Рыцарь на белой лошади - 10

Ни Ойген, ни де Вандом в Италии в 1703 году кампанию начинать не спешили. Принц вообще зимой ездил в Вену - выбивать снабжение армии. А в мае его отозвали с фронта, приказав передать команду фон Штарембергу - ибо в Венгрии поднимала голову старая зараза по имени куруцы ("крестоносцы" - так называли себя "борцы за независимость" конца XVII - начала XVIII века, опиравшиеся, внезапно, на союз с османами). Сын князя Трансильвании Ференц II Ракоци возглавил очередной бунт в Закарпатье, так что император Леопольд I испугался, что возвращаются страшные времена Имре Тёкёли (кстати, отчима Ракоци) и куруцких походов по всей стране (и не зря опасался, кстати - война, завернувшаяся чуть позднее, в 1704 году, дополыхает до 1711 года).

Ференц II Ракоци - человек, изгнавший Ойгена из Италии (мега-тыц)
Однако в 1703 году венгерская шляхта не очень подорвалась поддержать Ракоци, и всем показалось, что зря срывали с войны в Европах "целого Ойгена фон Завойена". Однако "чтобы зря не ездить", самый молодой и талантливый из имперских фельдмаршалов решил "разнообразия ради" поучаствовать в придворных интригах. В Вене боролись, как обычно, две партии - "старики" во главе с императором и "молодежь", группировавшаяся вокруг наследника престола эрцгерцога Йозефа. Неудачи на фронтах (на Рейне и в Баварии) позволили партии принца добиться смещения ключевых фигур, обвиненных в неэффективной политике - президента хофкаммер'а (придворная палата - казначейство двора, фактически министерство финансов) графа Готтхарда фон Зальбурга и президента хофкригсрата Хайнриха фон Мансфельда. Посты заняли соответственно Гундакер Томас фон Штаремберг (брат Рюдигера и кузен Гвидо) и принц Ойген, вступивший в должность 27 июня 1703 года.
Однако "старики" не собирались так просто сдаваться - эрцгерцога Йозефа попытались отстранить от участия в заседаниях хофкригсрата. Но принц Ойген пригрозил отставкой, если наследнику не вернут доступ к столу совета, и императору пришлось подчиниться. Ибо не время было раскачивать лодку - французы стояли всего в одном шаге от победы в войне. Во Фландрии англо-голландская армия билась грудями о грудь с французами, как и фон Штаремберг в Италии, но на Рейне Луи XIV применил сразу два нечестных военных приема - толпища полчищ и удар в спину, который нанесли войска курфюрста Баварии Максимилиана II. Скромные имперские силы во главе с маркграфом фон Баден-Баденом и генерал-фельдмаршалом Германом Отто фон Лимбург-Штирумом отступили от Рейна и пытались не допустить вторжения в Австрию. А тут еще к осени Ракоци загрозился пойти из Венгрии в Австрию же с востока, на соединение с французами и баварцами... И в этом отчаянном положении внезапно раздался голос (точнее, были присланы депеши) посла в Лондоне, графа Йоханна Венцеля Вратислава фон Митровица (ака Яна Вацлава Вратислава [и]з Митровиц), который сообщил, что некий англичанин имеет план.


Эрцгерцог Йозеф и граф фон Вратислав
Тут ваш непокорный слуга сталкивается с задачей, которая покамест не для него, а для супермена - набросать портрет одного из, пожалуй, десятка-двух самых великих гениев военного искусства (именно искусства, а не способности устраивать мясобойни с наибольшим количеством жертв) в истории человечества, каким был Джон Черчилль, 1-й герцог Мальборо. В размерах военного таланта они с Ойгеном были конгениальны ("возможны варианты", но "общая сумма в итоге" будет равной), однако если все остальные черты "австро-итальянца" вполне характеризовались его прозвищем Благородный Рыцарь (der Edle Ritter), с неизбежными, конечно, пятнами на солнце, то "дюк Мальбру" был "последним гигантом барокко", либо же "первым титаном Просвещения". Ибо описать его с помощью одной или двух красок нереально - величайший политик и государственный деятель, интеллектуал и "джентльмен благородных порывов", он же ловкий манипулятор, приспособленец, казнокрад и циник. И всё "в одном флаконе - болталось, но не смешивалось"...
Кампании 1702 и 1703 года герцог, командовавший на бумаге объединеными англо-голландскими силами, провел в Испанских Нидерландах довольно уныло - его визави, старейший и осторожнейший из маршалов Франции, герцог Луи Франсуа де Буффле[р], в сражение не лез бы, ,даже если голландские генералы рвались в оное, а они "совсем не", игнорируя приказы и призывы "командующего" и вынося все "спорные вопросы" на политические дебаты в Генеральные Штаты. Война свелась к маневрам и осадам крепостей, а поскольку крепостей в этом краю было предостаточно, вестись таким макаром она могла до морковкиного заговения. И тогда в мозгу у Мальборо осенью 1703 года появился дерзкий план, которым он поделился сперва всего с несколькими людьми, в число которых вошел и австрийский посол Вратислав - перебросить союзную армию в Баварию, объединиться с австрийцами и раздавить с помощью численного превосходства франко-баварские войска, спася попутно и Австрию.

Мальбру в поход собрался... (гига-тыц)
На пути у такого грандиозного маневра имелись препятствия и помимо французских войск с проблемами логистики (это герцог брался решить) - позиция голландцев и неподходящая фигура командующего имперскими войсками. Маркграф фон Баден-Баден, он же Турецкий Луи, был известен излишне конфликтным самолюбием и несговорчивостью в вопросах субординации, потому Мальборо, выступив 5 мая 1704 года в поход, потребовал у Вены - либо новый командующий в Баварии, либо спасение Австрии. Посему император и назначил на требуемый пост 15 мая 1704 года принца Ойгена - кого же еще, как не Благородного Рыцаря. А что голландцы? А голландцев Мальборо просто обманул, заявив, что идет на Кобленц, в Кобленце - на Мозель, а потом, на подходе к Баварии, спрашивать "а что такое?" стало уже бесполезно...
Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.
|
</> |