Пусси Риот: без шансов
sapojnik — 17.03.2012 Как уже не раз отмечалось, одна из главных проблем нашей оппозиции – тяжелый, плохо поддающийся лечению идиотизм. Люди в упор не понимают, что они делают, зачем, и как их действия будут восприняты аудиторией. Ярким примером такого идиотизма стал «перфоманс» группы с указанным названием в Ха-Ха-Эсе.Я в данном случае выступаю вовсе не с православных или там государственнических позиций, а говорю как Старый Пиарщик. Не имею в виду, что бузить в помпезном сооружении православного культа на берегу Москва-реки – однозначно плохо и всем, кто так делает, гореть вечно в аду; ни боже мой! Я всего лишь призываю оценить эффективность пиар-акции (а весь этот «молебен» был, безусловно, пиар-акцией) с точки зрения ее собственных целей.
Цель легко реконструируется: подставиться под госмашину, а потом вызвать у широкой общественности сочувствие к себе и гнев против госмашины и официальной церкви, преследующей слабых девушек, которые, в общем-то, ничего ТАКОГО и не сделали. Ну и как, давайте спросим – удалось?
Нет. И не могло удастся, поскольку с самого начала была допущена детская, идиотская пиар-ошибка, сводящая на нет все будущие усилия: название группы. Пусси Риот, или Пусси Райэт – я намеренно пишу название по-русски, так как смысл такого рода акций ВСЕГДА – расчет на то, что люди станут пересказывать новость друг другу. И поскольку люди русские, то и пересказывать будут по-русски, с русским прононсом, и далеко не всегда понимая при этом перевод.
Что можно сказать о названии? Во-первых – оно отчетливо иностранное. И явно, с точки зрения простого русского обывателя, отсылает к иностранному происхождению группы. Однако нет – тут же оказывается, что Пусси Риот почему-то поет, обращаясь к Богородице. Это первый когнитивный диссонанс: казалось бы, коль уж вы Pussy, то логично было бы обращаться к Godmother? При чем здесь Богородица?
Второе: Пусси Райэт, то есть нечто отчетливо иностранное, устраивает бузу в самом центре Москвы, в Храме Христа-Спасителя. Здесь уместно вспомнить Наше Всё (не Путина): «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне бывает досадно, когда чужеземец разделяет со мной это чувство». ВОТ ИМЕННО! Я нахожу отголоски этого, подмеченного Пушкиным, чувства даже в себе – хотя я атеист, западник, и вид ХХС не вызывает у меня ничего, кроме изжоги. Однако ИНОСТРАНКИ, бузящие во храме возле Кремля и тем явно демонстрирующие неуважение КО ВСЕМУ ВООБЩЕ, что здесь есть – они задевают и меня. Если бы, скажем, известный Иван Охлобыстин принялся бы там, в своем стиле, рыча сдирать зубами позолоту с икон и кидаться на попов – я бы отнесся к этому совершенно спокойно. Почему? Потому что он ВАНЯ, ему можно. Но какие-то Пусси??
И это я. А каковы должны быть чувства нормального российского обывателя? Да то же самое, помноженное на 10!
Третье о названии. Еще одна проблема Пусси Риот: это не просто отчетливо иностранное название – это полбеды; главное – это название для русского уха не имеет никаких коннотаций! То есть для большинства наших людей, учивших английский «чему-нибудь и как-нибудь», название АБСОЛЮТНО непонятно. Звучит по-китайски. Это не, к примеру, Radical Femina – тут тоже иностранно, но даже сельский механизатор, слушая по вечерам на крыше сарая «Эхо Москвы», тешил бы себя сознанием, что он понимает, о чем речь.
В нынешней же ситуацией большая часть НЕ ПОНИМАЕТ. Встречая название в многочисленных публикациях, большинство даже не знает, как же это вообще прочитать. И причем, по свойственной всякому обывателю боязни попасть впросак, он ведь никогда и не спросит и вообще не подаст вида, что «не догоняет». Потому что что-либо не знать из того, что все обсуждают – это «западло». А когда обыватель чего-то не понимает, с ним что происходит? Правильно – он впадает в раздражение.
То есть – непроизносимость и полная чуждость русскому названия группы также дополнительно раздражают. Но здесь еще остается шанс: ведь всякому русскому свойственно изначальное почтение перед иностранным. Ксенофобия у нас ведь пока еще развита в отношении к Востоку. Это Восток, причем любой, от Таджикистана до Гонконга, вызывает у русского человека брезгливое высокомерие (чем далее, тем более непонятно на чем основанное).
Иное дело – Запад. Уверившись, что Пусси Райот – наглые иностранки, невесть что возомнившие о себе, наш человек все-таки уже готовится их пожалеть и простить, проявив то самое русское великодушие… Но тут узнает, что это никакие не иностранки! А наоборот – наши же засранки, Толоконникова и Алехина!
И вот тут – всё. Как говорил в фильме «Выборы» чудесный герой Стеблова- наступает КАТАРСИС. Раздражение, накопленное всем предыдущим, вступает в реакцию с гневом, возникшим только что…
И что? И БОЛЬШЕ НИ О КАКИХ ПУССИ РАЙОТ обыватель и слышать не хочет. Эмоционально новость оказывается полностью выработана. Каков же осадок у обывателя, что остается на дне «народного бессознательного»?
«Да, какие-то идиотки…», и отмашка рукой, в остаточной раздраженности. Такого ли эффекта добивались девушки? Такого ли эффекта чают наши «либералы», пытающиеся всю неделю реанимировать уже протухшую новость?
Это бессмысленно. Достичь можно лишь того, что раздражение перекинется еще и на «защитников». Девушки сами себе подписали приговор: не тогда, когда вышли на сцену, а тогда, когда выбрали себе название.
Аминь.
|
</> |