Раскройка старого сапога - 10

топ 100 блогов qebedo10.02.2022 Кит на пляже (начало)

Попав в позиционный тупик на линии «Густав», союзное командование начало искать способы выбраться из этой задницы. При тотальном господстве на море и относительном в воздухе самым логичным было высадить исчо один десант — на Сицилии сработало, в Салерно сработало, «можем повторить». Александер уже с октября 1943 года разрабатывал планы высадки пяти дивизий где-нибудь, откуда они смогут перехватить коммуникации немецкой 10-й армии и либо поймать ее в мешок, либо отойти с неприступных позиций. Но у 15-й группы армий не было пяти лишних дивизий. И тут, как всегда, выскочил, аки черт из табакерки, Черчилль — исчо в декабре 1943 года, лежа с пневмонией в Марракеше (после Тегеранской конференции), он придумал высадить две дивизии в Анцио, чтобы оттуда они героическим броском захватили Рим. А для успеха этой операции 15-я группа армий должна была затеять 1-ю битву у Монте-Кассино, дабы Кессельринг перебросил свои резервы на линию «Густав».

Раскройка старого сапога - 10
Джон Лукас (слева)

Две дивизии — это, конечно, не пять, но у Александера в резерве не было и двух, а премьер-министр Великобритании мог их «организовать»: в итоге «свежей» оказалась только британская 1-я дивизия, взятая из Африки, где «загорала» с времен капитуляции Оси в Тунисе, а американскую 3-ю дивизию, сильно потрепанную при прорыве линии «Бернхардт», срочно пополнили. Операцию «Галька» назначили на 22 января 1944 года. 1-я британская и 3-я США дивизии объединялись в американский II корпус, которым по-прежнему командовал генерал-майор Джон Лукас, плюс усиление — танки и американский 6 615-й отряд рейнджеров (четыре батальона), всего около 40 000 человек. Согласно плану, они должны были высаживаться в трех местах — 1-я дивизия в 6,7 км севернее порта Анцио, рейнджеры — прямо в порту, 3-я дивизия — в 9,7 км восточнее.

Местность для высадки была выбрана не самая удачная. Это были так называемые Помптинские (римлянами) ака Понтийские (итальянцами) болота — мерзкие солончаковые топи, с которыми (из-за тучищ гнездившихся там малярийных комаров) безуспешно пытались воевать Юлиус Кайсар, Октавианус Августус, Траянус, Теодорих, папы Римские Бонифас VIII, Мартинус V, Сикстус V и Пиус VI. Справился с ними только Муссолини, превратив осушение трясин в «стройку фашизма» — за 10 лет (с 1930 по 1940) солончаковые воды были откачаны специальными насосными станциями, землю ввели в сельхозоборот и заселили колонистами с севера Италии, построив пять новых городов. Но «сухота» этой территории по прежнему держалась на «крантелях» насосных станций, к тому же местность представляла собой чашу, окруженную горами, с которых пушки могут косить всё, что шевелится на плацдарме. Часть солончаков (без комаров) вообще оставили как национальный парк — для сохранения уникального ландшафта.

Раскройка старого сапога - 10
"Шерманы" высаживаются у Анцио

Командарм-5 Кларк и комкор-2 Лукас сильно воняли против — они считали, что для полноценной высадки нужны два корпуса или вообще целая армия. Лукас изливался дневнику: «В конце концов они высадят меня на берег с недостаточными силами и заставят серьезно застрять… Кто тогда будет виноват?.. Сильно пахнет Галлиполи, и, по-видимому, тот же любитель всё еще находился на скамейке тренера» (намекал на Черчилля и Дарданеллы — см. сериЯл «Месть ромейских мертвецов»). Впрочем, как показали дальнейшие события, не хватало американским командирам отнюдь не сил, а решимости их использовать — вот где роковым образом сказалось отсутствие Паттона, который первыми бы спустил на сушу танки, а первый же танк отправил в наступление на Рим…

22 января началась высадка, и, вопреки ожиданиям, что «будет второе Салерно», союзники не встретили практически никакого сопротивления. Уже к полуночи на берегу были 36 000 человек и 3 200 единиц техники, всего 13 солдат убиты и 97 ранены, захвачено в плен около 200 немцев. Британская 1-я дивизия проникла вглубь на 3 км, рейнджеры захватили Анцио, а 509-й парашютно-пехотный батальон из их состава — поселок Неттуно чуть восточнее, 3-я дивизия США углубилась на 5 км. Но дальше началось то, что Черчилль со своей любовью к афоризмам пригвоздил одной фразой: «Я надеялся, что мы выбросим на берег дикую кошку, но всё, что мы получили, это выброшенный на берег кит».

