Рои Хен «Шум»
neosonus — 14.08.2025
Вокруг Габриэлы шум. Когда тебе 16 лет, шум – это
поучения родителей, нудные уроки в школе, непрошенные
морализаторства случайных взрослых, социальные сети. Шум – это
внешний мир, который волнами накрывает, которого слишком много.
Политика, экономика, религия, пугающее будущее. Хочется вставить
наушники без звука, как это делает Йонатан, чтобы весь мир от тебя
отстал. Не реагировать на внешний мир. Сосредоточиться на себе.
Услышать себя. Понять, что с тобой. Понять, что ты хочешь. Где
быть. С кем. Куда идти. В какой-то момент Габриэле кажется, что она
оглохла. Странная психосоматика, думает она, скорее уж зрение
должно было отказать. Но на считанные минуты отказывает именно
слух. Габриэлу окружает спасительная и пугающая тишина. Шума больше
нет.Ноа – она и есть шум. Громкая, болтливая, незатыкающаяся Ноа. Она даже думает вслух, не замечает этого, сама страшно удивляется, если кто-то реагирует на ее мысли, шум – ее среда обитания. Шум – ее жизнь. Шум – кровь, что течет по ее венам. Ноа 40 и она живет с телефоном в руке, ни на секунду не допускает тишины вокруг себя, инфошум для нее норма, она хочет жить так, ей нравится. Только…только вот сквозь этот шум так сложно услышать саму себя. Страхи, которые она отгоняет, тревогу о дочери Габриэле, ее отношения с мужем, свою потенциальную измену (Ноа не изменяла, нет, но допускает такую мысль), архисложные отношения с матерью. Ноа вспыльчивая, громкая, порой бесцеремонная, у Ноа есть комплексы «Сама она часы не носит, поскольку убеждена, что подходят они только для тонких запястий, — еще один комплекс, который она годами хранит в себе». И наверное, побыть сутки в тишине – это именно то, что ей нужно, да? Отключиться от всего мира. Замолчать. Остаться без телефона. Тишина. Насколько ее хватит? На 2 минуты или на 24 часа? Ноа получает выбор – шум или тишина.
Ципоре 66. Ципора ненавидит шум. Саркастичная, язвительная, гротескная, она достигла того возраста, когда может смело говорить в лицо людям всё, что о них думает. И поверьте, Ципоре есть что сказать! Ципора переводчица, атеистка, когда-то мать-одиночка, что было подвигом во все времена, но в 1980 году! Но с такой занозой как Ноа! Да Ципоре должны памятник при жизни поставить. Ципора герой во всех отношениях. Вы знали, что именно она перевела «Улисса» Джойса на идиш? Вы знали сколько она работала всю жизнь? Вы знаете, как это сложно, когда тебе абсолютно некому помочь, потому что родителей больше нет, а все остальные родственники погибли в Холокост. Ципора много курит, пьет много кофе. Редко выходит из дома. Ципора приложила все усилия, чтобы избавить себя от любого шума, но… Шум в виде странного голоса в голове однажды меняет устоявшийся ход вещей. Но это же последствия травмы, не так ли? Это же должно пройти? Она не знает, но на всякий случай, идет в книжный и покупает Библию.

Три сюжетные линии, три уровня шума. Три способа отрешиться, отключиться и сосредоточиться на себе. Три совершенно разных пути. Одна семья. Одна кровь. Нечто общее, связывающее три поколения женщин на протяжении всей книги, даже когда они никак друг с другом не пересекаются.
Блестящая книга. Огромный, невероятный талант. Очень крутой роман.
Есть такие писатели, которым трудно переключиться на язык подростков, они честно стараются, гуглят нужные слова, вставляют их в речь своих героев, но каждое бросается в глаза тут же, как инородное тело, как нечто, несвойственное этим героям. Рои Хен пишет настолько органично, что ни одно слово не кажется чужим. Речь Габриэлы – это ее речь, а не 43-летнего мужчины (столько было писателю, когда он написал «Шум»).
Есть писатели, которые не могут переключиться на мышление противоположного пола, или не дотягивают, или превращают своих героев/ героинь в гротескных клоунов, настолько им сложно. Но Рои Хен пишет от женского лица трех возрастных категорий и ни разу никто из героев не показался мне искусственным или надуманным. При этом писателю не свойственна какая-то иная феминность, он если что счастливо женат на женщине. Т.е. эта его способность не из-за каких-то иных воззрений и ориентаций. Просто он понимает женщин.
Ох, опять я постепенно скатываюсь к дифирамбам. Не умею. Не умею. Никак не получается писать о понравившихся книгах иначе. Понимаете, я тут думала, что «Велнесс» была лучшей прочитанной книгой за лето, а теперь понимаю, что нет. «Шум». Или все-таки «Велнесс»? Как же мне повезло в чтении этих двух невероятно классных книг.
«Шум» из числа тех книг, что хочется дарить. Такую книгу мало прочесть, мало сказать о ней, её хочется вручать, преподносить в дар, хвалить. Вкладывать в руки как поддержку и ресурс, как обещание того, что ты не один, как важное «все будет хорошо». Как что-то такое, что можно оставить на память.
Очень. Очень понравилось. Люблю.
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Обо мне...
Индейка
Пастернака отказаться от Нобелевской премии
Парад овец и осень в каньонах
22 октября 1878 года был разгромлен центр террористической организации «Земля и
Суббота 25.10.25. в Сузе
Цветы октября. Наш осенний дворик.

