рейтинг блогов

Путешествие автостопом по Колымской трассе: день 2, от Ягодного до Усть-Неры

топ 100 блогов a_krotov19.06.2022 Продолжаю описывать свою поездку: 13 июня 2022, понедельник

...Рано утром, в четыре часа, солнце стало ярко просвечивать через потолок моей оранжевой палатки. Это хороший признак – дождя нет. Встал, собрался, чай из термоса – новый костёр разводить не стал, собрал палатку и вышел на трассу. На часах пять с какими-то копейками.
Путешествие автостопом по Колымской трассе: день 2, от Ягодного до Усть-Неры
Машин с утра немного – кажется, раз в полчаса, и всё встречные. Но вот и удача. КАМАЗ, в кузове которого едет трактор. Водитель, Александр, уже в возрасте, ему чуть больше шестидесяти, лысый и в очках, очень весёлый. Едет из посёлка Ягодное, где и живёт сам вот уже около сорока лет, а до этого жил в Аргуне, в Чечне, при советской ещё власти.

-- Тут, на Колыме, кто хочет зарабатывать, для этого все возможности. Хочешь работать – вот те, пожалуйста. Предложили мне отвезти этот трактор. Оплата – восемьдесят тысяч. Я: да пожалуйста! А когда груз возили на Чукотку, там оплата девятьсот тысяч за рейс на Песчанку (это медь там добывают, месторождение такое). Два раза туда-обратно съездил – вот уже миллион восемьсот. Ну да, машину свою иметь надо, расходы на топливо, туда-сюда, запчасть, но в любом случае миллион останется с двух рейсов. А у кого машины своей нет, работяги – вот, на прииски. Конечно, артели бывают разные, добыча разная, оплата разная. Есть легальные добытчики золота, есть нелегальные. Я сам когда-то с лотком начинал… Но даже и разные артели, но редко кто после окончания сезона не получит двух миллионов. Два миллиона – это так, в среднем, у кого-то и два пятьсот выйдет, зависит от добычи и от цены на золото, она тоже меняется, то выше там, то ниже.

Но вот что посмотришь на этих работяг: сезон закончился, вернулись в посёлок. Зимой нет добычи открытым способом. Только если в шахте, но шахт немного. И вот, смотришь – к Новому году уже у большинства денег нету! Уже начинают одалживаться. Удивительное дело! У нас есть такие, у кого можно одолжить, под десять процентов (в месяц). И вот начинают одалживаться. Так и хочется спросить, было же два миллиона у тебя, куда ты их дел? Можно же было бы вложить в какое-нибудь дело, ну вот например КАМАЗ купить, как у меня, или ещё что-то приобрести полезное. Но вот, всё уже потратили, пропили, промотали, и ждут уже нового сезона.



(я тут вспомнил уже классическую песню Высоцкого «про речку Вачу», … «в Сочи рубль последний трачу – телеграмму накатал: шлите денег, отбатрачу, я их все прохохотал!» В этой песне вкратце описана, практически до нынешних дней, вечно происходящая история. «Снова с вами я, родные магаданские бичи!» Ну, не зря Высоцким назвали аэропорт, тут есть где его вспоминать.)

-- Есть, -- продолжал водитель, -- тут самые разные возможности для заработков. А самое главное, не заработки, а жизнь, свобода. Вот здесь я захочу, скажем, пойти в лес, костёр развести – никто меня за это дёргать не будет. Рыбалку – лови кого хочешь, никакого рыбнадзора. Охота – пожалуйста. В Центральной России меня бы сразу цап! Шашлык нельзя, рыбу нельзя, костёр нельзя. ГАИшники на каждом шагу.

Конечно, тут нужно быть внимательным, тут природа суровая. Вот сейчас середина июня, а на реках, видишь, наледи. Некоторые до осени не тают вообще. Зимой бывает шестьдесят градусов мороза. И в такой мороз ездим, понемножку, потихоньку. Чтобы резиновые шланги не поломались, не перемёрзли, я беру армированные, в них проволока вплетена, и вот они служат, даже в самый сильный мороз. Нужно быть, конечно, осторожным. Мне однажды в кафешке в Ытык-Кюёле – это якутия – якут-хозяин сказал: «у нас в Якутии есть такая поговорка. Один раз поехал зимой через Якутию – мужик! Второй раз поехал зимой через Якутию – дурак!»

