рейтинг блогов

Публий Сатриенус и мать-волчица Рима

топ 100 блогов taxfree24.07.2022
Публий Сатриенус и мать-волчица Рима

"...жаждущая волчица, спустившаяся с окрестных холмов, привлеченная плачем детей, пришла к Ромулу и Рему, дала им пососать свои соски и была так нежна с ними, что хозяин царского стада обнаружил, что она лижет мальчиков языком".



С самых первых монет, выпущенных в IV веке до н.э., римляне стремились пересказать и адаптировать элементы своих мифов об основании города на миниатюрных полотнах, которые предоставляли их деньги. Магистраты республиканских монетных дворов предлагали живые образы уже легендарного происхождения города, будь то близнецы Диоскуры, скачущие в бой на стороне новообразованного города, изнасилование сабинянок или последующая казнь Тарпея - все это было представлено на новом средстве массовой информации монетной чеканки, достигая огромной аудитории, о которой не мечтали в предыдущие века. Конечно, наиболее фундаментальной из этих историй происхождения является история о волчице, которая сосала брошенных младенцев-близнецов Ромула и Рема и тем самым способствовала созданию самого Рима; эта картина впервые была изображена на римской серебряной дидрахме около 260 года до н.э. и остается символом города по сей день. Всякий раз, когда появляется возможность собрать любой из этих увлекательных выпусков монет, на которых римляне изображают свое мифическое происхождение, я с нетерпением жду этого.

В заглавном изображении вы видите выдающийся денарий, отчеканенный монетчиком Публием Сатриеном в 70-х годах до н.э., с его мощным изображением знаменитой волчицы. Как это часто бывает, судья монетного двора, курировавший выпуск этой монеты, потерян для истории и, с некоторой поэтической иронией, известен только по монетам, отчеканенным его именем. Датировка монет республиканской серии часто бывает затруднена, поскольку нет портрета императора или титулов, по которым можно было бы ориентироваться; за десятилетия трудолюбивые нумизматы смогли создать надежную хронологию, изучив информацию на монетах, а также проанализировав ценные данные кладов. Благодаря тщательному изучению содержимого больших кладов, захороненных в республиканскую эпоху, перекрестному сопоставлению типов монет, существовавших рядом друг с другом в отдельные периоды, постепенно было создано сложное представление о продукции республиканского монетного двора. Несмотря на это, монеты Сатриена оказалось трудно датировать с уверенностью. В то время как такие нумизматы, как Кроуфорд и Грюбер, относят его магистратуру к 77 году до н.э., Майкл Харлан решительно утверждает, что полное отсутствие монет Сатриена в некоторых заметных кладах того периода должно указывать на несколько более поздний год его руководства монетным двором, предлагая альтернативный вариант - 73 год до н.э.. В любом случае, эта монета была отчеканена на выступе Капитолийского холма вскоре после того, как Сулла отказался от диктатуры и оставил после себя вакуум власти, когда молодого Юлия Цезаря похитили и удерживали для выкупа киликийские пираты, и когда страшный Митридат Великий из Понта готовился к войне со своим римским заклятым врагом.
Публий Сатриенус и мать-волчица Рима

На денарии изображен портрет божества в шлеме, который когда-то считался изображением богини Ромы, но теперь часто идентифицируется как юноша Марс. На мой взгляд, нежное лицо и длинные, вьющиеся локоны наводят на мысль о женском олицетворении, хотя портрет может отличаться по стилю на разных штампах. Цифровые контрольные метки, расположенные за бюстом, показывают нам, что для этого выпуска было создано 105 штампов для аверса, каждый из которых был рассчитан на тысячи экземпляров - данная монета была изготовлена 34-м штампом.

Независимо от того, Марс или Рома изображены на монете, реверс представляет нам культовое изображение, которое достойно дополняет любое божество. Особенно грозная волчица, кажется, почти шагает по лицу монеты, с мощным каркасом и напряженными сухожилиями. В дополнение к выдающейся мускулатуре, взъерошенная грива делает животное скорее львиным, чем волчьим. Его устрашающее телосложение визуально компенсируется заметными вытянутыми сосками, которые свидетельствуют о том, что животное кормит грудью.
Публий Сатриенус и мать-волчица Рима

В то время как одни считают это животное очевидным изображением мифической волчицы, готовой сосать младенцев Ромула и Рема, другие интерпретируют хищную волчицу как символ самого Рима, который вышел победителем из недавней социальной войны, одолев восставшие италийские народы. Это мнение явно подкрепляется надписью "ROMA" в поле над волком. На мой взгляд, эти интерпретации не обязательно должны быть взаимоисключающими - мы можем видеть здесь Рим, представляющий себя свирепым, верховным хищником итальянского полуострова, но он также может представлять собой заботливого матриарха для своего недавно покоренного народа, воспитывающего и защищающего его, как волчица из легенды.
Публий Сатриенус и мать-волчица Рима

Это изображение также не может не навести на мысль о знаменитом бронзовом Капитолийском волке, выставленном в Капитолийском музее Рима, который сам по себе является точной моделью для эмблемы, встречающейся повсюду в современном городе на фресках, полицейских будках, значках футбольных команд и даже на мусорных баках. Известно, что грудные младенцы под волком, выполненные в явно ином стиле, являются дополнениями эпохи Возрождения, которые, вероятно, появились после передачи картины в музей в 1471 году, но сам волк долгое время считался древней этрусской или раннеримской работой. Недавние исследования осмелились поставить под сомнение древнее происхождение культовой статуи. Анализ показал, что волк был отлит как единое целое, подобно колоколам и пушкам Средневековья, в то время как древние бронзовые статуи обычно изготавливались из нескольких сегментов. Радиоуглеродная датировка органических материалов в сердцевине статуи также датирует ее изготовление 11-12 веками. Однако спорные дебаты продолжаются, и некоторые видят в сильно стилизованном изображении волка этрусские визуальные мотивы, которые были малоизвестны скульпторам Средневековья; волка как составное существо, которому архаично придали тело льва, с кудрявой гривой и гребнем из локонов вдоль позвоночника.
Публий Сатриенус и мать-волчица Рима

