"Рэкет" (мини-сериал, 1992, Россия, реж. Эрнест Ясан)
altereos — 24.04.2019 "В нашу жизнь всё прочнее входит заграничное слово, звучащее жестко и хлестко - рэкет", - так начинает свой очередной выпуск телеведущий и журналист Алексей Корнилов, главный герой детективного сериала. 5-серийный телефильм "Рэкет" создавался в самом начале 90-х, когда политическая система тяжело переходила на новые рельсы, что предопределило период хаоса и анархии в стране - все эти вещи вполне достоверно отражены в "Рэкете". Зрелище тяжелое, и дело не только в низкокачественном, почти обесцветившемся изображении, но и стремлении режиссер зафиксировать на пленке реальную жизнь серого мегаполиса (даже незаметно, что фильм снимался в Петербурге - создатели как будто специально избегали попадания питерских красот в кадр) с полным набором криминальных ужастиков постперестроечной России. Словно беря пример с главного героя, съемочная команда не брезгует визитом в самые мрачные места города, включая мясокомбинат, морг, кладбище. Например, вскрытые трупы (я так понял, настоящие) показываются в стиле "ничего особенного, лежат и лежат". Так что будьте готовы... "Рэкет" - своеобразный постперестроечный нуар, криминальный триллер с детективным сюжетом, который и сейчас смотрится увлекательно.Алексей Корнилов - принципиально честный и независимый журналист, получивший городскую популярность благодаря своим натуралистичным сюжетам их жизни криминального Петербурга. Ежедневно по вечерам весь город замирает у телевизоров, когда начинается передача "Радар". Прототипом главного героя стал Александр Невзоров, который в конце 80-х - начале 90-х на Ленинградском телевидении вел передачу "600 секунд".
Алексей Корнилов
Александр Невзоров
Начав журналистское расследование по поводу разгрома и поджога кооперативных ларьков, Корнилов невольно запутывается в криминальном клубке, опутывающем все ключевые сферы бизнеса. Журналист понимает, что реальная власть в городе принадлежит группе высокопоставленных чиновников и бывших военных, распределивших между собой сферы деятельности. Кастинг в этом смысле идеальный: актеры создают очень выразительную галерею бандитских рож.
Реалистичность и натуралистичность сериала несколько портит сам главный герой - сложно поверить в существование настолько отважного, бескомпромиссного журналиста, готового рискнуть не только своей жизнью, но и жизнью жены и ребенка. С другой стороны, Корнилов показывает себя великолепным тактиком, выбирая единственно верный способ разоблачить мафиозную верхушку и сохранить свою шкуру при этом. Но логика успешного разоблачения показана в сериале недостаточно внятно и оставляет впечатление чудесного стечения обстоятельств. Правда, для баланса сценаристы все-таки "заставили" Корнилова заплатить определенную цену.
Название сериала "Рэкет" немного вводит в заблуждение: в истории есть пара эпизодов с вымогательством, но фильм, в общем, не об этом. Предположу, что создатели сериала на тот момент не вполне понимали значение слова "рэкет" и воспринимали его как синоним любой мафиозной деятельности. Так или иначе, сериал получился цельным и завершенным, хотя планировалось снять, по слухам, еще 10 серий, но денег хватило только на 5. Неофициальным продолжением "Рэкета" можно считать сериал начала нулевых "Крот" от того же тандема Мережко-Ясан. Кроме того "Рэкет" предвосхитил появление легендарного сериала "Бандитский Петербург".
Моя оценка: 7/10
|
</> |