Рождение перспективы-7. "Альтернативная" перспектива
tito0107 — 12.08.2018 писал, что узоры на полу можно интерпретировать двояко: либо параллели сходятся в перспективе, либо они сходятся в центре многоугольника под сенью. Если мы примем первый вариант, то получится, что сходящиеся в центре прямые параллельны друг другу в действительности. Возможно, эта картина представляет собой попытку построения панорамной перспективы, разберу ее подробнее в ближайшие дни, если получится.В той же флорентийской церкви, откуда происходит работа Боттичелли, приведенная выше (Сан Мартино алла Скала) Имеется фреска паоло Уччелло. Сейчас она в очень плохом состоянии, вот пориь с нее
Паоло Уччелло. Рождество.
И.Е. Данилова, из книги которой взят этот пример, пишет, чт художник строил эту композицию по законам бинокулярного зрения и она должна была восприниматься то одним, то другим глазом. Странная интерпретация. Фреска - не картинка для стереоскопа, а глаза человека расположен слишком близко друг к другу, к тому же зрительные оси, как правило параллельны, так что картина, видимая правым глазом будет мало отличаться от той, что видит левый. Не знаю. кто начертил сетку квадратов на земле - сам ли Уччелло, или кто-то из исследователей. По единственной ее репродукции, которую мне удалось найти в сети сложно понять, есть там эта сетка, или нет. Фреску можно интерпретировать и по другому, а именно, что уходящие вдаль деревья в левой ее части расположены на прямой, перпендикулярной лучу зрения, подобно рельсам со "сферической" фотографии выше. данилова пишет, что это единственное построение такого рода в итальянском искусстве. В дальнейшем утверждается перспектива с одной точкой схода (главной).
Перспектива была открыта во Флоренции, но к этому открытию приближались и мастера из других регионов, в частности из Нидерландов и Германии.
Конрад Виц. Мария Магдалина и Св. Екатерина Александрийская.Ок. 1440
Здесб две точки схода - одна для ортогоналей (линий, параллельных лучу зрения), другая - для линий, перпендикулярных им (см. на потолочные балки). Линии, перпендикулярные лучу (трансверсали) на полу показаны ломанными, или изогнутыми.
Мастерская Конрада Вица Святое собеседование. Ок. 1446-1448
Здесь вообще такое впечатление, что художник пытался построить сферическую перспективу. Обратите внимание на основание ближайшей к нам колонны. А вот так эта картина выглядит в раме.
Конрд Виц. Благовещение. 1443-1444
Художник явно не знал законов построения перспективы, но очень хотел их найти. Обрратите внимание, что самая дальняя балка - почти горизонтальная. Так и в панорамной и сферической перспективе, чем удаленнее прямая, перпендикулярная лучу, тем меньше ее кривизна, тем ближе она к горизонтали на краях картины.
То же мы можем вдеть в других работах Вица.
Конрад Виц. Поклонение волхвов. 1443-1444
Здесь квадраты на полу начерчены в практически правильной перспективе, но архитектурные сооружения слабо связаны с сеткой квадратов. Видимо, "слышал звон", карго-культ своего рода.
Конрад Виц. Освобождение Св. Петра из темницы. 1443-1444
Всё поехало, зачем здесь квадраты на полу, непонятно.
Конрад Виц явно испытал влияние нидерландских художников - Робера Кампена, Яна Ван Эйка. Но у них мы не почти не находим попыток построить подобие панорамной перспективы. Почти везде картина (плоскость проекций) плоская, и горизонтали, перпендикулярные лучу зрения показываются прямыми, а не кривыми, или ломанными*.
Робер Кампен. Алтарь Мероде
Ян Ван Эйк. Мадонна в церкви
Впрочем, есть и исключения.
Ян Ван Эйк. Благовещение
Обратите внимание на капители колонн слева. Абаки немного развернуты, причем степень разворота их уменьшается по меер удаления. А вот квадраты на полу "правильные"
Мастер G. Рождество Иоанна Крестителя
Значительная часть исследователей считает, что "Мастер G" - это Ян Ван Эйк. Квадраты на полу, кровать, столик, потолок, снова "правильные", но сундук слева развернут так, как будто он показан в панорамной, или сферической перспективе. Видимо, наблюдения не очень-то сходились с тем, что требовала теория (только зарождающаяся). Но строить перспективу на криволинейной или ломанной поверхности значительно сложнее, чем на плоскости и плоскость в конце концов возобладала.
Серия "Рождение перспективы".
* Интересно, что в работах ранних нидерландских художников часто изображались выпуклые зеркала, а в них отражение строилось по правилам сферической перспективы (чисто по наблюдениям, без теории). Но применить эти построения к реальному миру художники так и не решились.
|
</> |