рейтинг блогов

Рабочий делает, а думает начальник линии: как работает китайский конвейер

топ 100 блогов riazantsev.info14.08.2020
Рабочий делает, а думает начальник линии: как работает китайский конвейер

Сегодня расскажу о китайской линии сборки, её плюсах и минусах.

Китайская линия сборки электронных и других товаров организована так, что позволяет отследить сбой и сразу обнаружить проблемное место. Благодарить стоит не систему автоматизации и высокотехнологичное оборудование, а чёткое распределение ролей и грамотную организацию низкоквалифицированного труда.

Чтобы показать, насколько сборка отлажена, расскажу историю из тех времен, когда я уже работал с Китаем, но до фабрик ещё не добирался. После начала продаж мы стали получать массовые жалобы от инженера сервисного центра: у модели мобильного телефона были проблемы со шлейфом гибкого плоского кабеля FFC. Кабель был некачественно припаян и через некоторое время отваливался, делая телефон не пригодным для использования. Обращения по этой проблеме превышали стандартный процент брака в 2%.

Поставщик попросил описание проблемы, фотографии и быстро ответил, признаёт проблему, но виновный уже уволен. Они без разговоров прислали запасные шлейфы и согласились на компенсацию при следующем заказе.

Поначалу я не понял эти слова и сказал, что причина в плохой организации производства, а не конкретном человеке. Но менеджер поставщика повторил: «Проблема выявлена, найден виновный, и этот человек больше не работает в компании». Я отказывался этому верить и не понимал, пока впервые не оказался на китайской сборочной линии.

Рабочий делает, а думает начальник линии: как работает китайский конвейер

Китайская линия сборки организована так, что весь рабочий день (всю рабочую неделю, весь месяц) сотрудник выполняет только одну операцию. Если рабочий приклеивает дисплеи, у него нет других задач: это именно то, чем он/ она занимается, выполняя норму выработки. То же самое делает человек, который припаивает USB-разъёмы и тот, кто закручивает болты внутри устройства или снаружи корпуса. Другие рабочие весь день подключают в разъёмы кабели и проверяют, поступает ли питание, сотрудник, который укладывает в коробку кабели, не занимается ничем более. Совершая свою операцию, сотрудник передаёт заготовку по цепочке.

С каждой операцией устройство становится более цельным, и если первому рабочему в основном поступает голая печатная плата, то ближе к концу можно увидеть готовое устройство. Его корпус очищают спиртовыми салфетками, снабжают защитными наклейками и передают на упаковку в конец линии. Всё это делают разные люди.

Для каждого нового устройства процесс сборки обкатывают и распределяют роли. Распределение ролей может быть разным, но суть всегда одна: один человек выполняет одну операцию и не задействуется для другой. Поэтому халатного сотрудника легко выявить. Наша жалоба на шлейфы не была первой и единственной, виноватого быстро вычислили.

Рабочий делает, а думает начальник линии: как работает китайский конвейер

Обратная сторона поточного производства в том, что рабочие делают, но не думают. Обходя одну из сборочных линий поставщика, я обнаружил, что у рабочего, отвечающего за монтаж задней стенки устройства, в ящике для брака лежит несколько почти готовых устройств и стенок, с раскуроченными отверстиями для болтов. Я решил выяснить причину брака. Рабочий как раз он вкрутил два болта, но не мог справиться с двумя оставшимися, так как пазы были не на месте. Рабочий попробовал применить силу, но в итоге лишь изуродовал пазы и бросил почти готовый гаджет в ящик. Со следующим устройством таких сложностей не возникло.

Стараясь не мешать рабочему, я попросил начальника линии уточнить, что случилось. Опытный инженер сразу сказал, что рабочему попала бракованная крышка, пазы в которой были на несколько миллиметров смещены. «Но вы же сразу поняли, в чём дело», —сказал я начальнику, — «Неужели рабочий не мог внимательно посмотреть, подумать и догадаться, что проблема в крышке?». «Эх, Алекс», — вздохнул в ответ начальник, – «Рабочему некогда думать, он выполняет задачи!». И тут же добавил, что думать должен начальник линии, с него и спрос. «Если рабочий будет думать, мы ничего не успеем, и свой заказ ты будешь ждать ещё очень долго. Не волнуйся, устройства со сломанными крышками мы завтра опять на сборку пустим, не спроста же мы всегда закупаем компоненты с запасом!».

Рабочий делает, а думает начальник линии: как работает китайский конвейер


Для любой фабрики сборка устройства – это рутинная работа. Рабочие в монотонном ручном режиме штампуют типовые железки, а не товары для конечного потребителя, что бы по этому поводу ни думали менеджер по закупкам и покупатель. Если в упаковку немного не умещаются печатные материалы, их замнут и сложат. Чтобы не переделывать упаковку и не переносить производство, товар запихают в не самую подходящую по габаритам тару, за содержанием печатных материалов и стикеров китайские поставщики не способны следить по понятной причине: они не понимают, что там написано.

Согласны ли вы с тем, что “делать» и «думать» - задачи разных людей?

P.S. Это фрагмент главы моей книги "Китайцы: руководство по применению", которая будет выпущена осенью. Туда войдут и другие истории про особенности производства в Ките.

***
Десять лет занимаюсь закупками в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Всегда рад новым подписчикам.


При копировании/перепостах текста прошу в обязательном порядке давать ссылку на оригинал.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
РСН - молодцы! А Лиля Фетисова лучший журналист и умничка. Остальные так называемые СМИ, скромно позасовывали языки в жопу со страху.   ...
Вот она, мечта всех лоботрясов и бездельников – центр занятости. Я говорю об этом с иронией лишь отчасти . Всерьез же я полагаю, что внутри каждого нормального человека заключено стремление к деятельности, причем в значительной части людей – к деятельности созидательного характера. ...
Решение послать военных эпидемиологов в Италию, как это водится в нынешней России, к реальной обстановке и потребностям самой России не имеют даже отдаленного отношения. Пропаганда, как обычно, взбодрилась и стала упирать на гуманитарный аспект и на необходимость учений и тренировок, ...
У школяра Вита опять вспомнили расхожий миф про "брежневский долллар за 60 копеек", каковой выдает в основном неизгладимое впечатление произведенное на интеллигенцию Горбачевым - потому как 60 копеек было только в 88 и 90 гг. - ну а поскольку тогда начался массовый выпусканц и отъезжанс ...
«Анна Київська — вона таки Русская чи нє?» - питає нас читач, та до нещастя ще й телеглядач, надзьобаний по маківці російською пропагандою із черговим випуском замальовок подорожей Путіна: «Навколо світа за три строки - нігдє казли чаю не прєдлажилі...» Питання нагле та нагальне, тому, ...