Двое таких дураков вот прошлой зимой появились, решили гнать машину через Якутию из Центральной России, и сбились с пути. Там две дороги – основная через Усть-Неру, а там другая, по которой ты в 1996 году ехал, через Томтор. Так там не ездит никто. Как они промахнулись и на старую дорогу выехали, уже не знаю, но они застряли и замёрзли. Нашли потом их, в машине сидели. Один насмерть, другому руки-ноги ампутировали, теперь вот, «самовар». Дураки, одним словом. Нужно было шевелиться, костёр развести, ну в крайнем случае покрышки сжечь, да и саму машину, нечего сидеть было.

А так, если дураком не быть, тут вообще отличная жизнь. У меня вот уже пять машин есть. Важно не пьянствовать, это сильно людей губит. Тут я и сам работаю, и родным посылаю, кто есть у меня в других регионах. Да вот и едут сюда к нам на заработки, со всего Союза. Кто не хотел, уехал, а кто хочет, приезжает, да многие и остаются тут.

Тем временем показались пятиэтажки и промышленные развалины городка Сусуман – это райцентр, точка притяжения местной условной цивилизации. Сюда ходит автобус из Магадана и даже летает самолёт.

Население Сусумана, превышавшее под конец советской эпохи 16 тысяч человек, к 1996 году упало до 10 тысяч, а сейчас составляло, по данным Википедии, всего 4 тысячи. В это число не входят многочисленные вахтовые работники золотодобывающих артелей, которые окопались, в буквальном смысле слова, по всему Сусуманскому району.

В 1996 году город выглядел ещё сносно. Мы с Андреем Винокуровым купили здесь самые дорогие майонез и хлеб за всю Колымскую трассу. Сейчас я проехал через город транзитом и не пожалел об этом – очень он был разбросанный, пыльный, с пустыми участками между районами, с нежилыми и жилыми домами, между которыми стояли небольшими кучками работяги, сыны жарких стран СНГ – они, вероятно, ждали вахтового автобуса, который повезёт их на прииски.

Читателю, конечно, интересно, дорого ли стоят квартиры в вымирающих городках Магаданской области и в самом Магадане. Нет ли такого, что их можно приобрести за копейки, как в Воркуте, где несложно прикупить квартиру за 100, а то и 50 тысяч рублей? Да что пятьдесят тысяч, некоторые рады были бы и бесплатно оформить на меня или на вас свою квартиру в Воркуте, чтоб от неё избавиться. Тут такой халявы не предусмотрено, хотя есть немало предложений по продаже квартир, например двухкомнатных, за 400-500 тысяч рублей в Сусумане, Ягодном, Омсукчане, Усть-Омчуге, Палатке. В этих местах работяга получает такие деньги за два месяца. Так что при желании можно за два месяца заработать на квартиру в этом Сусумане, а вот в Магадане уже таких предложений нет – цены от двух миллионов на окраине аж до десяти миллионов в центре. Как рассказали местные жители, такая дороговизна квартир имеет свою причину. Правительство РФ объявило программу – дальневосточная ипотека под 2% годовых (то есть банки, подпитываемые государством, выдают дальневосточникам кредиты на квартиру под 2%, самим им в убыток). Но так как квартир от этого физически больше не стало (строят в Магадане крайне мало)-- от этого тысячи людей ринулись покупать жильё в столице области, отчего просто вдвое взлетели цены на «бывшее в употреблении» жильё.

КАМАЗ, миновав Сусуман, продолжал движение далее – до поворота на посёлок Мяунджа. Этим поворотом фактически завершается Магаданская область, дальше уже тайга, горы, и за ними – Якутия. После Мяунджи движение по Колымской трассе значительно снижается, остаются только редкие далекоидущие машины, следующие в Усть-Неру или ещё дальше.