Раскройка старого сапога - 10
Фальширмъягеры наготове

Американцы засцали соглашаться на предложение итальянских «партиджяни» провести их тайными тропами через холмы Альбано — «да ну нафиг». Вместо стремительного рывка вперед Лукас начал «окапываться- окапываться», ожидая контратаку. После войны в среде американских военных была оживленная полемика, выплескивавшаяся в спецпечать (и кое-что даже перевели в СССР) — надо ли было сразу после высадки в Анцио «гнать коней», или «их бы всех поубивали»? В результате пришли к оригинальному выводу, что «попробовать стоило» — Рим, скорее всего, захватили бы, но даже если немцы смогли его отбить, линия фронта ушла бы далеко вперед, и «перспективы обещали». Но «не шмогла»…

Кессельринг узнал о высадке той же ночью. У него был готов шаблон действий для любого десанта в любом месте — ближайшая часть формировала боевую группу (кампфгруппе) из того, что могло вступить в бой сразу, и атаковала врага, чтобы выиграть время для сбора остальных частей. В 5:00 22 января немцы начали операцию «Рихард» — две кампфгруппы дивизии «Херманн Гёринг» оперативно выдвинулись на две дороги, которые вели из Анцио через Альбанские холмы «на материк» — через Камполеоне и Чистерну. Им надо было продержаться до конца дня, когда планировался подход уже 20 000 человек. Генерал-фельдмаршал сразу запросил у ОКХ три дивизии из Франции, Югославии и Греции, а также вызвал три дивизии из северной Италии.

Сразу же к плацдарму можно было перебросить 3-ю панцергренадерскую и 71-ю пехотную дивизии, а также парашютно-танкового «Херманна Гёринга». Кессельринг не верил, что сможет удержать оборону, пока не понял к вечеру 22 января, что союзники не собираются наступать. К 24 января на плацдарме было уже 40 000 немцев — 4-я парашютная дивизия, «Херманн Гёринг» и 3-я панцергренадерская. 25 января дивизий было уже восемь (правда, не полные, а «пакетами»), в дороге находились исчо пять. На 1 февраля Кессельринг вообще назначил контрнаступление. К валявшемуся на берегу и сучащему хвостом киту подбирались стаями злобные китобои…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Желаю счастья в этот день, Тепла от всех, кто будет рядом. Улыбок светлых на лице И солнечных лучей в придачу! ...
Я не знаю, можно ли молиться за собак, но пожелайте нам с Данечкой удачи. Мы сейчас на операцию едем. Тяжелую. Подробнее здесь рассказывала. Очень боюсь…   На первом фото Дуняша старательно играет роль неизлечимо больной (она сразу ...
Увидел тут анекдот про партизан и бандеровцев, который очень хорошо напоминает реальную жизнь. Во всяком случае, может и не с такими карьерными выкрутасами, но похожие случаи случались. Особенно на Украине. Так вот, жили на Западной Украине два брата. Один – Тарас, второй – Андрий. В ...
За последние годы зеленка стала одним из главных политических орудий: в разное время ей обливали писателей, политиков, активистов, членов общественной палаты, журналистов. В 2017 году нападений с использованием зеленки стало больше. Только за четыре месяца ее использовали по крайней ...
Уличная еда и Азия, мне кажется, это неразрывные вещи. В принципе, часто можно только на улице и питаться. Особенно уличная еда расцветает в темноте. В Азии шутки про ночной жор не актуальны, там как раз принято активно есть именно после захода солнца. Это и понятно – не так жарко. 1. ...