Путиномика на 6 лет (сказки и новая модель развития)
kar_barabas — 06.06.2012 7 мая вышел президентский указ о долгосрочной государственной экономической политике с основными показателями на ближайшие 6 лет. План окрылил надеждой на сытное будущее и на момент обнародования выглядел более чем реалистично.Потом упала цена на нефть и опять закрались в душу сомнения...Записи zhu_s и ухудшение ситуации на рынке напомнили о былых разговорах про старую и "новую модель развития", диагнозы российских экономистов и критику экономической политики в СМИ.
Из Указа:
1. Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в
рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в
2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в
2018 году.
Вот и все основные показатели. Просто и ясно. Задачи в
Указе можно сравнить с апрельским
прогнозом МВФ до 2017 года, опубликованном в период
неопределенности о будущем страны. Вот он:
Посмотрев на эту таблицу можно вспомнить, чем нас пугали
ученые за последние несколько лет, и сделать несколько
замечаний.
1) Из таблицы очевидно, что никакого
(брежневского) застоя в российской экономике не
было, нет и не ожидается. В 2010 и 2011 гг. росла она себе
по 4,3% в год и будет продолжать расти.
2) В прогнозе МВФ не видно роста производительности труда на
50% к 2018 году, т.е. где-то по 6% в год. Но время на ее повышение
еще есть. И задача повышения российской позиции
в рейтинге легкости ведения бизнеса "со120-й в 2011 году до
50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году" этому может
помочь, как много раз было записано
здесь. Напомню, что по имеющимся оценкам других
ученых, эта реформа может добавить к росту ВВП парочку процентов
ВВП, а также уменьшить бытовую коррупцию :).
3) Надеюсь, что ни у кого нет сомнений в том, что за последние
несколько лет инвестиционный климат в стране заметно не
улучшился. Из таблицы, однако, видно, что инвестиционный
климат не распугивал инвестиции в стране. А рассказы
об этом были мифом экономистов, журналистов и государственных
деятелей. Во время кризиса инвестиции упали до 17% ВВП,
как это обычно бывает и в других странах. Инвестиции уже
благополучно восстановились до достаточно высокого
уровня около 24% ВВП, что выше уровня инвестиций в
Бразилии и Польше, которых нам ставили в пример, и выше
инвестиций во многих других странах. Китай с Индией в их число
не входят, но, как не устает повторять zhu_s, в этом нет ничего
ужасного. Еще из таблицы видно, что задача, поставленная
Путиным (довести уровень инвестиций до 27% ВВП к 2018
году) без особых усилий может быть выполнена гораздо
раньше, чуть ли не в следующем году.
4) Судя по прогнозу, инвестиции увеличатся во-многом за счет
государственных вложений. Если до кризиса в бюджете был
большой профицит, то теперь его не предвидится. Если раньше
правительство сберегало часть нефтяных доходов в кубышках на
черный день и на будущее, то больше этого делать не будет.
Если раньше оно вкладывало часть доходов от нефти в
иностранные ценные бумаги, тем самым мешая рублю укрепиться, то
теперь этого делать не будет. Соответственно, профицит по
текущему счету платежного баланса должен превратиться в
дефицит. Можно назвать это победой над оттоками
капитала :)
На фоне последних лет и планов на будущее якобы чрезмерная
докризисная зависимость российской экономики от цены на
нефть выглядит очень даже ответственной и
консервативной. До кризиса бюджетная
политика соответствовала передовому опыту в мире, а теперь
ставка сделана на гораздо более высокие цены на нефть.
Апрельский прогноз в таблице был сделан исходя из ожидаемой тогда
цены на нефть долларов на 20 выше
теперешней. Благополучие экономики и приятный
прогноз на ближайшие годы теперь гораздо больше зависит от
нефти. Из таблицы понятно, что рассказы об ужасной
и позорной докризисной зависимости российской экономики от
нефти были сказкой. Зато теперь они могут приобрести хоть
какой-то смысл, наполниться новым содержанием.
Если цены на нефть в ближайшие 6 лет будут высокими, то все должно
быть хорошо. Из таблицы видно, что при высоких ценах на нефть
кубышка не растет, но и российский госдолг остается на низком
уровне. Если же не будет хватать на расходы, то,
как мы недавно опять вспоминали, в относительно спокойной
ситуации можно его увеличить процентов так до 30-40 ВВП, еще можно
приватизировать госпредприятия и выручку тоже проесть.
В общем и целом, мы видим, что планы на будущее
довольно приятные. Хорошо бы не было страшного и
продолжительного кризиса в еврозоне. Хорошо бы в
Китае, Индии и Бразилии замедление роста оказалось
временным. Войны в Иране не хотелось бы,
но она тоже может поддержать цены на нефть на необходимом
высоком уровне.