На повороте на Мяунджу есть остатки бывшего поста ГАИ – раньше их немало было на трассе, но сейчас остался фактически только один стационарный пост, в посёлке Палатка. Возле бывшего поста, на «пятачке», останавливаются машины перекусить – конечно, из своих перекусов, никакой кафешки тут нет. И поинтернетиться: волшебные нити связи достигают поворота на Мяунджу. Интернетом пользовались не только водители, но и я: стоял, ожидая попуток, отгонял комаров, смотрел новости в интернетике, выкладывал свежие фотографии. Скорость загрузки была неплохой.

Интересно, что весь этот интернет, который появляется в моём мобильнике от Якутска до Магадана, весь он проходит по одному очень небольшому проводу. Оптоволоконный кабель тянется на 2000 км вдоль всей Колымской трассы, и любопытно, что он просто лежит на земле, иногда висит над землёй на высоте полуметра, зацепленный за тонкие ветви лиственниц, иногда чуть поднимается над дорогой, вися на каких-то жидких подпорках. Толщина кабеля – меньше дамского мизинчика. Очень небрежно проходит линия связи, и так обстоит дело уже несколько лет. Какой-нибудь камень с горы или грузовик, вылетевший с насыпи (или может быть злой зубастый медведь) – и всё, интернет оборван, и все водители и посёлки остаются без интернета, пока не починят. Всю дорогу, пока я ехал, меня удивляло это. Интересно, не пытаются ли украсть или порезать кабель, ведь наверное многие пьяницы думают, что в кабеле металл? – водители, которых я спрашивал, заверили меня, что уже все алконавты, занятые сбором и сдачей металла, уже все хоть по разу да порезали кабель и все теперь убедились, что это оптоволокно и металла на сдачу там нет.

Но всё равно, глядя на кабель толщиной пол-сантиметра, идущий по каменистым осыпям, по болотам и перелескам, я несколько опасался за его будущее. И старался поскорее загрузить фотографии, пока связь не прервалась.

(В сам Магадан идёт ещё другой «шланг», с Сахалина, под водой. А вот между Якутском и Магаданом все посёлки на этом, чисто символическом, кабеле.)

Раньше, в 1996 году, была другая связь – на мой взгляд, более надёжная. На столбах висели целые вязанки проводов. А в пунктах связи в немногочисленных сёлах сидели тётушки-телефонисты, втыкающие штекеры в разъёмы, громкими криками оглашая пункты связи: «Усть-Нера? Два-три-двенадцать! Томтору ответьте!!» Связь была, возможно, более надёжная, но более сложная в использовании, и скорость передачи информации была, конечно, в тысячу раз меньше.

Стоял на трассе, отправлял фотографии, отмахивался от комаров, которые уже вылезли – вылупились из болота. Пара машин проехали – не взяли, может быть шли на ближайшие прииски. Появился неожиданно человек на мотоцикле – по имени Павел Саламатов. Этот человек тоже совершал путешествие, а сам он был родом из Амурской области. Проситься на мотоцикл я не стал, сфотографировался с ним и пожелал счастливого пути до Усть-Неры и далее.

Рейсового, регулярного транспорта тут никакого уже нет. Если до Сусумана трижды в неделю ходит автобус из Магадана (2600 рублей), раз в неделю доходит и до Мяунджи – а вот дальше, на Усть-Неру, уже никаких официальных автобусов нету (ходили при Советской власти и оставались ещё в 1996 году). Пассажиры, желающие перемещаться на наземном транспорте, заранее ищут в Интернете (например, на Авито) контакты таксистов, которые возят работяг по мере накопления. Мне такие маршрутки не попались в дороге, но вот рекламу их в Интернете я встречал. Говорят, что автостопщика они могут и бесплатно подвезти, если место найдётся.

Через час на пятачок возле бывшего поста ГАИ вырулили большие бензовозы, аж четыре штуки, и остановились интернетиться и обедать (своими внутренними припасами). Я решил подойти познакомиться, оставив рюкзак на трассе (никто не заберёт, машин нету).

