Размышления о будущем образования в Российской Федерации
_darkus_ — 25.03.2010 У моего товарища, с которым мы ездили в шинок поесть свиного и говяжьего мяса, сын на месяц старше моего отрока, что является одним из совместных интересов в общении. Ну и, естественно, пока мы ехали в сам шинок, мы в том числе подняли и эту тему. Подняли органично — начали с воспоминаний о былых студенческих временах и перешли к планированию будущего для детей, а именно будущего в аспекте образования. Товарищ мой заявил, что отправит детей только в один из ведущих технических ВУЗов, скорее всего в МИФИ, откуда мы сами. Привёл описание своего опыта общения с гуманитариями с очень богатым внутренним миром, посетовал на отсутствие системного подхода и общенаучных знаний у большинства в окружении своих коллег. Собственно, он ничего нового не открыл, это давно известно (да, и это проявления моего технократического шовинизма).Я согласился, что МИФИ — это один из лучших вариантов. Только вот у меня возникают большие сомнения в том, что к моменту, когда нашим отпрыскам надо будет поступать в институт, от высшей школы в Российской Федерации что-то останется (при условии, конечно, что останется сама Российская Федерация). Я привёл в пример то, что МИФИ сейчас преобразован в какой-то «ядерный центр»
На встрече присутствовала преподаватель с нашей кафедры (в своё время нам читала несколько разделов дискретной математики). Мы подняли перед ней этот вопрос, а она сказала, что дела очень, очень плохи. Из преподавателей осталась только «старая гвардия», молодёжь не приходит (про себя отмечу, что молодёжь зачастую уходит, поскольку некоторые представители «старой гвардии» много себе позволяют лишнего). Старики постепенно отходят в мир иной. Качество образовательного процесса неизменно падает, но падает и качество приходящих абитуриентов. Начали принимать по результатам ЕГЭ, так сейчас такое творится. Выпускники школ в течение одиннадцати лет занимаются зубрёжкой ответов на вопросы ЕГЭ. Они в принципе не обладают никакими навыками общенаучного мышления, а используют только заготовленные шаблоны. Ну и «болонская система», которая постепенно внедряется и уже внедрена в некоторых подразделениях, ничего хорошего не приносит — всё такая же зубрёжка и утверждение узкой шаблонной системы до конца жизни. Была ещё пара слов о новом ректоре, который поставлен Минатомом и который является чиновником, а не преподавателем, но это к делу мало относится.
В общем, убеждаюсь, что высшего образования в России скоро не будет. Остаётся надежда на домашнее обучение, но дома ребёнку диплом не выпишешь, даже если он уже в пять лет имеет понятие о комплексных числах, а также ежедневно проходит подготовку по разным естественным наукам и натурфилософии. Ну хоть будет обладать необходимыми для познания навыками.