Психофизическая проблема у топора кровавого убийцы
schegloff — 12.09.2016 Проблема "сводятся ли воспринимаемые сознанием сущности - например, красный цвет или аромат цветка, - к состоянию нейронов головного мозга, или к волновой функции Вселенной" относится к числу вечных, поскольку ни одно из предлагаемых решений не нравится большинству участников дискуссии. Лично я считаю, что "не сводится", и чуть позже объясню почему, а пока хочу поделиться любопытной версией той же самой проблемы:Мы можем иметь полную запись состояний всех транзисторов виртуального процессора в любой момент времени, но мы не можем описывать "Топор кровавого убийцы, +3 к атаке, только для расы гномы" в терминах состояния транзисторов. По двум причинам.
1) Такое описание было бы чрезвычайно избыточным и непригодным к практическому использованию. Играть в игру, читая таблицу состояния транзисторов, игрок не мог бы.
2) Состояние игровых объектов вовсе не соответствует однозначно никакому одному состоянию всех транзисторов. Процесс игры мог бы исполняться не на этом, а на другом сервере, или на этом же, но с выделением других ресурсов. При этом состояние игрового процесса могло бы быть воспроизведёно с точностью достаточной, чтобы говорить о его идентичности. Чтобы получить корректное описание Топора кровавого убийцы на языке состояний транзисторов и учесть, что этот Топор всё равно возникает при совершенно разных состояниях нижележащей системы, нам пришлось бы ввести в описание промежуточный слой абстракции, соответствующий этому Топору и другим игровым объектам. Нет никаких оснований считать, что описание этого слоя в терминах транзисторов оказалось бы существенно более компактным, чем код эмулятора со всеми его данными. А вот обратное, если вспомнить, что игру мы можем таскать с сервера на сервер и процессоры там будут разные - весьма вероятно(!).
Как видите, не то что "аромат цветка", а даже вполне "физическую", не содержащую ни капли "сознания" (представьте себе драку на топорах между NPC) сущность оказывается невозможно свести к "таблице состояний транзисторов". Причем невозможность эта связана вовсе не с ограниченностью человеческого сознания ("игрок не смог бы"), а с тем несомненным фактом, что для опознания "топора кровавого убийцы" любая сущность должна обладать дополнительной, по отношению к "таблице состояний транзисторов", информацией о том, какие состояния можно считать топором, а какие - нет.
Вот эта самая дополнительная информация (в случае компьютерной игрушки представляющая собой еще одну "таблицу состояний транзисторов") и оказывается тем элементом, который постоянно упускается из виду при попытке свести содержание сознания к волновой функции Вселенной.
На нижнем уровне описания у нас есть две "таблицы состояния транзисторов" - но нет никакого "топора кровавого убийцы". Чтобы обнаружить в этих описаниях топор, нам нужно провести длительное исследование, как таблица 1 меняется под воздействием таблицы 2, построить гипотезу - "о, она же получает по башке топором!", проверить эту гипотезу на достаточном количестве тестовых игр... - то есть создать заново следующий уровень описания. Но если для понимания процесса нам нужно что-то создавать, затрачивая на это несопоставимо больше сил и времени, чем на простое копирование двух таблиц, - то в каком смысле можно говорить, что "топор сводится к таблице"? Уж явно не в том, что "если есть таблица - топор мы всегда сможем получить". Вовсе не всегда - записи десятка драк в потактовых дампах может элементарно не хватить для реконструкции всей логики компьютерной игрушки. Таблицы будут - а топора так и не появится.
Таким образом, "сводимость" сознания к волновой функции Вселенной означает лишь теоретическую возможность реконструкции этого сознания, но никоим образом не практическую рекомендацию так и делать (затраты несопоставимы с простым копированием самой игрушки). Но это было бы еще полбеды; беда заключается в том, что и теоретическая реконструкция скорее всего невозможна! Достаточно сложные системы (например, погода) недетерминированы - их будущие состояния не вытекают из предыдущих, а возникают случайно (почему прогноз погоды дольше пяти дней и не получается). Вследствие этого даже имея под рукой всю волновую функцию Вселенной, мы не сможем создать "второй экземпляр сознания", который с гарантией будет видеть тот же самый красный цвет и вдыхать тот же самый аромат цветка. В какой-то (и неизвестно какой) момент топор кровавого убийцы вдруг перестанет рубить.
|
</> |