Рецензия на книгу Tudor England Люси Вудинг - Таймс

топ 100 блогов euro_royals23.12.2022 Рецензия на книгу Tudor England Люси Вудинг - Таймс

Однажды весной 1486 года монах из Кроуленда в Линкольншире сел, чтобы подвести итоги текущих событий, которые он записывал в хронике аббатства. Он должен был со многим разобраться.

Во-первых, произошла большая смена правительства. В августе прошлого года изгнанный валлийский дворянин по имени Генрих Тюдор вторгся в королевство, направил армию в Мидлендс и сразил правящего короля Ричарда III в битве. Как Генрих VII, он стал четвертым монархом Англии менее чем за три года.

Рецензия на книгу Tudor England Люси Вудинг - Таймс

Вскоре после этого умер аббат Кроуленда, заболевший потницей — жестокой и капризной болезнью, которая могла убить человека в тот же день, когда у него появлялись первые симптомы. Аббатство тем временем было вовлечено в ожесточенный судебный спор с соседними землевладельцами. Это ге сулило ничего хорошего, и деревенские власти из близлежащего Дипинга украли часть урожая монахов, а затем застрелили собаку, посаженную охранять подвал аббатства.

Это было значительно. Но в то же время это было обычным делом. Мертвый король, мертвый аббат, мертвая собака — и кто знает, что будет дальше? «Пусть грядущие поколения будут на страже, — писал летописец, прерываясь на стихи. - И знайте, что народом правят они, непостоянные и любящие новизну».

Когда мы думаем об Англии 16-го века, мы традиционно начинаем с головы. Это естественно. Между 1485 и 1603 годами Тюдоры произвели на свет двух монархов из зала славы — Генриха VIII и Елизавету I. Они подарили нам множество потрясающих великих исторических событий — битву при Босворте, разрыв с Римом, испанскую армаду. Они взрастили хрестоматийных писателей и художников — Томаса Мора, Ганса Гольбейна-Младшего, Уильяма Шекспира. Не зря Тюдоры были опорой британского преподавания истории и голливудской костюмированной драмы на протяжении поколений.

Тем не менее, если мы посмотрим на годы Тюдоров только через политическую борьбу и личные психодрамы пяти монархов (Генрихов VII и VIII, Эдуарда VI, Марии I и Елизаветы I), мы многого не увидим. По крайней мере, так думает Люси Вудинг, сотрудник Линкольн-колледжа в Оксфорде, чьи предыдущие книги включают биографию Генриха VIII.

Рецензия на книгу Tudor England Люси Вудинг - Таймс

Как и летописец аббатства Кроуленд до нее, Вудинг пытается описать мир Тюдоров снизу вверх и сверху вниз. И при этом она, возможно, только что выпустила классику или, по крайней мере, книгу, которая может служить стандартным введением в мир Тюдоров для шестиклассников, студентов и обычных читателей на многие годы вперед.

Это невероятная задача. Но Вудинг готова к этому, потому что она пишет ясный, изящный, содержательный рассказ и хорошо разбирается в странных вещах. На чуть более чем 700 страницах она описывает пять сложных царствований, несколько войн, религиозную революцию, возрождение в искусстве и литературе, высокую и низкую политическую культуру, медицину, философию, пищу, географию, торговлю и экономику. Тем не менее, почему-то текст никогда не бывает поверхностным; и не отходит от темы.

В ее главах, повествующих о правлении монархов, Вудинг одновременно выразительна и язвительна. Ее Генрих VII — не раздражительный, скупой вензель, а скорее величественный: «умный и находчивый правитель, осажденный со всех сторон, упорно добивающийся стабильности и восстановления порядка и уважения в политической жизни». Генрих VIII является «наглядным уроком того, насколько далеко можно расширить королевскую власть и какой ценой». Елизавета «была в высшей степени ответственной как монарх», но ее отказ назвать преемника до самой смерти был «почти преступным актом безответственности, который потенциально угрожал всему ее королевству».

Рецензия на книгу Tudor England Люси Вудинг - Таймс

Однако в чем эта книга действительно выделяется, так это в тематических главах, сопровождающих биографические очерки Вудинг. Здесь забавные истории и курьезы прыгают с каждой страницы, часто ловко размещаясь рядом друг с другом. Итак, мы узнаём, что Генри Перси, граф Нортумберленд, содержал 166 домашних слуг; требовалось 17 экипажей, чтобы перевозить имущество графа между его владениями. Генрих VIII однажды получил в подарок от Папы 100 головок сыра пармезан. Однако в том же королевстве некоторые жители были настолько бедны, что мололи желуди, чтобы приготовить себе хлеб.

