном более крупные номиналы «A», в то время как на Востоке, где запасы серебра были более скудными, Констанций II сосредоточился на более мелких номиналах «N». Спекуляция все еще продолжалась, и широко распространенное вымывание серебра с поверхности майорин добавило путаницы, так как монеты без серебряного покрытия принимались со значительной уценкой. В течение года злоупотребления вышли из-под контроля, и императоры ввели смертную казнь для людей, которые «очищают майорины преступно и часто, отделяя серебро от меди».
Гражданская война почти сразу же разрушила эту проблемную валюту. Узурпатор Магненций (350-53), командующий западными армиями, убил Константа и взял на себя чеканку номинала AE2, полностью с отметкой номинала A. Констанций II, вынужденный организовать повторное завоевание Запада, отменил два нижних номинала в 351 году и безжалостно понизил большую майорину с увесистой монеты тетрархического размера до размера крошечного константиновского нумуса, который она заменила. Как только он разгромил Магненция, Констанций II принял меры по наведению денежного порядка, и в 354 году он издал указ, запрещающий майорины и центенионалии, а также общий запрет, распространяющийся на старые нуммии, подражательные монеты, подделки и монеты Магненция.
Уменьшенный номинал «А», отчеканенный только на модуле AE3, остался в обращении. Однако закон не принес облегчения. Кампании Констанция против германцев и персов вызвали новые обесценивания, заставив переоценить унылого потомка майорины до нумуса в несколько тысяч d.c. к 360 году. Новая волна инфляции охватила империю, что привело к смехотворно высоким суммам в талантах или dc, найденным в египетских папирусах. В Британии и Галлии германские вторжения после поражения Магненция нарушили поставки. В 354 году Констанций II сосредоточил производство на Западе в Лугдунуме и Арелате (Арле) в южной Галлии. Он закрыл Амбианум (Амьен), вспомогательный монетный двор Магненция в северо-восточной Галлии, вновь открыл Треверы, но монетные дворы в южной Галлии не смогли поставить достаточно монет в северные провинции, когда франки, саксы и алеманны пересекли Рейн и отрезали Треверы. Быстрое сокращение денежного обращения на римском северо-западе в конце 350-х и 360-х годах стало генеральной репетицией конца римской валюты в Северной Европе в 406-425 годах. Провинциалы прибегли к использованию монет Магненция или чеканке подражательных монет. Пятнадцать лет упорных кампаний цезаря Юлиана (355-60), а затем Валентиниана I потребовались, чтобы восстановить порядок и чеканку монет.
|
</> |