-- Здравствуйте! Я путешественник, еду из Магадана в Якутск. Можно с вами сколько-нибудь проехать по трассе?

-- А куда? Мы, может быть, ночевать в пути будем, -- отозвался суровый пожилой водитель с полным ртом золотых зубов.

-- Да хоть до Усть-Неры, уже было бы очень хорошо!

-- Ооо, до Усть-Неры! (До неё было триста километров с хвостиком.) Может ещё и не доедем до Усть-Неры-то.

-- Ничего, как будете ночевать, высадите – я палатку поставлю.

-- Хе. Подождёшь, пока колесо менять буду?

-- Постою, подожду. На Колыме всё не быстро, время есть. Помочь чем нужно?

-- Нет, помогать не нужно.

Поняв, что разговор пока окончен, я оставил водителю визитку (мало ли что, может в Интернете посмотрит про меня потом) и вернулся к своему рюкзаку, который ожидал меня на позиции, облетаемый комарами. Ну что ж. Ещё час прошёл, водители начали какое-то необычное суечение, вот мне бибикнули. Или кому-то ещё, ну не буду проверять – подойду уже с рюкзаком.

-- Ого, рюкзак какой большой. И куда его?

-- В кузов засуну, он там обычно и ездит.

Бензовоз был устроен так: в кузове стояли две большие красные ёмкости для горючего, каждая тонн на десять. Помимо них, было ещё место для множества рюкзаков. Мой рюкзак благополучно поместился. Кстати, накидка от дождя, которой я прикрывал рюкзак поначалу, уже куда-то потерялась, слетела от ветра по моему недосмотру. Вместо неё я использовал чёрный пластиковый пакет для мусора, подаренный водителем.

Водитель бензовоза, в отличие от предыдущих всех, оказался очень немногословным. Ехал он и всю дорогу молчал. Только иногда перекидывался по рации несколькими вежливыми словами со своими компаньонами – бензовозными водителями, которые обращались к нему «Владимир Ильич». Из разговоров я понял, что ехать они собираются даже дальше Усть-Неры, но навязываться не стал. Интересно, что Владимир Ильич не ругался матом, в отличие от большинства других обитателей Колымы, и имел в кабине несколько православных иконочек. В общем, серьёзный дядя, но молчаливый, никакие мои попытки разговорить его – не поддерживал. Так и проехали молча, я глядел по сторонам и фотографировал.

Миновали поворот на Кадыкчан. Это бывший городок с угольным разрезом. В 1996 году, когда мы там были, он уже почти весь был выселен, стояла лишь надпись «Посёлок Кадыкчан приветствует дисциплинированных водителей!» Теперь и надписи не осталось, вместо 5700 человек, что было под конец Советской власти, сейчас тут проживает, согласно переписи, 3 человека. Пустые брошенные пятиэтажки виднелись, кажется, между лиственниц.

Проехали границу областей – Магаданской области и Республики Саха. Начало Якутии было ознаменовано ещё советским высоким столбом (сэргэ – аналог традиционного столба-коновязи, только большой) с надписью «Якутская АССР». Тут смыкаются два северных огромных региона, но несколько разной истории. Население Магаданской области за последние тридцать пять лет упало в четыре раза (было 550 тысяч, в 1996 году стало 240 тысяч, а в 2022 -- 137 тысяч). Население Якутии балансирует примерно на одном уровне – миллион плюс минус. Магаданская область находится среди антилидеров по средней продолжительности жизни (у мужчин тут – 62 года) и среди лидеров по количеству потребляемого алкоголя. В общем, въезжаем из вымирающей Магаданской области в процветающую Якутию.

Начальный взгляд на Якутию, однако, не показал особого расцвета. Первый посёлок по трассе – Артык – выглядел так, как будто его разбомбили какие-то интервенты, что-то почти что типа Кадыкчана. Сейчас в нём осталось, судя по данным Интернета, 370 жителей из бывших при социализме 2500. Удивительно, что ещё какие-то дети якутской внешности радостно бегали по посёлку и махали приветственно нам – проезжающим бензовозам.

