Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.

топ 100 блогов dmitry_novak23.05.2011
Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.

   В прошлый раз мы с вами поговорили о свете в кино. Сегодня я расскажу о технической стороне съемки с позиции оператора.

   Кинооператор — специалист широкого профиля. Он должен отлично понимать и использовать изобразительные возможности, предоставляемые камерой, оптикой и светом.

   Как правило, хороший кинооператор в совершенстве владеет и фотографией. Однако редкий фотограф может без специального образования стать кинооператором.
   Кроме того, оператор в кино — это уже давно не один человек, прильнувший к окуляру и вращающий ручку аппарата. Сегодня команда оператора состоит из многих людей.

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.
На съемках фильма "Star Trek"

   Во власти оператора и собственно постановка кадра, композиция, и внутрикадровый монтаж, и технические моменты, такие как подбор оптики, фильтров, оборудования. О них сегодня и пойдет речь.

   Правильный подбор оптики - вообще очень важный момент. Несмотря на то, что в основном «киношная» картинка определяется освещением и цветом, оптика здесь играет далеко не последнюю роль.

 
   Чем кинематографическая оптика принципиально отличается от хороших фотообъективов?
   Чисто формальных отличий много (соблюдение форм-фактора в рамках всей линейки, длинный ход фокусера, бесступенчатая диафрагма, шестеренка под фоллоу-фокус на кольцах и т.д.). Немаловажно для кинематографа и то, что объективы калибруются по цвету.

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.
Линейка объективов Zeiss DigiPrime

   Но все это нас в рамках наших фотозадач мало волнует. Важно то, чем принципиально оптически отличаются кинообъективы.

Для кинематографа одним из главных критериев оптики является светопропускание. На кинообъективах оно фигурирует вместо светосилы и обозначается буквой T (англ. Transmission).

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.


   Светопропускание — далеко не то же самое, что светосила. Этому вопросу посвящен один материал в моем блоге и еще один материал в блоге Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра. [info]medvedevphoto .
   В киносъемке важно и светопропускание, и относительное отверстие (светосила). Светопропускание обеспечивает короткие выдержки без повышения чувствительности и, соответственно, зерна, а главное — гарантированно неизменную экспозицию при прочих равных при смене оптики. А большое относительное отверстие диафрагмы позволяет эффективно размывать фон и тем самым акцентировать ключевые объекты и их части — как и в фотографии.

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.
Кадр из кинофильма «Обитаемый остров»

   Рассматривая кинокадры, мы увидим почти везде четко выраженную ГРИП, и даже на широкоугольных сценах фон чаще всего будет размыт (хотя известно, что с уменьшением фокусного расстояния ГРИП растет, и на широкоугольнике размыть фон не так легко).
   Немаловажен и рисунок оптики. Под рисунком я подразумеваю как сам характер размытия (боке), так и особенности границ ГРИП, т.е. перехода из резкого в нерезкое и, что немаловажно, пластику изображения в зоне резкости, микроконтраст. Про пластичность, к слову, у меня в блоге тоже был материал.

   В кинопроизводстве обычно используются объективы с высококачественным боке. И здесь важна не столько эстетика сама по себе, сколько получение на выходе с разных объективов и при разных диафрагмах схожего рисунка боке, что необходимо для успешного монтажа. Два стыкующихся кадра с разным рисунком боке будут смотреться в монтаже плохо.
   
   Хотя бывает, что используется оптика с нестандартной диафрагмой, как например в фильме Мартина Скорсезе «Таксист»:

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.

   И можно даже сказать, что треугольное боке здесь добавляет особый стиль, городские огни приобретают в таком виде непривычную и даже несколько агрессивную форму.

   Опытные фотографы уже давно выделили ряд объективов с характерным «киношным» рисунком. Среди них — почти вся линейка Carl Zeiss.
   У меня имеется знаменитый цейссовский зум Vario-Sonnar 28-85 f/ 3.3-4.0, который неплохо иллюстрирует тезис о том, что хорошая картинка неизмеримо важнее «голой» светосилы (не говоря уже о том, что зумы тоже могут):

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.

Несмотря на довольно низкую светосилу, это стекло обладает очень характерным киношным рисунком, нейтральным, но эстетичным боке. Не менее кинематографичную картинку дает классический портретник Contax Zeiss 85 mm f/1.4:

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.

   Ошибочно считать, что в кинокадре непременно должны присутствовать такие НЕДОСТАТКИ оптики как виньетирование, блики, «зайцы» и т.д.
   Наличие засветок и переотражений от оптики в исходниках в кинопроизводстве всегда считалось браком. Причина проста — блик неконтролируем, он может закрыть сюжетно важную деталь, и его невозможно убрать без огромных трудозатрат.            Поэтому предпочтение отдается оптике, минимально бликующей, и лишь в отдельных случаях эти эффекты добавляют отдельно фильтрами или на постпроцессинге для создания атмосферы, подчеркивания источников света и вообще формирования живой картинки с эффектом присутствия.

   Создатели фильма «Star Trek» (2009) явно не поскупились на lens flare. Если бы я добавлял этот эффект и мне платили бы за каждого зайца по рублю, я наверное уже был бы миллионером :)

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.


