РЕФОРМА, КОТОРОЙ ЛУЧШЕ БЫ НЕ БЫЛО

топ 100 блогов Сообщество «Политика»07.11.2014

В воскресенье, 2 ноября, в Москве прошла крупнейшая за последние годы акция протеста врачей, а в соцсетях Интернета появились десятки онлайн кампаний, требующих прекратить увольнения врачей, сокращение зарплат, а также объявить мораторий на реорганизацию медицинских учреждений.

Есть мнение, что система российского здравоохранения живёт сейчас за счёт «накопленного жира» советского здравоохранения в условиях сильного недофинансирования.

Во всяком случае, так утверждает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Всемирно известный детский врач не перестаёт возмущаться, но его голос не желают слышать. Не желают слышать его напоминания о том, например, что  медицина Франции получает 12% от ВВП, здравоохранение Германии – 10%. В России же эта цифра составляет всего 3,7%, причем в рублях, в то время как медицинское оборудование и запчасти для него, покупаются за валюту. Кроме того, высоки цены и на импортные лекарства.

Реформа здравоохранения, которая ведётся в России уже не первый год, идёт к своему логическому завершению, превращая некогда мощную советскую систему здравоохранения, представлявшую из себя поистине  государственную охрану здоровья людей, в банальную «продажу медицинских услуг».

По всему видно, что основным трендом реформы являются оптимизация и минимизация расходов на здравоохранение и принуждение медицинских учреждений к самоокупаемости и самостоятельному зарабатыванию денег, что, естественно, ложится тяжким бременем на карманы пациентов. Ещё одно из основных негативных последствий реформы заключается в том, что на практике «оптимизация» сводится к отъёму у больниц хороших зданий (особенно тех, что расположены в центре города) и постепенной передаче их в частную собственность «дружественным», так сказать, бизнес-структурам.

Речь здесь идёт, конечно же, о столице нашей Родины. В последние 2-3 года за сохранение системы здравоохранения здесь разворачиваются настоящие баталии, в которых помимо медиков участвуют политики, представители левых партий, депутаты и рядовые неравнодушные граждане. Один из таких митингов состоялся в минувшее воскресенье, 2 ноября, в Москве. Возмущение собравшихся москвичей вызвала деятельность организаторов столичного здравоохранения, направленная, по их мнению, на методичное уничтожение доступной медицинской помощи населению.

Какие же шаги «реформаторов» вызвали особое раздражение? По данным организаторов, за последние несколько лет в рамках «реформы здравоохранения» в Москве закрыты многие десятки лечебных учреждений, коечный фонд в московских стационарах сокращён на треть. В настоящее время, подчёркивали протестующие, этот процесс набирает обороты.

Так, продолжается масштабная ликвидация учреждений здравоохранения: поликлиник, больниц, роддомов под предлогом «экономической неэффективности»; в результате этих сокращений резко снижается доступность и качество медицинской помощи; растёт число массовых увольнений и переводов медработников на места с худшими условиями труда; за прошедший 2013 год из профессии ушло около 50 тыс. медиков.

Дефицит медицинских кадров ведёт к непосильной нагрузке на врачей и ухудшению качества помощи пациентам; все проводимые «реформы» проводятся спешно, без учёта мнений медиков и пациентов и сопровождаются постоянным обманом со стороны чиновников. Только за последние два года в Москве ликвидирован целый ряд медицинских учреждений: детский глазной санаторий при Морозовской больнице, ДИБ (детская инфекционная больница) № 12 и её поликлиническое отделение, ДИБ № 8, инфекционный корпус городской клинической больницы № 4, поликлиники № 193 и № 36, больница № 45, лечившая половину «лёгочников» Москвы, урологическая больница № 47, роддом № 6, на очереди «реорганизация» больницы № 63.

Врачи против, пациенты против. Но время не ждёт программа «модернизации» московского здравоохранения требует срочного закрытия десятков больниц и поликлиник. Накануне я обратился за комментарием к одному из участников митинга – президенту Общества «Доказательная медицина», профессору Высшей школы экономики, доктору медицинских наук Василию Власову.

