Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

топ 100 блогов paratype10.06.2011
Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Сейчас в очередной раз начнётся самое интересное :)

Но сначала я хотела бы по следам комментариев к прошлой серии сказать пару слов в защиту разных финтифлюшек.

Вот люди пишут: зачем делать эти излишества (большой знаковый состав, большое количество начертаний), которые нужны не больше чем десяти человекам, когда в то же время можно было сделать ещё один шрифт? Я, если честно, в этом вижу такой подтекст: аааа, шрифтов мало, шрифтов не хватает, а вы, горе-шрифтовики, фигнёй тут страдаете!
Шрифтов мало, да. Особенно по сравнению с количеством шрифтов с латиницей и без кириллицы.
Только вот активно используется — сравнительно небольшая часть. Большинство свежих тиражных шрифтов можно охарактеризовать гребенщиковской фразой «я ушёл от закона, но так и не дошёл до любви» — в мелком тексте по «текстовости» до любимых и используемых всеми Свифта и Чартера они не дотягивают, а в крупном (реально крупном) выглядят излишне дубовыми, неконтрастными и разряженными.
Мелкокегельных шрифтов — почти нет.
Крупнокегельных шрифтов (именно тиражных, арт-директора крупных журналов могут многое себе позволить, но это и останется в рамках издания) — почти нет.
Шрифтов, сильно развитых по начертаниям и позволяющих за счёт этого более-менее тонко регулировать насыщенность и ёмкость набора — много ли можно назвать? А, между прочим, Мириад и Гелиос все так любят «потому что много начертаний»...
А шрифтов, опять-таки тиражных, в которых есть ещё какие-то дополнительные типографические возможности (помимо капители и минускульных цифр, хотя их, кстати, тоже довольно мало) — сколько в кириллическом пространстве? Каллиграфических, например, шрифтов, в которых не механическое по одному глифу на знак, а контекстно-зависимые варианты, много ли? А некаллиграфических?
Я каждый день хожу по шрифтовым сайтам (некириллическим, главным образом) и пытаюсь отслеживать тенденции, и вот что мне кажется: нашу шрифтовую культуру надо развивать не только вширь (в смысле увеличения количества шрифтов), но и вглубь, в сторону увеличения возможностей шрифта. А пользователей надо приучать к тому, что в шрифте может быть не только два алфавита и один комплект цифр в начертаниях нормальном-курсивном-полужирном, и использоваться он может не только в диапазоне от 12-го до 36-го кегля.
Типографические возможности надо популяризировать, как мне кажется.
Даже если эти возможности выражаются в том числе в финтифлюшках.


Ну так вот, к самому интересному.
Самое интересное: по аккаунтам тех, кто предзаказал шрифт, разложена бета-версия первого начертания!
И её можно (и нужно) оттуда скачивать и тестировать, потому что пока ещё мы можем вносить в шрифт изменения.
Сразу предупреждаю: кернинга в этом начертании ещё нет (кернинг в процессе, про него будет отдельная серия), и ОТ-фичи написаны ещё не все. Но для начала надо выяснить, насколько удобны и понятны имеющиеся, а для этого и нужна ваша, дорогие читатели, бета-тестерская помощь.


Примеры и картинки работы шрифта я собирала в ИнДизайне, если кто-то сможет показать, как всё это работает (и что из этого работает) в других приложениях — будет здорово.
Инструкция по применению, соответственно, тоже приводится для ИнД.
В некоторых (очень немногих) случаях замены знаков работают не совсем так, как на картинке, не пугайтесь — это идёт отладка...

Итак, начинаем.
Во-первых, в шрифте работает очевидное — минускульные цифры

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

и капитель, которая вызывается как через меню OpenType, так и с помощью кнопки Small Caps (с помощью кнопки капитель делается из строчных букв, с помощью меню — из любых).

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Подстановка альтернативных знаков происходит с помощью вызова стилистических сетов:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Пока их работает девять, но будет больше.
Разные сеты включают разное количество знаков и могут свободно комбинироваться между собой.
Можно выделить два глобальных сета для прописных знаков и капители, два локальных сета для них же и несколько сетов, меняющих один-два знака в строчном наборе (чтобы можно было включить именно те формы и в тех сочетаниях, которые нужны, а не всё разом).