   Однако и у меня была фотография, где я сознательно добавил блики, чтобы создать ощущение футуристичности:

 Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.
All those moments will be lost in time, like tears in the rain. ('Bladerunner', 1982)

   В сетевых публикациях часто попадаются высказывания о том, что «киношную» картинку формирует в числе прочих и скорость затвора (обтюратора кинокамеры).
   Лично я считаю это утверждение ошибочным. С приходом чистых высоких ИСО как в пленочной, так и в цифровой киносъемке, довольно часто используются короткие выдержки в сотые и тысячные доли секунды. Легче всего это увидеть в современных боевиках, где быстрый экшн — драки, взрывы, погони — требуют четкости каждого кадра. В таких случаях скорость затвора может быть настолько велика, насколько позволяет чувствительность кинопленки или матрицы и механика камеры. Таким образом, кадры не имеют смаза, движение воспринимается четче (хотя и несколько более дерганым). При этом картинка вовсе не теряет ощущения кинематографичности.
   Отсюда можно сделать правомерный вывод: для «киношной» картинки выдержка либо имеет очень малое значение, либо не имеет его вообще. (Впрочем, не стану отрицать, что форма обтюратора и выдержка радикальным образом сказываются на характере передачи движения, но не в статичном кадре).

   Очень важную роль в восприятии фотографии играет формат кадра.
   Пропорции довольно жестко диктуют композиционные решения.

Размышления о кино и фотографии. Часть 3: Работа оператора. Кинооптика. Затвор. Формат кадра.


   Так называемый «нормальный» 35 мм кинокадр с соотношением сторон 1:1.66 более тяготеет к центральной композиции и во многом наследует принципы построения кадра фотографического.
   «Широкий» анаморфный формат с соотношением сторон 1:2.39 — это уже не только совсем другое техническое решение, это и абсолютно иные принципы в композиции. Здесь тесновато для вольных ракурсов и глубинных построений, которые возможны в «нормальном» формате. Но широкий кадр дает несравнимо больше свободы для расширения сценической площадки. Редко здесь применяется и центральная композиция, обычно кадр строится по уже привычному фотографам правилу третей.

   Формат кадра, кстати сказать, влияет и на выбор оптики.
   Если в «нормальном» кадре преобладает центральная композиция, и можно свободно использовать широкоугольные объективы, то в «узком» кадре применять такую оптику сложнее — лица актеров, будучи расположенными уже на третях, некрасиво искажаются уже на 20-25 мм объективах.
   То, что нам в кино кажется широкоугольным, чаще всего снято на 30-40 мм оптику, а эффект ширины достигается за счет панорамного восприятия анаморфного кадра.

*  *  *

   Итак, подводя итоги третьей части «Размышлений о...»:

- с точки зрения оптических качеств хорошие фотообъективы вполне способны заменить кинооптику, если речь идет непосредственно о фотосъемке

- для «киношной» картинки важна не столько голая светосила, сколько рисунок оптики

- виньетирование, блики и прочие недостатки оптики на съемочной стадии кинопроизводства являются браком и обычно добавляются программно позже, по делу и с умом. Такого же подхода стоит придерживаться и фотографу. Плагинов для добавления таких эффектов достаточно, на любой вкус :)

- на самом деле выдержка мало влияет на кинематографичность статичных кадров, без движения. Поэтому нет необходимости все время снимать на выдержке 1/30 или 1/60.

- формат кадра очень сильно влияет на композиционное решение и восприятие фотографии. В идеале уже при съемке стоит отталкиваться от кинематографических пропорций кадра. И, что немаловажно, при съемке используется куда менее широкоугольная оптика, чем кажется при просмотре.


В четвертой части «Размышлений о...» я собираюсь рассказать об одной из самых сложных и объемных тем — о киноцвете. Будет много цитат, ссылок, собственных мыслей. Но небыстро. Be patient :) 


PS.
Интересно, что фото из шапки поста при просмотре с определенного расстояния на экране выглядит абсолютно трёхмерным, как будто это стереофотография. С чем это связано — не могу сказать. Но Zuiko 50 1.2 никому не отдам :) 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я вообще не хочу ни о чем с вами разговаривать. Инопланетянин. - Почему инопланетяне все еще не связались с нами!? - Видимо, ждут, когда наша цивилизация будет более развита. - Т.е. растворяющейся втулки от туалетной бумаги им недостаточно!? Коронавирус как мем. Быстро надоел, ...
С егодня кто-то опубликовал странный цифровой ТВИТ от аккаунта стратегического командования вооружённых сил США. Это командование объединяет ядерные силы, силы противоракетной обороны и космические силы. От них и был опубликован в твиттере загадочный текст... Tекст похож на ...
До вечерка еще неделя, но если горит, называется... Погадать, да, на кантатах) Точнее задать вопрос, у меня был совершенно конкретный. Те, кто заглядывает в мои посты, знает какой. Да тут и скрывать нечего. Бросила три игровых кубика, получила цифру 155 (решила с кубиками, потому что ...
Здравствуйте дорогие вязальщицы. Пост не столько про вязание, сколько про здоровье. Здоровье рук для вязания. Поискала по сообществу - тему вроде бы такую не подымали, если модераторы не пропустят - я пойму. Хочу спросить вашего совета, и успокоиться, или, наоборот паниковать. Расскажите ...
Но теперь выяснилось, что, во-первых, ты -- прости меня -- скуп, как жид, а во-вторых... Это рассуждение не корректно. небольшой заработок в интернете . А в это самое время осиротела ее племянница Праша и стала заводить себе прачечную. В то же время ...