Детям тут раздолье, столько заброшенных строений, железяк всяких, труб, можно лазить и исследовать обломки прежней цивилизации. Особенно хорошо играть в прятки – для тех, кому уже лет десять или двенадцать: тут такие прятки можно устроить, никто не найдёт. А через столетия потомки будут изучать строения древней советской цивилизации, подумают – какие гиганты жили в прошлом, сколько настроили всего, даже на крайнем севере!

…Дорога была грунтовой; дождя не было, и каждый бензовоз, да и любая другая машина, оставляла огромный шлейф пыли. Не поймёшь, что и лучше, дождь или грязь?

Несмотря на хмурые предположения, ночевать в лесу бензовозы не стали и даже, как удалось выяснить, поехали дальше за Усть-Неру. Я попросил высадить меня возле кафешки, единственной тут на плюс-минус четыреста километров. Было часов восемь вечера.

Спасибо Владимиру и другим водителям, которые меня подвозили сегодня! Позади у меня за этот день осталось 485 километров, а всего от Магадана – более тысячи. До Якутска вот уже было чуть меньше тысячи километров, то есть середина только что пройдена.

* * *

Усть-Нера – самый северный посёлок на моём маршруте Магадан—Якутск. Он находится на 64°33’ северной широты – на уровне Беломорска и Архангельска. Июньские дни были бесконечно длинны, и ночи не наблюдалось. Комары, пользуясь этим, могли беспокоить людей круглосуточно.

Небольшая кафешка имела двухэтажное здание. Нижний этаж называется «Восточная кухня», и заведуют ей южные люди, узбекского вида. Практически каждое блюдо стоило тут 350 рублей, за стакан чая просили ещё полтинник. Я решил поддержать этими драгоценными продуктами своё существование, заказал самый дорогой суп (лагман) в моей жизни и быстро съел его. В дополнение я попросил кипятка, залил и термос, и заварил мюсли в своей закопчённой кружке.

Соседи по столовой, крепкие солидные кавказские бородачи, вполглаза следили за моей деятельностью, необычной для Усть-Неры. Тем временем я достал ещё свои многочисленные пакеты, извлёк оттуда конфеты (московские) и хлеб (последний, ещё магаданский), для нажористости: одним супом сыт не будешь.

Проходя мимо меня за каким-то ещё блюдом, кавказские товарищи заговорили со мной. Они оказались уроженцами Чечни и Ингушетии. И проявили свойственное всем кавказцам гостеприимство. В итоге я был поселён в гостиницу (она находилась на втором этаже этого столового домика) и накормлен ещё раз – на этот раз гречкой и курицей. Желудок с интересом воспринял такое «трёхслойное» питание. Я расспросил кавказцев о их жизни на Крайнем севере («пятьдесят градусов – это здесь нормально! Это считается тепло. В сорок градусов влюблённые прогуливаются, мороженое кушают! А мы и в минус шестьдесят работаем»), а они меня – о разных дальних странах. Разговор перешёл даже в тему арабского языка и хаджа, поскольку кавказцы были религиозными людьми. Кстати, в столовой стоял ящик для пожертвований на строительство мечети, а одна из комнаток была предназначена для совершения намаза.

Я сфотографировался с гостеприимными кавказцами, поблагодарил их, поставил рюкзак в гостиничном номере и отправился осматривать городок.

Усть-Нера со своим почти пятитысячным населением – райцентр и самый большой городок Оймяконского района. За тридцать лет демократии население уменьшилось врое. То и не удивительно – Оймяконский район является самым холодным обитаемым районом на Земле. Средние температуры января и февраля здесь -47°С, а минимальные достигают, по словам местных жителей, -60°С и ниже. На территории района находится и сам посёлок Оймякон, где стоит стела «Полюс холода -71°С». Эту стелу и посёлок я посетил в 1996 году, а сейчас трасса проходит по-другому, севернее. Второй такой холодный район в мире – Верхоянский, он тоже в Якутии, рядышком.

