РИМ. 13: 1-7. Перевод верный.

топ 100 блогов pretre_philippe13.08.2021 1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.


Обычно оппозиционно настроенные христиане, преимущественно из интеллигенции, либо этот отрывок не любят, либо склонны думать, что это неверный русский перевод, и даже предлагают разные версии прочтения этого текста, как иной раз замечаешь в разных дискуссиях в интернете. На самом деле синодальный перевод вполне отражает смысл написанного, и если посмотреть альтернативные русские переводы, еп. Кассиана (Безобразова) или Валентины Кузнецовой, то там всё ровно то же самое по смыслу изложено. Ну разве что можно буквально перевести, что власти "под Богом" установлены, а не "от Бога", но это не принципиально, поскольку все "под Богом ходим". Другой вопрос, как интерпретировать эти слова! Известно, что в истории ими склонны были манипулировать и оправдывать любую власть, какая бы они ни была. Между тем есть наиболее адекватное объяснение этих слов Иоанном Златоустом, коренящееся в библейской традиции в целом.
"Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога. Несть бо власть, аще не от Бога, — говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Притч. 19:14; Златоуст цитирует по греческой версии Септуагинты, но в масоретском тексте другое прочтение - свящ. Ф.), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей (Мф. 19:4, 5), то же самое разумел и Премудрый. Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И почему ты удивляешься этому в отношении к людям, когда то же самое Бог устроил и в теле? И здесь Он не все члены устроил равночестными, но сделал один меньше, другой важнее, одни для управления, другие для подчинения. То же самое можно заметить и у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, и там многие породы рыб управляются одной, которая и предводительствует прочими и под начальством которой они отправляются в отдаленные путешествия. А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка" (см.).

Можно между прочим вспомнить, что Павел писал эти слова в конце 50-х годов первого века по Р.Х., то есть в первую половину правления императора Нерона! Который известно как прославился в дальнейшем, в частности, объявив христиан Рима в поджоге города, после чего начались их преследования. Сам ап. Павел погиб также в правление Нерона. Но первая часть его правления была относительно мирной! К тому же стоит иметь в виду, что эта римская власть, какая бы они ни была, дважды защитила апостола Павла от самосуда его соплеменников, желавших покончить с ним. Первый раз в Коринфе при проконсуле Галлионе (Деян. 18: 12-16), второй раз по прибытии в Иерусалим после третьего миссионерского путешествия (Деян. 21:31 и последующие главы). Поэтому, продолжая свою мысль, Павел мог спокойно написать дальше, что начальник - "Божий слуга" (διάκονος), а если делаешь зло - "бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13: 4). Поэтому все и налоги платят для их содержания! То есть, задача любой власти - не воцарить Царство Бога и всеобщей справедливости на земле, а оградить граждан от произвола силы со стороны тех, кто покушается на свободу другого. Рай на земле никому не был обещан, и никакая власть в принципе не способна его устроить. Ее задача скорее оградить от вероятности большего ада на земле. Поэтому еще дальше Павел называет госчиновников разного профиля "служителями Божиими" (λειτουργοι γαρ Θεου εισιν), то есть, они - литурги, и слово "литургия" отсюда же (в греческом это до сих пор значит часто просто работа, служба). Как делает вывод А. Десницкий,
"В целом в 13-й главе Римлянам перед нами предстаёт некая идеаль­ная картинка с практическим нравственным выводом: порядочное пове­дение должно приводить к гармонии в отношениях с земными властями, а злодеяние ведет к наказанию. При этом Павел указывает, что власть начальствующим дана от Бога и человек получает похвалу или наказа­ние как бы от самого Бога, действующего через них".

Но бывает так, что какая-то конкретная власть попускается по духовным недугам разных обществ и иногда может становится звериной. Так и произошло, в частности, в той же Римской империи: уже пару десятилетий спустя автор Апокалипсиса Иоанна иносказательно называет Рим "Вавилоном" и предрекает ему падение. "Число зверя" 666 при этом толкуется по-разному, не имея, конечно, ничего общего с досужими фантазиями современных суеверных апокалиптиков. Как заметил Анри Волохонский, "Поиски реального смысла «числа зверя» в Откровении святого Иоанна отдают безвкусицей". Очень многие склонялись к варианту "Нерон кесарь", написанному на иврите, где каждая буква имела свое числовое значение. А. Волохонский склоняется к другому варианту, считая, что Откровение было написано при Веспасиане, а не Домициане, и в данном случае подразумеваются его инициалы C.T.F.V.P. (Кесарь Тит Флавий Веспасиан Патер или Принцепс): "Не удивительно, что хотя к «числу зверя» было приковано внимание всех комментаторов Откровения, его точное значение перестало быть понятным уже во 2–ом веке н.э. Оно было слишком конкретным, слишком связанным с сиюминутными обстоятельствами" (Бытие и Апокалипсис).

На мой взгляд, когда люди теряют образ Бога, а вместе с ним и собственно свой человеческий образ, они становятся хуже и опаснее любых зверей. А с этой потерей в разные эпохи есть немалый риск прихода соответствующей "звериной" власти. Здесь нет ничего нового, и Откровение в данном случае относится не к какому-то отдаленному будущему (или же, как думают некоторые алармисты, ближайшему, которое уже вот-вот, "при дверях"), а к разным периодам всеобщей истории, но прежде всего, конечно, к истории церковной, христианской. Как предупреждал Иисус, "по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12), и в этом вся суть проблемы, которая сопровождает человеческую цивилизацию в разные эпохи. А каковы люди в каждом случае и каждой стране (скажем так, наиболее активная и определяющая часть общества, единая в своем устремлении), такая им власть и попускается.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаю серию публикаций о том, как жила Москва в годы Великой Отечественной войны. Про самый тяжелый, 1941 год, читайте в этом посте , а сегодня – 1942-й. В 1942 году Москва постепенно возвращалась к мирной жизни. К апрелю враг был отброшен на 100-250 километров от города, авианалё ...
Для всего нужно вдохновение! Даже для безобразий! Эвелина снималась вместе со Стасом Садальским в эпизоде к фильму, который будет выпущен к ее юбилею 4 апреля. После съемок Бледанс и ее коллега «пошалили» на камеру, ведя прямой эфир в Instagram. По словам Бледанс, ...
СК менее 150 - оплата 100 жжж СК 150 - 300 - оплата 150 жжж СУ более 300 - оплата 200 жжж http://marketoluhi.livejournal.com/82945.html Оплата утром, пост на главной странице до оплаты. Участников просьба отписаться тут, оплата по комментариям. ...
Ровно над Северным полюсом: Ровно над Южным полюсом, менее суток спустя: Из Кейптауна в Южной Африке - в Окленд в Новой Зеландии, за менее чем 8 часов. Земля точно КРУГЛАЯ! ...
Хоть время на занятиях с пользой провел.... ...