Родом из Ленинграда

топ 100 блогов oldtimer31.03.2023 Как поется в песне, Ленинград – не только «город над вольной Невой», но и «город нашей славы трудовой». На грядущей «Олдтаймер-Галерее», которая состоится 14-16 апреля в Северной столице, перед посетителями предстанет произведение ленинградских мастеров – автобус ЗИС-8, изготовленный на заводе ВАРЗ. Название этого предприятия расшифровывается незатейливо – Вагоноремонтный завод.


До середины 1930-х годов деятельность ВАРЗа была будничной и малозаметной – рядовой ремонт трамвайных вагонов и ничего особенного. Всё изменил переезд в новые корпуса на Чугунной улице и новые задачи – выпуск автобусов и троллейбусов.

Страна в то время сильно нуждалась в городских автобусах для перевозки пассажиров, но мощностей Московского автомобильного завода имени Сталина явно не хватало. На заводе создали удачный автобус ЗИС-8, но его производство продолжалось только с 1934 по 1936 год, а затем было прекращено из-за реконструкции производственных цехов. Выпуск ЗИС-8 перепоручили различным кузовным и авторемонтным заводам в разных городах Советского Союза, куда завод имени Сталина отправлял шасси для автобусов.

В их числе был и Ленинград, а один из заводов – ВАРЗ. В феврале 1935 года завод получил образцовый автобус ЗИС-8, а в марте уже были готовы два собственного производства. К июню был выпущен ещё один, а всего в 1935 году планировалось изготовить 150 автобусов ЗИС-8. Но к 23 октября 1935 года «Ленавтотранс» получил от ВАРЗа только 25 автобусов ЗИС-8. В следующем году завод увеличил свои показатели, а всего на ВАРЗе построили около двухсот таких автобусов.

Воодушевленный успехом с ЗИС-8 коллектив ВАРЗа в 1936 году представил автобус-прицепку с седельным тягачом на базе ГАЗ-АА, построил несколько троллейбусов и экспериментальные образцы трёхосных автобусов. Планы выглядели грандиозными, но им не суждено было сбыться.

Так, срыв производства трёхосных автобусов объяснялся вполне в духе времени: «Враги народа, орудовавшие в трамвайно-троллейбусном управлении, большое внимание уделяли ВАРЗу, являвшемуся основной базой городского транспорта. Вредители стремились парализовать работу завода и вывести его из строя. На 1937 год заводу была спущена явно вредительская калькуляция, отпускная цена которой была намного ниже калькуляционной цены завода. Это создало искусственное финансовое затруднение. Завод забрасывали всякими неплановыми заказами – начали строительство троллейбусов, а затем прекратили. Свои грязные руки банда вредителей наложила и на организацию снабжения завода проводом, бандажами, моторами. За I полугодие 1937 года не было выпущено ни одного трёхосного автобуса».

Возможно именно поэтому с 1938 года ВАРЗ больше не делал ни автобусы, ни троллейбусы. Однако, его продукция продолжала ездить по Ленинграду и перевозить пассажиров. О сохранившемся экземпляре известно, что он работал на городских маршрутах до середины 50-х годов, потом использовался как развозной. Уже в новом столетии уникальный автобус был найден и отреставрирован в «Мастерской Шаманского» до полностью оригинального состояния, включая трёхцветную окраску.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Завтра День Учителя, точнее уже сегодня, и я вот о чем думаю. Думаю не сейчас, а уже давно. У вас есть знакомые учителя младших классов, воспитатели в детских садах или врачи-педиатры? Как вы думаете, что самое сложное в этой работе? Я думаю, что самый пиздец этих профессий - это ...
Мы ещё не закончили с раскадровкой фильма "О Москве и москвичах" 1956 г., а уважаемый pavluhinoleg уже предлагает разобрать на кадры фильм "Человек с киноаппаратом" 1929 года: https://www.youtube.com/watch?v=9lflTKghRpE Пишет, что там тоже много интересного. И виды городов и ...
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966 год, реж. Леонид Гайдай) . Любовь и смерть (1975 год, реж. Вуди Аллен) . Джентльмены удачи (1971 год, реж. Александр Серый) . Чикаго (2002 год, реж. Роб Маршалл) . Иван Грозный (1944 год, реж. Сергей Эйзенштейн) ...
"Дай-ка угадаю, кто-то украл твой сладкий рулет?" (Стражник Скайрима). ...
...