Но сегодняшний вечер не был холодным. Лето здесь имеет вполне положительные температуры, и сейчас было около +15. Более того, вылезли комары из всех окружающих болот, и они уже докучали мне, пока я гулял по посёлку. Основная улица носила имя, конечно же, Ленина. На ней я обнаружил: штук пять магазинчиков с очень высокими ценами и один даже супермаркет; большое здание с советской надписью «ПОЧТА ТЕЛЕФОН ТЕЛЕГРАФ РАДИО»; памятник Ленину, обросший какими-то кустами; пару десятков трёхэтажных домов на сваях и многие километры труб, пересекавших посёлок и придававший ему северный мрачный вид.

Цены в магазинах (картошка 195 руб/кг, лук 160 руб/кг, гречка за 200 и заморский кумкват по 2500) уменьшали желание затариваться в этом городе хоть чем-то. Обнаружил валяющуюся на улице оброненную кем-то бутылочку «Фанты», думал брать-не брать, но решил, что в связи с северными условиями можно и забрать, как ценный золотой самородок.

Краеведческий музей, расположенный в приятном деревянном домике (бывшая гостиница «Дальстроя»), был закрыт из-за вечернего часа. На набережной реки Индигирки оказался расположен современный и красивый мемориальный комплекс в честь Победы в Великой Отечественной – это было единственное новое сооружение в городе, ну второе, после супермаркета. На входе в комплекс Победы висели строгие таблички, которых я не встречал в других подобных местах:

«Помним. Любим. Скорбим. Врагов никогда не простим!»

«Любое осквернение Мемориала Победы будет приравнено к экстремизму и наказываться административно, уголовно, физически».

«Граница России и Многострадальный, Добрый, Мудрый, Многонациональный, Свободный Русский Народ – это Свято и Неприкосновенно!» именно так, всё с больших букв. Размышляя об этой фразе, я прогуливался по набережной Индигирки, которая несла свои холодные воды далеко на север. По набережной и по другим улицам бродила усть-нерская молодёжь, радуясь периоду короткого приполярного лета. Иногда проскакивали какие-то кавказские лица, но больше якутские и русские. Якутские и русские были школьники, а кавказцами и среднеазиатами были суровые мужчины, затаривающиеся в местных магазинах перед закрытием.

Я погулял по городу и вернулся в гостиницу, где обнаружил своего недавнего знакомого – мотоциклиста Павла. Скорость движения мотоцикла оказалась сопоставима со скоростью автостопа. Завтра мы с ним должны были выдвинуться в одном направлении – на запад, но я не стал напрашиваться в попутчики на мотоцикл: всё же мы не в Африке, где случается местным везти на мотоцикле пятьсот килограммов груза; нашим это пока сложновато.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сегодня в адрес Азербайджанской общины Москвы (РФ) поступали звонки с угрозами со стороны неизвестных лиц. Об этом российскому корреспонденту Report сообщил председатель Азербайджанской общины Москвы Шамиль Тагиев. "В связи с тем, что в социальных сетях активно нагнетается ...
Сегодня в Краснодаре проходит Форум гражданских активистов. На форум приехали люди из Новороссийска, Кущевской, Сочи. Из Москвы приехали Ольга Романова, Борис Немцов, Лев Пономарев. Когда мы пришли на место проведение Форума, оно оказалось ...
Дорогие друзья!По фотографии поговорим чуть попозже, у меня сейчас не хватает ...
Меня уболтали сходить в общественную баню. Нет, я сумневался, отнекивался, но в очередной поход- согласился. И ведь знаю про последствия и видел, чем может закончиться ( у нас погибла врач, после похода с друзьями в баню, ковидпневмония). Так то я обычно с друзьями посещаю баню и не ...
я уже рассматривала раньше эту карту (см. здесь ), но уж очень интересный гороскоп у Жаклин - захотелось поговорить о ней снова)) сегодня на повестке дня жребий брака, тем более, что в данном случае его очень легко посчитать "на глаз" (для тех, кто все жребии считает исключительно таким об ...