Холявченко: «Василий Викторович, каково Ваше отношение к сегодняшней реформе здравоохранения? Нужна такая реформа или нет? Она идёт уже не первый год по всей стране, но в Москве она что-то особенно остро закручена в последние год-два…

Власов: События, которые происходят в последние недели в Москве, могут вызвать у людей впечатление, что произошло что-то экстраординарное, особенное только в последнее время и только в Москве. Это абсолютно неправильно. И то, что мы сегодня наблюдаем в Москве, это только самый заметный этап, самое последнее ускорение событий, которые развивались в последние 10 лет. В течение последних 10 лет по всей стране закрывались тысячи больниц и поликлиник. Подчёркиваю, больше 8 тысяч фельдшерско-акушерских пунктов. От этих процессов больше всего пострадало сельское здравоохранение. И просто потому, что это происходит в большом городе, Москве, только поэтому мы стали свидетелями вот этих громких, всем заметных событий. Врачи остаются без работы, потому что закрываются больницы, больницы закрываются потому, что в этих больницах стоят койки, эти койки дорогие, и, закрывая больницы, можно сократить расходы на здравоохранение. Надо сказать, что врачи, которые теряют рабочие места в больницах, совсем не легко могут найти себе место в поликлиниках. Дело в том, что в поликлиниках никто не хочет нанимать лишних врачей. Главным врачам надо держать высокую зарплату для врачей. А высокая зарплата у врачей получается не потому, что у них деньги на ставку большие платятся, а потому, что они работают на полторы-две ставки. И вот если все ставки врачей в поликлиниках будут заполнены, то, естественно, не будет возможности работать на полторы-две ставки, и так называемая «зарплата» упадёт. И поэтому сегодняшняя ситуация оказывается почти безвыходной. Может быть, люди и хотели бы (я людьми в данном случае называю администраторов) что-то сделать по-другому, но они ничего по-другому сделать не могут. Это типичная ситуация противостояния врачей и больных перед государственными управленцами».

А тем временем, московские власти планируют до 2018 года ликвидировать ещё 30 000 мест в столичных больницах. Так называемая реструктуризация коечного фонда, о которой упомянул мой собеседник, стартовала в 2012 году с началом реформ в системе здравоохранения. В 2013 году уже было сокращено 3549 коек, в 2014 году эта цифра составит не менее 14 944. В итоге из существующих 80 993 коек останется 54 250. По данным Россстата, оценившего положение во всей стране, по состоянию на 2012 год на десять тысяч россиян приходилось 93 койки!!!

Департамент здравоохранения заверяет, что сокращаются нерентабельные места. К таким отнесли, например, Центр трансплантологии почки и 5-е хирургическое отделение городской больницы № 7. Эффективность повысили за счёт того, что перевели 200 пациентов-очередников из этих мест в аналогичный центр при НИИ имени Склифосовского, где очередь составляет 350 человек.

Закрытые отделения, по неофициальной информации, будут перепрофилированы под пластическую хирургию. И, кстати, в этом маленьком штришке также видна тенденция на коммерциализацию медицины, на её разворот всем своим сияющим фасадом к власть и деньги имущим. Ведь кому нужна была раньше пластическая хирургия? Да, практически, никому. А сейчас она нужна людям с тугим кошельком, привыкшим удовлетворять любые свои прихоти, скажем, из крючконосого превратиться в курносого, отвалив за это такую сумму, которой хватило бы  на излечение ребёнка из бедной семьи.

Для них же, я имею в виду «богатеньких буратин», начиная с 2013 года на станциях скорой и неотложной медицинской помощи (пока что в Москве и Питере) появились бригады, оказывающие платные услуги.Доктора здесь можно вызывать (причём по определенному номеру) для проведения рентгенологического исследования или УЗИ. Они оказывают также нейрореанимационную, хирургическую и токсикологическую помощь.

Некоторые эксперты, напомнив о том, что в столице и так много коммерческих «скорых», вызов которых стоит от 4 до 5 тысяч рублей в пределах МКАД, высказывали опасение, что платная медпомощь может постепенно вытеснить бесплатную. По их мнению, многие хорошие врачи могут перейти из бесплатных неотложек в хозрасчётные, и неплатёжеспособным пациентам не хватит квалифицированных докторов.

Но всех пессимистично настроенных граждан поспешил успокоить заместитель мэра столицы по социальным вопросам г-н Печатников. Он разъяснил, что поскольку хозрасчётные машины более комфортные и  приезжают по вызову они, скорее всего, быстрее бесплатных, то и пользоваться ими будут, возможно, только обеспеченные москвичи.

Ну, это-то как раз можно было бы и не объяснять, как говорится, кто бы сомневался. Ведь мы же прекрасно помним поговорку «кто платит, тот и заказывает…», или, если расширительно – «кто платит, тому и почёт, кто не платит, тот не в счёт». Но и богатые должны помнить о том, что «последний путь» и конечный адрес у них будет тот же самый, что и у бедных.