В более пргрессивных академических кругах эти противоречивые факты можно было бы использовать для осуждения тюдоровской Англии за ее прискорбное неравенство. Но Вудинг выше этого — и она показывает, что судьба бедняков была постоянным вызовом личному и профессиональному сознанию тех, кто находился у власти в 16 веке. Даже если, как и любое другое политическое общество в истории человечества, Тюдоры не «решили» вопрос бедности, их элиты задавались вопросом, как они могли бы это сделать, а иногда и изо всех сил пытались это сделать.

Вудинг везде придерживается этих разумных линий. Тюдоровское общество предлагало женщинам худшие условия, чем мужчинам. Мы встречаем женщину из Баркинга, которую потащили в суд за то, что она устроила празднество в таверне после церемонии «очистительной молитвы», чтобы приветствовать ее возвращение в приличное общество после родов. Мы узнаем, что в Лондоне было незаконно бить жену после 9 вечера — но только из-за шума. Тем не менее, Вудинг отмечает, что тюдоровское общество также иногда жестоко обходилось с мужчинами, и что, по мнению по крайней мере одного иностранного гостя, свобода, предоставленная женщинам в Англии, намного превосходила стандарты в других странах Европы.

Наряду со всем этим описываются простые странности тюдоровской жизни во всех слоях общества. Считалось, что прикосновение монарха излечивает от золотухи; зелье, приготовленное путем запекания совы, использовалось для облегчения подагры. Мы обнаруживаем бордель в Вестминстерском дворце и сталкиваемся с директором государственной школы, которого арестовали за совращение мальчиков. Есть схема быстрого обогащения по продаже вязаных матросских шапок китайцам и поездка на похороны последнего отшельника, жившего в Лондонской стене.

Рецензия на книгу Tudor England Люси Вудинг - Таймс

И прежде всего остального присутствует человечность — часто поразительно знакомая на протяжении веков. Лолларды представляются не какой-то непонятной протопротестантской сектой, а позднесредневековым эквивалентом «свободомыслящих» в стиле Джо Рогана. Вудинг цитирует напыщенного елизаветинского министра, бранящегося, как самодовольный ведущий программы новостей, о плачевном состоянии воспитания детей.

И самое памятное, пожалуй, она показывает нам Джона Фишера, кардинала-епископа, казненного по приказу Генриха VIII, который при жизни ел свой ужин с человеческим черепом на столе, чтобы напоминать ему о своей смертности. «Неудивительно, — пишет Вудинг, — что он ел очень мало». Ежегодно на прилавки поступают десятки томов о Тюдорах. Немногие настолько серьезны, читабельны и полны веселья.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  12-14 января 1945 года советские войска перешли в крупномасштабное наступление в Польше и Восточной Пруссии. Фронт неумолимо приближался к важным для Кригсмарине военно-морским базам Кёнигсберг и Данциг. Военные корабли, транспорты и подводные лодки, под завязку забитые беженцами, ...
Я сейчас по работе часто бываю в Ришоне. Сегодня закончил рано и поехал питаться в любимый ресторанчик - "Франческа". Там у них как раз бизнес-ланчи по весьма скромной цене. Сначала приносят свежевыпеченный хлеб и кучу салатов, среди них, на ...
DSC_5812.jpg © mirielle_elenna.iMGSRC.RU DSC_5849.jpg © mirielle_elenna.iMGSRC.RU А потом иней начинает таять под лучами солнца... DSC_5855.jpg © mirielle_elenna.iMGSRC.RU DSC_5859.jpg © mirielle_elenna.iMGSRC.RU ...
В Воронеже ночью с 19 на 20 февраля неизвестные сожгли машину профессора ВГУ Селезнёва Юрия Васильевича. Запись поджога попала на камеру видеонаблюдения. Двое молодых людей облили автомобиль горючей жидкостью, а затем подожгли его зажигалкой. Ученый связывает происшествие с борьбой ...
Разглядывая мейсенский фарфор в музее, и заглядывая в меловые лица статуэток, на которых розами расцветает румянец, задумываемся ли мы, насколько точно воспроизведен макияж на этих кукольных личиках, как мужских, так и женских? Да, ...