Режиссер фильма "Донбасс" Сергей Лозница
trim_c — 21.10.2018– В процессе работы, какие просмотренные видео вас больше всего поразили?
– Избиение добровольца Игоря Кожомы в Зугресе в октябре 2014 года. Его привязали к столбу и толпа всячески издевалась над ним…
– Аналогичный случай был и в августе 2014 года в Донецке, когда привязали женщину к столбу с украинским флагом.
– Да. Но я не понимаю, как в наше время можно впасть в такую дикость. Эта сцена в моем фильме стала кульминационной.
Кто эти люди, которые смеются над привязанным к столбу бойцом? Неужели они настолько равнодушны и жестоки, что совсем не чувствуют боль другого человека?
Когда во время съемок мы репетировали этот эпизод, произошло очень важное, на мой взгляд, событие.
На улице вокруг столба, к которому привязали актера Валерия Антонюка, собралась массовка – толпа людей, которые должны были над ним издеваться. Мы репетировали эту сцену на улице.
И вот, в какой-то момент, машина с противоположной полосы пересекает на полной скорости дорогу, и подлетает к нам, резко останавливаясь. Из машины выскакивает водитель и бросается в толпу, готовый драться и защищать привязанного актера.
Конечно, он понятия не имел, что идут съемки. Мы его остановили и объяснили, что происходит. Вместе с тем я был ему очень благодарен за его ярый порыв и бесстрашие – он был готов в одиночку сражаться с тольпой.
В тот момент, я понял, что пока такие люди есть в Кривом Роге, сцены, описанные в сценарии, там невозможны. Это вселяет надежду.
Как вы для себя определили причины случившегося на Донбассе?
– Это совокупность ряда причин.
Основная причина в том, что мы еще продолжаем жить со шлейфом Советского Союза. Несмотря на то, что поменяли паспорта, люди остались все теми же советскими гражданами. И мы будем еще очень долго избавляться от этого шлейфа. Из этого выходить еще очень долго.
Задумайтесь об истории СССР – сколько пролитой крови, убитых людей, скелетов в шкафу – в каждом поколении? Мы были вырваны из культурного контекста, и теперь не знаем, что с этим делать.
А без какой-либо рефлексии нельзя двигаться дальше и развиваться.
Я хотел показать разные страты и разные проявления этого абсурда. По сути, вся эта война – сплошной грабеж. В любой войне, когда захватывался какой-то город, он отдавался на разграбление. Это было стимулом для солдат, что само по себе неправильно.
То есть, если ты выживешь на войне, то имеешь шанс перейти границу вседозволенности. Это аморально. Война приводит человека в ненормальное состояние – дается лицензия на убийство, и это противоестественно.
Ирина Голиздра, специально для УП.Жизнь
|
</> |