Протоиерей Павел Боротинский
graf_orlov33 — 27.08.20221928 год (листовка очень популярная в те годы)
Отношение христианина к Советской власти с точки зрения православного нравоучения
[Ответ на Декларацию митрополита Сергия (Страгородского)]
1. В течение вот уже 10 лет ни один из православных русских
Архиереев не дерзнул разобрать больной для всех вопрос о
взаимоотношениях между церковью и нынешней гражданской властью с
точки зрения нравоучения Православной Церкви.
Церковь должна быть аполитична, но только тогда, когда будет жить в
пустыне, доколе же она живет в государстве, аполитичной она быть не
может и вопрос о взаимоотношениях между Церковью и Государством
оставаться открытым не может, а раз так, то нужно ставить вопрос
ребром – можно-ли христианину признавать так наз. Соввласть.
Решение этого вопроса весьма затемняется тем, что мы отождествляем
понятие "признания" власти (что сделал пат. Тихон - прим.) с
понятием о повиновении власти, тогда как эти понятия далеко не
тождественные... Когда мы попадаем в плен к разбойникам, мы
повинуемся им, если нас заставляют мыть полы, стряпать и т.п. –
поскольку их требования не идут в разрез с христианской совестью,
но это отнюдь не значит, что исполняя эти требования мы считаем
себя членами их шайки или признаем их, т.е. те задачи и цели, к
которым направлена их деятельность – это не значит что их "радость
и успехи" мы признаем за свои.
"Признавать власть" – значит солидаризироваться с нею (при патр.
Тихоне даже стали "Указом" молиться "о властех" - прим.) и
оправдывать те задачи и цели, к достижению которых она стремится,
как таковая и считать противление ее противлением самому Богу
(Римл. ХII.2), солидаризировать это конечно, не всегда
распространяется на практические способы их осуществления.
Теперь, когда карты большевиков раскрыты и ими самими и некоторыми
исследователями (10 лет большевики анафематствованы, как сатанисты
- прим.), едва-ли можно оспаривать, что сравнение их с шайкой
разбойников, является лишь слабым подобием печальной
действительности, что эпитет разбойника в отношении идеологии,
способов осуществления и происхождения большевистской власти
является слишком мягким, что гораздо ближе к истине было бы
характеризовать их как "сатанистов", как и предполагалось на Соборе
1917-18 годов. Проводя параллель между Соввластъю и шайкой
разбойников мы легко уясняем себе, что повиновение им допустимо под
влиянием насилия в пределах заповеди "Повиноваться подобает Богови,
паче нежели человека".
Признание же их и "добровольное служение им" во всех видах
совершенно недопустимо, как недопустимо признание и служение
(добровольное конечно) разбойникам. Тем чудовищнее представляется
признание Соввласти – "властью от Бога" со стороны нашего русского
Епископа. Подобно этому, хотя Апостол и говорит, что "несть бо
власть аще не от Бога", но из этого не следует заключать о
приложимости этих слов к Соввласти (природа которой явно
антихристова - прим.).
Таким образом, но разуму Св. Отцов, Апостол Павел относит к Вышнему
происхождение лишь институт власти, которая имеет добрые цели и
задачи, власть же, имеющая какие-либо "худые виды" по мысли свят.
Златоуста – не от Бога. Государственная власть от Бога, пастырство
от Бога, но не всякий пастырь от Бога...
Что эти слова не приложимы к Соввласти видно из того, что основные
задачи и цели, к осуществлению которых стремится Соввласть –
уничтожение религии и насаждение анархии таковы, что всякий
христианин фатально обречен на борьбу с ними и творя "сие благое"
ждать должен не похвалы, а меча... Если пастырь будет исполняя
пастырский долг объяснять пасомым, что гражданский брак с
христианской точки зрения есть блуд, а аборты убийство, или если же
он будет удерживать их от воспитания детей в безбожных
филантропических учреждениях – детских домах, то за это он конечно
не похвалу получит...
2. "Религия есть опиум для народа" – центр всей философии
научного марксизма и все последователи его первой своей
обязанностью считают не только отступление от Бога, но борьбу
против Него.
"Союз безбожников" – море антирелигиозной литературы, наводняющей
большевистское царство, не выдумка, а яд, действие которого могут
видеть, без антирелигиозной борьбы немыслимо даже существование
Соввласти.
