Реальность или театр?

топ 100 блогов moskalkov_opera22.03.2012

Должно ли искусство быть реалистичным? Должно, конечно, по крайней мере мне так кажется. Нужны ли живые лошади на сцене? Нет! Надо ли переодевать героев оперы в красноармейцев? Только если это опера про красную армию. Может ли героиня умереть от чахотки? Почему, нет? И я так считаю не один. У меня есть хороший помощник в этом деле. Этот вопрос совсем не нов. В  XIX веке мир, а в особенности мир оперы буквально разрывался по этому поводу.

Реальность или театр?

Возьмём, к примеру, моего любимого Верди и две его оперы «Риголетто» и «Травиата». Обе вызывали немало возмущения после своей премьеры. По поводу, «Риголетто» любители музыки возмущались тому, что главным действующим лицом произведения был выбран шут и горбун, поющий прекрасные арии. «Травиата» вызывала протесты потому, что героиней оперы Верди выбрал куртизанку – женщину, «отвергнутую обществом», как сказали бы падкие на эвфемизмы советские историки.

На эти претензии Верди сказал следующее:


«Почему на сцене вашего "Сан-Карло" нельзя одинаково показать королеву и крестьянку, женщину добродетельную и кокотку? Это неприлично!! - говорите вы. Почему? Если можно умереть от яда или шпаги, почему нельзя умереть от чахотки или чумы? Разве этого не бывает в действительности?»

Эта вот верность современности стала для Верди ключевым критерием всего его творчества. И соответствие, каким бы то ни было, принятым оперным условностям его не связывает, если нет отхода от того, что возможно в действительности.

В русской музыкальной жизни 60-70 годов XIX века вопрос реалистичности тоже стоял как нельзя остро. Музыкантов интересовало, какой должна быть передовая для того времени опера? Некоторые молодые музыканты пришли к выводу, что опера, как последовательное соединение отдельных частей есть художественный нонсенс и посчитали, что речитатив, подражающий разговорным интонациям голоса, сопровождаемых оркестром, выражающим настроение героев, и есть единственный разумный вариант решения формы в опере.

Ярким примером подобного подхода к опере стал «Каменный гость» Даргомыжского. Это яркий пример тогдашних реформаторских положений, согласно которым из оперы должно быть удалено всё противоречащее правде звука, включая вокальные номера (арии, дуэты). Вокальные партии должны были быть максимально приближены к интонациям словесной речи, а оркестр должен был стать своего рода психологическим аккомпанементом, раскрывающим чувства героев, стоящих на сцене.

Ярым противником такого подхода стал Петр Ильич. В «Русских Ведомостях» за 1873 год Чайковский писал следующее о «Каменном госте» Даргомыжского:


«Даргомыжский избрал текст «Каменного гостя» Пушкина и, не изменив в нём ни единой буквы, не применив его к требованиям оперного дела, как это обыкновенно бывает, когда словесное поэтическое произведение берётся как канва для широких музыкально-драматических форм, – нанизал речитативы к каждой строчке подлинного текста. Известно, что речитатив, будучи лишен определенного ритма и ясно очерченной мелодичности, еще не есть музыкальная форма, – это только связующий цемент между отдельными частями музыкального здания, необходимый, с одной стороны, вследствие простых условий сценического движения, с другой же стороны, как контраст к лирическим моментам оперы. Жалкое заблуждение смелого таланта, не руководимого трезвым пониманием эстетически развитого художника! Написать оперу без музыки – не есть ли это то же, что сочинить драму без слов и действия?».

Эти поразительный и как нельзя актуальные слова Чайковского до сих пор изучают как яркий пример музыкальной журналистики (каковой в наше время практически нет). Не удержусь процитировать ещё одно высказывание великого композитора, которое он записал в 1890 году в письме К.Романову:

«Наши музыкальные критики, упуская из виду, что главное в вокальной музыке – правдивость воспроизведения чувств и настроений, прежде всего, ищут неправильных акцентов, не соответствующих устной речи… Я нисколько бы не затруднился нагло отступить от реальной истины в пользу истины художественной. Эти две истины совершенно различны… Люди, которые, вместо того чтобы говорить, – поют, ведь это верх лжи».

Реализм, к которому стремился Верди и от которого открещивался Чайковский – две разные вещи. В первом случае мы говорим о верности нашему дню в сюжете оперы, а во втором о верности естественной устной речи в самом пении. Но в обоих случаях, оба композитора стремились к одному и тому же – сохранить в опере художественную актуальность и сделать её народной. И без сомненья, оба признанных музыкальных гения достигли в своём стремлении несомненного успеха.



Как тут не вспомнить мою "любимую" рубрику "судить на хрен режиссёров". Что сказал бы Верди, если бы увидел вот это например. Догадайтесь, что за опера.)

Реальность или театр?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Пришла сегодня коробочка: А там то, чему поют дифирамбы женщины всего мира, более двух тысяч отзывов. БРУЛЬЯНТ как бы скован металлической сеткой, прямо вылазит из нее, как пробка из шампанского: Купила ЭТО за 112 рублей. Всем буду говорить, что Картье своровал идею у ...
Фото © Пресс-служба Совета Федерации. Вот это, что называется, приплыли ! От уверенной победы, от национальной гордости – прямиком к национальной катастрофе . Причём такого масштаба, который уже невозможно скрыть. И люди сведущие практически открыто, громко, эмоционально ...
Братаны Лиза Глеб А вот и не догонишь! Этот замечательный туннель СПЕЙА нам подарила компания ИКЕЯ. Очень мужественный оказался подарок! Уж сколько раз такое случалось: утром дети играют в игрушку, вечером – в ее запчасти, а ...
Почему-то считается, что дамы очень боятся секса на один раз. Поматросит и бросит, как говорится. Ничего приятного, скажем прямо. Но при общении с мужчинами-нищебродами есть интимные вещи и пострашнее. Причем вред от них с легкостью перекрывает ущерб от разовой неудачной потери чести. ...
Министр обороны России Сергей Шойгу рассказал о строительстве модели здания Рейхстага для тренировок юноармецев. По его словам, так у них появится возможность «штурмовать конкретное место», а не «что попало» В парке «Патриот» в Кубинке строится здание Рейхстага, которое смогут ...