Рогервик или удивительные похождения Сэма из Абердина. Глава вторая

топ 100 блогов alise8425.12.2013 Глава вторая, в которой кое-что начинает проясняться

Начало

http://alise84.livejournal.com/334639.html


- Как написано, какие слова! - Прохор, лежа в кровати, читал вслух письмо князя-кесаря:
- "Дражайший Прохор Васильевич! не окажете ли услугу! не изволите ли!"  Вот скажи, Степан, с чего я ему приболел так? Не  "Прошка-сукин сын, быстро ко мне", а "не прислать ли за вами карету, любезнейший мой друг?" Ладно, давай седлай Майку, поеду.

Рогервик или удивительные похождения Сэма из Абердина. Глава вторая
( Так выглядела усадьба князя-кесаря в Ропше до 1917 года )


Иван Федорович в отличие от своего грозного отца был улыбчив и по-московски велеречив. Увидев Прохора всплеснул руками:
- Радость какая! Я уж заждался. Спасибо, любезнейший мой, что приехали. Дело у меня к вам наиважнейшее и наисекретнейшее. Вы присаживайтесь, где вам удобно, сейчас кофий подадут, ликеры,  фрукты.
Прохор сел в кресло. Ромодановский долго и пристально, как в первый раз, его разглядывал, потом несколько раз обошел со всех сторон, поцокал языком и спросил:
- А скажите мне, Прохор Васильевич, за кого вас в Европиях обычно принимают?
- За дурака не разу не приняли, - улыбнулся Прохор.
- Я не о том, мой дорогой. Какой вы по мнению тамошних жителей породы?
Прохор задумался:
- Часто называют ляхом. Многие думают, что шкотской, как дед - по разговору.
- А за русского?
- Это  редко, если только сам скажу. Для тех, кто у нас не бывал, все русские толстые, краснолицые, налитые квасом и воняющие чесноком.
Князь-кесарь посмотрел на Прохора еще раз, он точно был не толстый и не краснолицый. И чесноком от него не пахло.
- И едим мы репу, - продолжил архитектор, очищая ножом апельсин, - А  еще у нас крокодилы водятся. Я вот сколько читал всяких заметок путевых, везде крокодилы или еще какие ящеры.  Некоторые  их видеть начинают, еще когда по Речи Посполитой едут. Под Смоленском уже почти ко всем крокодил приходит. Один покойный полковник Гордон  без встречи с сими гадами до Москвы доехал, ну так про него и дед мой говорит, что его перепить никто не мог.
- Тебе, Прохор Васильевич, на театре представлять или проповеди читать с твоим языком, - вздохнул Ромодановский. - И сие хорошо. Просьба у нас к тебе, у меня и у государя. Представить из себя англицкого лорда.
- Чисто англицкого не получится, выговор у меня шкотский, - задумался Прохор. - А зачем? Что за нужда?
-  Ну тут уже не так важно, англицкого, аль шкотского.  Главное - той короны подданного.  Ты про пиратов слышал? - Ромодановский откинул церемонии, заговорил коротко и по делу.
- Ну а кто не слышал?  В Голландии на Пита Хайна чуть не молятся, отец мой вон каперил  в южных морях, друг его Еремей Елисеевич тоже.  Крюйс флекселингом  был, Девиер -  юнгой  на пиратском корабле. Про Вильстера господина, который на деревянной ноге, тоже такое говорят. Всех не перечтешь.
Рогервик или удивительные похождения Сэма из Абердина. Глава вторая
( Неизвестный автор. Пит Хайн атакует испанский "серебряный флот" )