А вот что касается бедных, то они всё чаще высказывают недовольство тем, как их лечат. Только в этом году Федеральный фонд ОМС получил около 20 тысяч обоснованных жалоб на некачественное обслуживание. Непрофессиональные действия врачей, отвратительные условия в больницах, неверно выставленные диагнозы – лишь часть претензий к медикам, которые обсуждаются и в семьях, и трудовых коллективах, и в СМИ.

Минздрав признал: проблема есть, и узаконил выбор медучреждения и врача. Начиная с 2014 года, направляя пациента на госпитализацию, врач должен предложить ему варианты больниц, а человек – выбрать, где бы он хотел лечиться.

Однако защитники прав пациентов считают, что реализовать это на практике будет сложно. Поликлиники и больницы вряд ли смогут взять к себе на обслуживание всех, кто пожелает, а пациент не сможет заранее определить: какой врач – профессионал, а какой – нет. Вот что по этому поводу говорит Президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский.

Саверский: «Поликлиника выбирается – в законе так – с учётом территориально-участкового принципа здравоохранения. Ясно, что участковый врач из одного района в другой не поедет и, соответственно, пациента себе такого под патронаж не возьмёт».

Кроме того, добавляет председатель общественного совета Общества защиты пациентов Андрей Хромов, непонятно, как пациент может выбрать то, в чём он сам – не большой специалист.

Хромов: «Ни один пациент не обладает, как правило, медицинским образованием, он не может себе выбрать поликлинику для прохождения адекватного лечения. Не получится ли после принятия данного закона такая ситуация, что вина за выбор поликлиники, где ему нужно будет лечиться, будет переходить на пациента?».

По мнению Андрея Хромова, такой подход создаст лишь дополнительные проблемы.

Хромов: «Пациент может позвонить в страховую компанию, жаловаться на то, что ему не предоставляют право выбора поликлиники, но фактически, это будет на деле означать полный коллапс при оказании медицинской помощи».

Безусловно, говорят эксперты, человек вправе выбрать, где его будут лечить, и кто будет отвечать за его здоровье. Однако пока наша система здравоохранения может предоставлять такой выбор далеко не всегда. И не всем. Например, в небольших поселках, где, зачастую, поликлиники и больницы почили в Бозе, выбирать попросту не из чего.

Кроме этого, в Фонде ОМС признают, что поликлиники, действительно, всячески открещиваются от не своих пациентов. Особенно высокопрофильные учреждения или бывшие ведомственные, привыкшие работать, что называется, с вип-пациентами.  Здесь же – в Фонде ОМС – благосклонно советуют: пациент, которому отказали в прикреплении, должен написать заявление на имя главврача и после официального отказа обратиться за помощью к страховщикам. И если отказ окажется обоснованным, искать другую поликлинику.

Правда, в этом бесплатном совете не разъясняется, сколько денег да и того же здоровья понадобится несчастному пациенту на поиски необходимой поликлиники, не говоря уже о том, что это «увлекательное» занятие и вовсе может закончиться для него летальным исходом. Но, как указывают в том же Фонде медицинского страхования, человек должен сам бороться за свои права.

В качестве комментария к этому утверждению могу сказать лишь одно: по поводу наших прав в Конституции, действительно, что-то написано, но вот о том, что за них нужно ещё и бороться, слышу впервые. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Купила такую вот рыбку. Говорят, необходимая в доме вещь. Говорят, кабели имеют свойство переламываться у основания, поэтому нужен держатель, чтобы не давать им в этом месте сгибаться. Интересно, это правда или реклама - двигатель торговли? Во всяком случае, USB-кабель точно стал ...
Ты в зеркало смотри,  Смотри, не отрываясь,  Там не твои черты,  Там в зеркале живая,  Другая ты.  ...
Наткнулся на афишу и не смог пройти мимо. Уж больно чудесно выглядит. И да, после такого слогана песня "Я люблю тебя до слез" начинает восприниматься несколько... специфично :) ...
Ровно 42 года назад, 12 августа 1981 года корпорация IBM представила первый массовый персональный компьютер IBM PC, совершив настоящий переворот в вычислительной технике. Это, на первый взгляд малозаметное событие, изменило весь мир, определив направление развития человеческой ...
Да именно хохлов ибо украинец такого не скажет. На новость о том, что митингующего в Симферополе наказали за размахивание украинского флага на несанкционированном митинге хохлы от такой новости сильно возбудились. И по вылазили дочки офицеров, шахтёров и прочие свидомые. Комментари ...