Действительно, на мой взгляд, волк Сатриена и, в некоторой степени, капитолийская статуя, оба напоминают элементы Химеры из Ареццо, этрусского бронзового шедевра, обнаруженного в 1553 году и хранящегося в Археологическом музее Флоренции. Обратите внимание на напряженную мускулатуру, выдающиеся ребра, взъерошенную гриву и гребень с шипами вдоль позвоночника. В то время как химера из Ареццо стоит на земле на всех лапах, готовясь к нападению, на греческом статере из Сикиона, который, по совпадению, помог флорентийскому художнику и архитектору Джорджо Вазари идентифицировать недавно найденное существо, изображена химера с поднятой передней лапой в позе, почти идентичной нашей волчице.
Публий Сатриенус и мать-волчица Рима

Кроуфорд даже дошел до того, что с определенной уверенностью утверждает, что волчица Сатриена действительно была волчицей Капитолия, и, следовательно, статуей, которую Цицерон описывает в ряде своих работ, будучи пораженным молнией в 65 году до н.э.:

"Вы помните, я полагаю, когда Котта и Торкват были консулами (65 г. до н.э.), в высоту Капитолия ударила молния. Тогда и изображения бессмертных богов, и статуи многих древних людей были сброшены вниз, а бронзовые скрижали, на которых были написаны наши законы, расплавились. Пострадала и позолоченная статуя Ромула, стоявшая на Капитолии; строитель нашего города, изображенный маленьким и сосущим, прильнул к соскам волчицы".
(Цицерон, Катилинарские оратории, 3.19)

"Вот Марциальный зверь, кормилица римского владычества.

Сосущий живительную росу, что вытекала из расширенных вымен,

Дети, рожденные божественно, которые вышли из чресл бога войны;

Пораженная молнией, она упала на землю, унося с собой детей;

Оторванная от своего места, она оставила отпечатки своих ног при спуске".

(Цицерон, О гадании, 1.20).

Опять же, недавний анализ несколько приглушил слишком восторженные поэтические предположения о капитолийской статуе, заключив, что манящие следы ожогов на волчице, скорее всего, образовались из-за ошибок в процессе литья, а не от молнии Цицерона. Независимо от того, является ли статуя древней или нет, реальность такова, что вокруг древнего города, вероятно, существовало множество скульптур волчиц различной древности, стиля и среды.

"Возле фикуса Руминалис, недалеко от пещеры Луперкаль, была установлена скульптурная группа, изображающая основателей города в виде младенцев, которых сосет волчица".

Ливий, История Рима, 10.17
Публий Сатриенус и мать-волчица Рима
Публий Сатриенус и мать-волчица Рима

Денарий представляет собой прекрасный образец типа, необычно хорошо центрированный для данного выпуска, поскольку на большинстве таких монет из-за смещения штампов отсутствует большая часть волка или имя монетчика. Это можно рассматривать как часть более широкой тенденции среди римских монетчиков I века до н.э., которые все чаще обращались к образам мифов об основании Рима, возможно, в попытке уверить население в жизнестойкости римского государства в разгар таких бурных десятилетий гражданских войн и диктатур. Хотя должность чеканщика была всего лишь начальной ступенью на cursus honorum, она предоставляла молодым людям в начале их политической карьеры неограниченный шанс престижа, позволяя им поместить свое имя на видном месте на монетах и, несомненно, способствуя повышению их престижа при подготовке к будущим выборам; этой возможностью, несомненно, воспользовались такие монетчики, как Сатриенус. Ставя свое имя рядом с изображением, столь неотъемлемым для римской идентичности, Сатриенус подразумевает, что его "gens" или семейный клан так же важен для римской истории, как и та свирепая, но материнская волчица, выходящая из лесистых холмов на крики двух человеческих младенцев на берегу реки, которой суждено стать "матерью римского владычества".


Если вам понравился пост, и вы хотите отблагодарить блог , просто зарегистрируйтесь по ссылке Это ресурс, где можно научиться понимать волновую теорию Эллиотта и уметь самому пользоваться ею. Это бесплатно. Подписку брать необязательно

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Краевое государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по Гражданской Обороне, Чрезвычайным Ситуациям и Пожарной Безопасности Красноярского края - удивительное место и не только тем, что там до сих пор сто ...
Несмотря на немецкую оккупацию, Дания провела всеобщие выборы в 1943 году, на которых нацисты (DNSAP — Национал-социалистическая рабочая партия Дании) получили только 2,1% от общего числа голосов (или 3 из 149 доступных мест). p.s. И два слова про легенду о датском короле, первым ...
1. Концепция  В Концепции реформы ЖКХ, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 №425 (в ред. Указа от 27.05.1997 №528) приведен перечень способов достижения целей, он включает: «переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, ...
Успех торговли на Форекс во многом зависит от брокера. Среди множества компаний, действующих на рынке, особого внимания заслуживает фирма Gerchik and Co , основанная успешный трейдером Александром Герчиком. Это профессионал с большой буквы, известный своей способностью заключать ...
На X форуме «Ученые против мифов» меня спросили, какое место в научном процессе занимает философия. Я ответил, что практически никогда не встречал отсылок к каким-либо философам в моей специализации – биоинформатике, математической и эволюционной биологии и смежных областях. Редкое ...