- А вот это читал? Это королям Швеции и  Дании писано. Датчане отказались, а вот шведы нет.
Прохор взял лист, прочел:
"Нижеподписавшийся всепокорнейше заверяет Ваше Величество, что он информирован по точным источникам. На Мадагаскаре находится значительное количество пиратов, которые плавают под различными флагами и которые за долгие годы захватили много добычи у мавров как у входа в Красное море и в Персидский залив, так и в Индийском океане. Что покойный король Англии Вильгельм III, славной памяти... понимая благие результаты этого, объявил всем пиратам прощение. Но капитан Кид и его товарищи были казнены по настоянию жены одного ими убитого офицера. Это нарушение публично данного обещания и другие ошибочные действия англичан по отношению к названным пиратам привели пиратов в отчаяние и создали у них недоверие к английской нации... Имею высокую честь еще раз представить Вашему Величеству, что, кроме самого милосердия, есть еще два основания, чтобы Ваше Величество соблаговолило оказать им Вашу высокую протекцию. Первое - это возможность воспользоваться личной службой названных пиратов Вашему Величеству... особенно их морским опытом и их отважностью, так широко известной, что нет необходимости об этом говорить; второе - это значительная сумма денег, которую они не замедлят Вам предложить, как только узнают, что Ваше Величество благосклонно дать им свою милостивую протекцию... Нижеподписавшийся молит только дать ему возможность приложить все свое усердие, чтобы иметь счастье быть полезным Вашему Величеству на службе. Жан Анри Хугетан д'Одибе".
- Что с этим , Господи, прости, Хугетаном сталось,  я не знаю, а вот двадцать четвертого июля брат наш Карл  дал охранное письмо некоему Моргану Каспару Вильгельму, объявил его наместником шведской короны на Мадагаскаре и велел снаряжать экспедицию на этот самый остров. Деньги  же от пиратов , что за покровительство поступить должны, Карл велел принять как правительственный заем и даже платить им проценты.
А еще мне сведущие люди донесли, что сейчас на Мадагаскаре, еще несколько больших пиратских кораблей с командой и вооружением стоит. Будто бы господа Тейлор, Лябюз, Плантейн из Карибского моря туда переместились.
- Двадцать четвертого июля? - задумался Прохор. - Месяца не прошло после суда над царевичем Алексеем. Новые пути ищут, чтобы нас остановить? Не хотят пускать наши суда в южные моря, а потом и на Балтике каперить начнут с новыми силами?
- Вот! - сказал Ромодановский. - И мы с государем о том же. Прохор Васильевич,  съезди, прокатись по Европам. Заедь в Кадикс: у пиратов там вроде гнездо, в Англии побудь. Веселовский вон пишет,  что Англия тихой сапой готова эти шведские замыслы поддержать. Ну а ты, как будто путешествующий дворянин, заметки пишешь, наблюдаешь. Это в моде сейчас.
- А может это - пустое все? Может у пиратов сил не столько, как они пишут. Не набивают ли они себе цену?  Хотят просто продаться подороже. Или это все задумано, чтобы нас напугать?
- А вот ты и попробуй  разъяснить это дело. Понимаю, трудно. Но ты ж - человек проверенный, опытный. Отцу твоему я написал, он скоро здесь будет, Крюйс из Казани едет уже, Девиер, Вильстер всегда под рукой - расскажут все, что помнят. Документы мы тебе нарисуем, комар носа не подточит. Если правда сие и пираты так могучи, может и  мы им свое  покровительство предложим, да сами на Мадагаскаре станем. И отсель тоже грозить будем шведу. С Индией торговать будем по морю.
- Ну а стройка моя? На кого я людей брошу?
- Найдем замену, найдем,  - Ромодановский облегченно вздохнул.
- А кого найдете? Люди разные. Я березовых каш не варю и людей своих в обиду не хочу давать, а вы пришлёте полкана какого...
- Земцов Михаил обещался приглядеть, вы ведь приятели?
- Ну вы, Иван Федорович, все уже за меня решили. Когда ехать-то?
- Да сразу, как готово все будет. Что тянуть? - Ромодановский облегченно вздохнул::
- Спасибо тебе, Прохор Васильевич, что согласился. В долгу не останусь.
Прохор поклонился, пошел к двери.
- Погоди,  - остановил его князь-кесарь. - Чуть не забыл. Бумага тут на тебя пришла, что ты в компании язвил над французами, кои говорят "жизнь - государю,  честь- никому". Будто бы сказал, что сие не девиз дворянский,  а  смех один.  И что государи приходят и уходят, поелику тоже люди и смертны,  а жизнь отдать  можно за Отечество или за близких. Я порвал. Но ты болтай поменьше - люди разные.
- Спасибо, Иван Федорович. Теперь я вам должен.
- Забудь, - Ромодановский махнул рукой. - Я не к тому. Просто будь поосторожнее... Ты взлетел быстро, сие многим покоя не даёт. А вот что ты про естественное право говорил, мне понравилось, я себе с кляузы списал для памяти, в разговоре с государем блесну. Сам-то я  -  человек не книжный, руки до премудростей научных  не доходят, токмо и просвещаюсь тем, что мне доносчики пересказывают. От тебя и отца твоего через них много полезного узнаю. Ну иди, Прохор Васильевич,  заболтал я тебя. Увидимся еще.
-
Рогервик или удивительные похождения Сэма из Абердина. Глава вторая
( Капитан Кидд. Лицензия приватира )


