Проторенной дорожкой Никиты Сергеича

топ 100 блогов periskop05.10.2011 С утра снабдили опять чудесной ссылочкой - на этот раз на интервью Ф.Бондарчука, видного постсоветского режиссёра и сына Сергея Бондарчука. Оно посвящено фильму-эпопее "Сталинград", неспешно снимаемому творцом в настоящее время, дабы порадовать благодарных зрителей очередным военным шедевром. Некоторые выдержки из оного интервью - под катом. То, что отмечено в тексте полужирным шрифтом - выделено мною.
Проторенной дорожкой Никиты Сергеича
Кинопроба на сьёмках будущего фильма Ф.Бондарчука "Сталинград" (вольная фантазия)


[...]
– Согласитесь, что без концепции за военное кино браться безнадежно: должно быть нечто, что хотите сказать вы и только вы. У «Сталинграда» есть этот стержень?

– Есть, но это не так просто объяснить. В самом общем виде – это кино мифологическое. По-моему, эпоха военного реализма закончилась. Для сегодняшних людей – в особенности молодых, на которых, как на большинство аудитории, я обязан ориентироваться – это уже миф. Сталинград же – вообще особенная территория, даже по сравнению с остальным пространством войны. Там существовали другие правила, действовал свой устав, там человек, продержавшийся два дня, считался ветераном. Там действовало водяное перемирие, и снайпер глаза в глаза, на расстоянии двух метров, смотрел на противника, набирающего воду.
Там не было разделения на военных и гражданских, потому что Сталин запретил эвакуацию. Воевал реально весь город, каждый дом. История войн не знает ничего подобного. Как это снимать средствами традиционного реализма? Тут возможна только поэма. Возьмите «дом Павлова»: никто не знает достоверно, что было потом с Павловым. То есть знают, разумеется, но народ предпочитает верить в легенду о том, что он не умер в восемьдесят первом, а стал монахом Троице-Сергиевой лавры. А монахом стал другой Павлов, тоже защитник Сталинграда, – представляете?

[...]
Я не умею делать камерные вещи и не буду. Это будет огромный, вызывающе ни на что не похожий, странный, провокативный военный миф по сильному сценарию. Писал его Илья Тилькин, музыкант, сценарист нескольких телефильмов, нашего поколения человек. Я сразу ему сказал: Илья, это должен быть выдающийся сценарий. Он: ты от меня многого хочешь. Я: этот сценарий может быть либо выдающимся, либо никаким, и это, говорю, твой шанс. После него ты будешь другим человеком, и у тебя будет другая жизнь. Он сделал его, и я не могу еще сказать, какой это будет фильм, но сценарий – сейчас нет работ такого уровня.

Теперь что касается 3D. Просто чтобы вы себе представляли стилистику картины – там первая же военная сцена фантастическая. По Волге движутся люди и пушки. Это притопленные для маскировки понтоны. Вот это их движение по водам – такой стилистический камертон. Или вот сцена: молодой радист Сережа, интеллигентный мальчик по кличке Тютя, устраивает девушке этой, Кате, праздник. Приглашает вдруг в кино. Она: какое кино?! Он ведет ее по лабиринту разрушенных квартир – там будет все это хорошо построено, чтобы квартиры все со следами прошлой жизни, мирной. И приводит в одну на четвертом этаже, где в ровный пролом, квадратный, как экран, видно небо. И в нем начинается воздушный бой, как настоящее страшное, недостоверное кино, под музыкальную тему, которую пишет мне композитор Дэвида Линча – Анджело Бадаламенти. Если знаете, он не только кинокомпозитор – у него симфонии исключительные по драматизму. И когда пересказываю людям картину – я ставлю эту тему: по ней все уже видно. Вот этот кусок – ночной воздушный бой сквозь пролом – будет в 3D.

[...]
– Тему Сталина все равно не обойдете.

– Обойду, потому что не в Сталине дело. Сталинград и Сталин – разные вещи. Это для Сталина и Гитлера мотивация была – взять город Сталина, защитить город Сталина… Сталинград в 1943 году, если угодно, наименее сталинская территория в России. Территория свободы, где советские законы не работают. И человеческие не работают. Работают сверхчеловеческие. Насчет того, что воевали за Сталина… Мне кажется, никто там, собственно, не воевал за Сталина, это была с советской стороны страшная, неостановимая месть, потому что война идет два года и у всех уже за спиной свои сгоревшие дома, свои изнасилованные сестры, свои убитые товарищи – в общем, это уже степень крайнего, непримиримого остервенения. И немцы чувствовали, что это месть. И что она справедлива. Чем дальше шла война, тем меньше у них было веры – они же понимали, что делали. И оправдывались постоянно – перед собой, перед русскими: «Это вы нас превратили в зверей! Мы больше не солдаты, мы животные!» Это есть в картине. В этой войне вообще идейное, политическое, советское очень быстро слетело. Осталось в чистом виде героическое – пограничное состояние между богом и зверем. Вот я про это хочу снимать.

* * *
Как и у Михалкова, фильма ещё нет, до него далеко, но каким образом расходуются киноденьги и в каком направлении - уже примерно понятно. Эпоха военного реализма закончилась, вещает режиссёр. "Странный, провокативный военный миф" - вот что нас ждёт, только ручонки творца тянутся уже не к войне "вообще" (типа "УС-2"), а к совершенно конкретной героической битве Великой Отечественной.

PS. Что интересно, после выхода обоих военных поделок Михалкова - после периода краткого и бурного их обсуждения в блогах-сми - про них резко все забыли. Они не стали никаким культурным явлением, превратившись просто в мемы для лурка. Как будто Никита Сергеич и не старался, не трудился, для всех нас :-)

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:59

https://bit.ly/2NkCkVi
Авто заработок от 5800 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
В каждую из эпох советской истории был свой Герой, свой, так сказать, основной персонаж мужеска пола. В зависимости от народно-хозяйственных и личностных потребностей появлялись и исчезали особые социальные типы, которые имели не только ...
«— Мистер Реардэн, — произнес Франциско торжественно спокойным тоном, — если бы вы увидели атланта, держащего на своих плечах мир, увидели, как кровь течет по его груди, ноги его подгибаются и руки дрожат, а он из последних сил пытается удержать мир, и чем мощнее усилие, тем тяжелее мир ...
На прошедшей неделе информационное поле сотрясает скандал вокруг главного лица российской государственной журналистики Сергея Брилёва. Главное лицо главного государственного телеканала, квинтэссенция официоза, верхушка топа российского дикторского клана, небольшого, замкнутого и крайне ...
что с погодой, братья-метеопаты? я встала как зайчик в 10 утра, застелила постель, ...
Вдохновение для этой работы возникло при взгляде на чудесную фотографию mrakorius . У меня всё, как всегда, по мотивам. И дело даже не только в том, что сложно поймать фантастические краски, которые рождает закат, - хочется использовать сюжет, но при этом не копировать. Может, ...