Психофизическая проблема у топора кровавого убийцы

топ 100 блогов schegloff12.09.2016 Проблема "сводятся ли воспринимаемые сознанием сущности - например, красный цвет или аромат цветка, - к состоянию нейронов головного мозга, или к волновой функции Вселенной" относится к числу вечных, поскольку ни одно из предлагаемых решений не нравится большинству участников дискуссии. Лично я считаю, что "не сводится", и чуть позже объясню почему, а пока хочу поделиться любопытной версией той же самой проблемы:

Мы можем иметь полную запись состояний всех транзисторов виртуального процессора в любой момент времени, но мы не можем описывать "Топор кровавого убийцы, +3 к атаке, только для расы гномы" в терминах состояния транзисторов. По двум причинам.

1) Такое описание было бы чрезвычайно избыточным и непригодным к практическому использованию. Играть в игру, читая таблицу состояния транзисторов, игрок не мог бы.

2) Состояние игровых объектов вовсе не соответствует однозначно никакому одному состоянию всех транзисторов. Процесс игры мог бы исполняться не на этом, а на другом сервере, или на этом же, но с выделением других ресурсов. При этом состояние игрового процесса могло бы быть воспроизведёно с точностью достаточной, чтобы говорить о его идентичности. Чтобы получить корректное описание Топора кровавого убийцы на языке состояний транзисторов и учесть, что этот Топор всё равно возникает при совершенно разных состояниях нижележащей системы, нам пришлось бы ввести в описание промежуточный слой абстракции, соответствующий этому Топору и другим игровым объектам. Нет никаких оснований считать, что описание этого слоя в терминах транзисторов оказалось бы существенно более компактным, чем код эмулятора со всеми его данными. А вот обратное, если вспомнить, что игру мы можем таскать с сервера на сервер и процессоры там будут разные - весьма вероятно(!).


Как видите, не то что "аромат цветка", а даже вполне "физическую", не содержащую ни капли "сознания" (представьте себе драку на топорах между NPC) сущность оказывается невозможно свести к "таблице состояний транзисторов". Причем невозможность эта связана вовсе не с ограниченностью человеческого сознания ("игрок не смог бы"), а с тем несомненным фактом, что для опознания "топора кровавого убийцы" любая сущность должна обладать дополнительной, по отношению к "таблице состояний транзисторов", информацией о том, какие состояния можно считать топором, а какие - нет.

Вот эта самая дополнительная информация (в случае компьютерной игрушки представляющая собой еще одну "таблицу состояний транзисторов") и оказывается тем элементом, который постоянно упускается из виду при попытке свести содержание сознания к волновой функции Вселенной.

На нижнем уровне описания у нас есть две "таблицы состояния транзисторов" - но нет никакого "топора кровавого убийцы". Чтобы обнаружить в этих описаниях топор, нам нужно провести длительное исследование, как таблица 1 меняется под воздействием таблицы 2, построить гипотезу - "о, она же получает по башке топором!", проверить эту гипотезу на достаточном количестве тестовых игр... - то есть создать заново следующий уровень описания. Но если для понимания процесса нам нужно что-то создавать, затрачивая на это несопоставимо больше сил и времени, чем на простое копирование двух таблиц, - то в каком смысле можно говорить, что "топор сводится к таблице"? Уж явно не в том, что "если есть таблица - топор мы всегда сможем получить". Вовсе не всегда - записи десятка драк в потактовых дампах может элементарно не хватить для реконструкции всей логики компьютерной игрушки. Таблицы будут - а топора так и не появится.

Таким образом, "сводимость" сознания к волновой функции Вселенной означает лишь теоретическую возможность реконструкции этого сознания, но никоим образом не практическую рекомендацию так и делать (затраты несопоставимы с простым копированием самой игрушки). Но это было бы еще полбеды; беда заключается в том, что и теоретическая реконструкция скорее всего невозможна! Достаточно сложные системы (например, погода) недетерминированы - их будущие состояния не вытекают из предыдущих, а возникают случайно (почему прогноз погоды дольше пяти дней и не получается). Вследствие этого даже имея под рукой всю волновую функцию Вселенной, мы не сможем создать "второй экземпляр сознания", который с гарантией будет видеть тот же самый красный цвет и вдыхать тот же самый аромат цветка. В какой-то (и неизвестно какой) момент топор кровавого убийцы вдруг перестанет рубить.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Меринов Руслан, 38 лет. Чем занимался не ясно. Провёл 22 дня в реанимации, как пишет сестра. Трое детей! ...
Все, кто читает меня давно, знают, что я в различных срачах на тему других блогеров не участвую. Когда-то сделала свое замечание Светлане Бронниковой, когда она повела себя в разрез с профэтикой. Но и Петрановская в том же посте eй написала примерно такое же. Но у Катерины ...
Еще одна серия сезона сегодня. "Конец любви" Можете проанализировать ситуацию в свободном ключе, чтобы я своими вопросами не формулировала проблемы? Мне интересно, что вы сами здесь видите. Тут все понятно, с одной стороны (одно название серии чего стоит), а с другой стороны, очень ...
На сайте Никольского храма п. Добринка Липецкой области Липецкой епархии Добринского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата опубликован список грехов для исповеди. источник Почитайте!.. "Праздновала Новый год", "Слушала мирскую музыку"... И это еще не самые стр ...
The Old Red Sandstone Jurassic cliffs of Sidmouth from the slope that leads to Peak Hill Cliff, Devon by Neil Cresswell The village of Nibthwaite, Cumbria by Baz Richardson The Lions of Bledlow, Bledlow, Buckinghamshire by Andrew S Brown The Great Stour, Canterbury ...