Разборка из «Джентельменов удачи». Что бы сделали с «Доцентом» сокамерники в
picturehistory — 09.10.2019 «Моргалы выколю, пасть порву!» Наверное, нет ни одного вменяемого взрослого человека в нашей стране, кто бы не слышал этот задорный возглас Евгения Леонова. Одна из самых ярких кинокомедий в истории советского кино «Джентельмены удачи» буквально нашпигована смешными моментами и крылатыми фразами. Но даже на этом феерическом фоне особенно выделяется сцена в тюремной камере, где главный герой схлестнулся в суровом психологическом поединке с авторитетным ЗК Николой Питерским. Насколько она реалистична? Давайте обсудим.То, что вытворяет в этом знаменитом моменте герой Леонова псевдо- «Доцент» не то что ни в какие в ворота, а вообще никуда не лезет. Во-первых, он встречает прибывших сокамерников, усевшись мягким местом и ногами в обуви на стол, и проявив тем самым к ним совершенно беспредельное неуважение. Далее он беспричинно расшвыривает опять-таки ногами со стола личные вещи заключенных – еще один циничный акт тотально наплевательского отношения к присутствующим.
Бывалый зэк Никола Питерский (в фильме отсутствует прямая ссылка на его статус, но с высокой долей вероятности можно предположить, что он был смотрящим «хаты») логично задается вопросом о месте нового постояльца камеры, и пинает его башмаком в пятую точку: очень серьезный жест, требующий от человека, в адрес которого он адресован, крайне решительных действий.
Во время словесного наезда переквалифицировавшийся в уголовника воспитатель детского сада назвал оппонента «петухом гамбургским». То есть, по всем канонам жизни за колючей проволокой бросил самую серьезную «предъяву», которую только можно представить.
После таких слов сокамерники наверняка бы сразу предложили отчаянному новичку за них ответить. Чего бы тот сделать не смог, поскольку видел каждого первый раз в жизни и ничего об их прошлом, разумеется, знать не мог. У противоположной стороны, в свою очередь, определенные аргументы против «Доцента» уже были априори, поскольку минутой ранее веселый пухлячок у всех на глазах вел себя как настоящий… нетрадиционный человек.
В условиях взаимоотношений, царивших в советских зонах того периода, спрос за слова «Доцента» был бы неминуемо жестким со всеми вытекающими. В итоге финал героя блестящего актера Евгения Леонова в реальной жизни был бы весьма печален. Каким именно – не будем озвучивать в силу морально-этических соображений. В фильме же после тяжкого оскорбления арестанта, расшвыривания вещей и хождений по почти священному для арестантов «дубку» (столу) похититель шлема Александра Македонского как ни в чем не бывало стал поживать в камере, и претензий ему никто не предъявил.
Фактор режиссера Серого
Известно, что режиссер фильма Александр Серый знал о жизни за решеткой не понаслышке. В конце 1950-х он был осужден на 8 лет за нанесение тяжких телесных повреждений, из которых отсидел четыре. Поэтому он прекрасно знал, что, мягко говоря, вызывающий стиль поведения «Доцента» и отсутствие за это каких-либо последствий – это нечто из области научно-популярной фантастики. Однако все равно намеренно ввел эпизод в сценарий. Зачем?
Ответ в духе «ну это же кино!» слишком поверхностен. Очевидно, Серый сделал это намеренно, чтобы выразить свое пренебрежение к специфике тюремных взаимоотношений. Мол, видел я ваши порядки, и оставляю за собой право обыграть их так, как посчитаю нужным. Наверное, это было что-то личное.
В итоге получилось очень весело, но крайне неправдоподобно.
Момент с «моргалами», кстати, настолько вошел в культурный пласт страны, что в 2001 году в Москве Евгению Леонову поставили памятник: в застывшем образе «Доцент» делает свою знаменитую детскую «козу», выставив вперед указательный и средний пальцы правой руки…
См.также:
"Джентльменам удачи" стукнуло 40 лет
Почему во всех фильмах Леонов поет одну и ту же песню
«Мошенник, преступник!» - неприятный случай из жизни Евгения Леонова
Почему покончил с собой режиссер «Джентльменов удачи», и какой страшный финал ожидал его дочь
Как артиста Марка Бернеса приговорили к смертной казни
|
</> |