Если двигаться по порядку, то первые два стилистических сета и есть глобальные.
Предположим, что базовый комплект знаков выглядит вот так (собственно, именно так он и выглядит):

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Стилистический сет 1 заставляет прописные, капительные и некоторые другие знаки выглядеть более витиевато и старомодно:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Стилистический сет 2 ближе к ар деко и советским табличкам:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Следующие два сета действуют на начальные (третий) и концевые формы некоторых знаков, поэтому в примере буквы отбиты друг от друга пробелами.

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Стилистический сет 3 меняет формы треугольных букв на начальные,

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

а стилистический сет 4 — на конечные.

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Оставшиеся пять сетов касаются формы строчных знаков.

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Стилистический сет 5 заменяет формы k, ж, к, я на более мягкие и может комбинироваться, например, с сетом 1, применённым к прописным знакам.

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Стилистический сет 6 заменяет двухчастную форму буквы а на одночастную (круглую),

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

а стилистический сет 7 делает то же самое с буквой g, поэтому довольно логично использовать их вместе (хотя я теоретически могу представить ситуацию, в которой вместе они как раз не очень нужны).

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Стилистический сет 8 заменяет латинскую l с крючком снизу на «просто палочку» и, в принципе, тоже неплохо сочетается с предыдущими двумя (а все они — со стилистическим сетом 2 в прописных).

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

И стилистический сет 9 нужен для тех, кому зачем-то понадобятся треугольные Л и л.

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Треугольные Д я делать всё-таки не стала...

А теперь — завитушки!
Пока что запрограммирован только самый скромный вариант, предположительно в готовой версии шрифта будут ещё два более кудрявых варианта.
Как несложно догадаться, завитушки вызываются с помощью фичи Swash в меню OpenType.

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Поскольку они могут срабатывать по-разному, когда буква находится в начале, конце или середине слова, я набрала все буквы по три раза через пробел, чтобы просмотреть все возможные случаи.

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

В базовом комплекте знаков своши должны работать вот так:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

При включенном стилистическом сете 1 вот так:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

При включенном стилистическом сете 2 вот так:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

При включенном стилистическом сете 3 вот так:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

И при включенном стилистическом сете 4 вот так:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации

Все те знаки, которые не вызываются (или пока не вызываются) с помощью меню OpenType, доступны с палитры Glyphs.

А вот теперь жду замечаний и наблюдений...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Перед Новым годом всё старые фильмы анонсируют. Увидела Е.Леонова в роли заведующего детским садом в фильме "Джентльмены удачи", вспомнила "Усатого няня"... А вот в жизни я ни разу не встречала мужчину в роли воспитателя или даже заведующего детским садом. Да что там - даже учите ...
TL:DR Оппозиционер Мальгин в ФБ выяснил, что продать коттедж в Подмосковье ему мешает проклятый Путин, от которого хочет эмигрировать средний класс, а не переизбыток предложения, не многолетнее отсутствие покупательского интереса к подмосковской недвижимости и не удручающее состояние экон ...
Смотрю я на этот цирк с Оливером Стоуном и Пыней Кабаевым, на эти сюрреальные интервью более уместные в стенах палаты номер шесть в жёлтом доме, и задаюсь вопросом: с Хуйлом давно всё понятно - старик ебанулся ещё 20 лет назад, а вот Стоун - он полезный идиот, полезный подлец или он при ...
Примите по крайней мере во внимание, что ежели мы и провинились, то без заранее обдуманного намерения, по рассеянности, недоразумению, неопытности, глупости и т. Действительным продуктом, очевидно, является текст, а знание есть наша особая ...
Едем мы как-то по полевой дороге, а на нас движется нечто. Сбоку как бы стог сена, но стожера нету и едет само. Как мотоблок, но на четырех колесах, оператора этого механизированного стога не видно, управляется как-то автоматически или из космоса, потому что не электрическая, слышна ...