Домой Прохор вернулся задумчивый. В ответ на вопросы Степана ответил коротко:
- Уезжаю я, похоже, до весны.
- А я как же? - растерялся тот.
- А ты живи тут, ходи в свою капеллу, денег я тебе оставлю.
- Я не про то, Прохор Васильевич! Как же вы без денщика-то так надолго? Надо же будет и платье чистить, и парик. Да мало ли что...
- Степка, ну какой ты мне денщик,  ей  Богу, - поморщился Прохор. - Во-первых, толку от тебя в хозяйстве,  как от козла молока, а во вторых - ты мне уже друг младший, а не слуга. Не могу я тебя взять с собой. Мне природного англицкого лорда изобразить надо будет для секретных дел, а  откуда у него слуга, который по-англицки не говорит?
- Ну так лорду нельзя  без слуги. А я как будто немой буду.
- То, что лорду без слуги нельзя, это ты прав. - Прохор задумался:
- А помнишь, ты показывал,  как петух мертвым притворился? Когда сказки рассказывал?
- Помню,  - Степан завел глаза под потолок, наклонил голову и скривил рот.
- Да! - хлопнул Прохор по столу. - Да! Ты - барич с придурью. Не обидно тебе?
- Нет, - растерянно потряс головой Степан.
- Ну тогда слушай. Ты- лорденок недалекого ума, да еще и недослышишь, однако же нагловатый и прокудливый,  но родители тебя, как и всех,  отправили в тур в Европы. Образовываться. А я  - слуга при тебе. Англичане и гишпанцы на слуг вообще не смотрят, раздеваются перед ними, говорят обо всем безо всякой утайки. Так мы с тобой все, что надо узнаем.
Степан прижал руки к груди:
- Прохор Васильевич,возьмите меня, вы не пожалеете. Я стараться буду.
- Ладно. Съездим завтра к князь-кесарю, а пока я тебе все про цареву просьбу обскажу, - ответил Прохор.

Рогервик или удивительные похождения Сэма из Абердина. Глава вторая
( Пиратское кладбище на острове Нуси-Бураха ( ранее Сент-Мари) у  восточного побережья Мадагаскара )


- Не пойдет, - сказал Иван Федорович, нахмурившись. - Придумано верно: и без слуги лорду нельзя, и в  обличье этом Прохор узнает больше. Но вы посмотрите на себя. У тебя, Степан, глаза умные, сразу видно, что грамотный и думаешь много, а ты,  Прохор Васильевич,  ну какой ты слуга?
Степан завел глаза под потолок, выкрикнул "Гы!", ткнул князь-кесаря пальцем в живот и захохотал, откинувшись в кресле.
- Вот, вот так  я  с ним мучаюсь, - сказал Прохор,  доверительно наклонившись к Ромодановскому. В его лице что-то изменилось,  на нем появилась смесь наглости и подобострастия одновременно,  и даже голос стал другим.
- Но очень, очень состоятельная семья. Батюшка его призвал меня и говорит:

- Сэм,  только тебе я могу доверить свое бедное дитя.
И вы знаете,  что я ему ответил? Я сказал:
- Сэр, вы всегда можете положиться на Сэма из Абердина. Сэму поручали самые деликатные дела. Взять хотя бы историю про наследство мистера Хью Лесли  или случай с  вдовой  Бельвю,   в котором Сэм показал себя ого-го. Я умолчу о подробностях   из уважения к даме. Но повторю, сэр,  вы можете  положиться на Сэма из Абердина как на самого себя...
 Прохор неожиданно вытащил из своего кармана часы на цепочке, которые князь-кесарь носил поверх жилета, а потом достал  из уха  ошеломленного Ромодановского золотой дублон.
- Гы! - выкрикнул Степан еще раз и кинул в Прохора лимон.

Рогервик или удивительные похождения Сэма из Абердина. Глава вторая
( Неизвестный автор семнадцатого века. Пират Мишель де Граммон во время абордажной схватки)


- Ох, вьюноши, повеселили, спасибо. - Иван Федорович вытирал слезы, - молчу и не говорю ничего больше. С таким Сэмом не зевай - без порток оставит. А ты, Степан, не забоишься все это в Европах представить?
- Нет, - твердо ответил тот.
- Ну а Прохор у нас человек в секретных делах опытный, - продолжил Ромодановский.   - Давайте, господа,  собирайтесь. Нравится мне задумка ваша. Государю сегодня ж расскажу. Мы тут хоть и репу едим, да лаптем щи хлебаем, а еще посмотрим, кто кого вокруг пальца обведет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наверное, ЖЖ скоро переполнит пафос, каждый графоман не поскупится на эпитеты и высокие слова "скорби". Поэтому, дабы не уподобляться, буду краток. Джобс был большой скотиной. Мало кто из лично знавших его мог сказать о нем искренние и добрые ...
Перенести роман Ильфа и Петрова на широкий экран было заветной мечтой Леонида Гайдая. Но как-то так звезды располагались, что съемки постоянно откладывались. Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить «Двенадцать стульев» уже начал работать над экранизацией другого ...
В среду депутат Госдумы Татьяна Воронова , выступая на пленарном заседании в нижней палате парламента, обратилась в комиссию по депутатской этике с требованием оценить действия эсера-депутата Госдумы Олега Михеева. Дело в том, что 24 ...
Наконец-то знаменитый календарь Pirelli возвращается от уныло-гламурных картинок, которых в любом глянцевом журнальчике чуть больше, чем дохуя, ко временам расцвета. Ибо несмотря на громкие имена в титрах в последние годы был скучен как философский трактат о пользе добра. Даже у старого эп ...
1. Посмотрела сейчас на телеканале ОТР передачу «Отражение», в которой говорили о чистоте русского языка, и поняла, что в моей речи, в том числе и письменной, много слов-паразитов. Надо работать! Больше писать... 2. Поздравила с днём рождения Людмилу Алексеевну, ей исполнилось 83 ...