Отвергая даже идею всякой власти и имея целью похищение Божеской и
человеческой власти, большевистское законодательство все пропитано
классовой ненавистью, направленной в сторону насаждения
анархических начал, как в области международного госуд. права, так
и в области гражданских взаимоотношений в нем. Кодекс уголовный
возводит в степень важнейшего государственного преступления –
всякое действие, направленное в сторону борьбы против начал
безбожия и анархизма, карая эти преступления со всей строгостью и
безпощадностью. Поэтому Соввласть и является в собственном смысле и
единственной на протяжении всей мировой истории противницей и
разрушительницей Богом установленной власти и потому самому не
может происходить от Бога, ибо Святый Бог Себе Самому противиться
не может и говорить после этого о происхождении Соввласти от Бога,
все равно, что утверждать и говорить – несть бо блудник, пьяница,
убийца – аще не от Бога, т.к. в смысле попущения и – они от Бога,
но если такое выражение недопустимо, как явно кощунственное, то в
отношении большевиков оно тем более недопустимо, чем больше разница
между убийцей, пьяницей и блудником – с одной стороны и сатанистом,
анархистом и богоборцем – с другой.
3. Может-ли быть христианин участником будущей войны (ВОВ - прим.),
когда знает, что целью ее является "защита завоеваний Революции",
т.е. сатанизма. КОНЕЧНО НЕТ. Христианин не может себя считать даже
гражданином Советско-сатанинского государства. Все, в чем он
повинуется Соввласти, он делает не за совесть, а за страх,
исключительно как пленник. Если идеологически мы враги друг другу,
то такими останемся и при осуществлении каждой стороной своей
идеологии. Если под лойяльностью разуметь лишь то, что мы не
выступаем с оружием в руках против Соввласти, то мы в этом случае
не можем быть лойяльными. Плох тот христианин, который не молится о
скорейшем ниспровержении этого мерзкого и богохульнейшего нового
Сатанинского Царства.
4. Вопрос об отношении к большевизму – есть такой вопрос который
имеет значение не только для христианства, но и для не
христианского мира и следовательно является по преимуществу
Вселенским, ибо если государствам мира впервые на протяжении всей
мировой истории пришлось встретиться с учением, которое стремиться
подорвать религиозные и гражданские основы.
Чтобы избежать смерти от большевистской инфекции, было бы лучшим
следование указаниям (забытого) патриаршего Послания
(анафематствование Советской власти – от 19 января 1918 года) и
постановлением Собора от 22 января 1918 года.
9/22 марта 1928 г.
Протоиерей Павел Боротинский (1887-15.9.1938, Бутово, Москва).
Священник из крестьян, окончил Петербургскую семинарию (1908), В
1918г. переехал в Россию в связи с гонением на православное
духовенство в Финляндии. В 1922г. организовал противодействие
изъятию церковных ценностей в Дивеево (по его совету они были
заменены на бытовые и сохранились). В августе 1922г. отстранен от
служения архиеп. Евдокимом (?) за непризнание "Живой церкви". Уже в
1922 г. о. Павел возмутился курсом патр. Тихона Белавина на
компромисс с большевиками. Как он сам говорил на допросе в 1931
году: "Живя в Дивеево, я, начиная с 1922-го года до последнего
времени в храмах не служил по мотивам, изложенным мною выше, то
есть отрицательного отношения к официальной тихоновской Церкви.
Служил у себя в доме — для себя, родственников и тех знакомых,
которые приходили в то время ко мне". Позже в 1928г. написал
и распространил брошюру "Отношение к Советской власти с точки
зрения православного нравоучения" - ответ на Декларацию митр.
Сергия (Страгородского).
Недопустимым компромиссом о. Павел считал молчание духовенства о
том новом, что пропагандировала власть.
Отец Павел был заключен в Тамбовскую тюрьму, где находился два месяца, после чего его отпустили. Но в 1931 году его снова арестовали. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к 10 годам исправительно-трудовых Лагерей. Его направили в Белбалтлаг на строительство Беломоро-Балтийского канала. Там он стал злостным "отказником", т. е. отказывался работать "вследствие непризнания антихристовой Соввласти". Как он выжил в Лагере, непонятно. В 1935 году отца Павла перевели в ссылку в Вологду, откуда он вскоре бежал. До последнего ареста он жил нелегально в Нижегородской области в Арзамасском районе, в селе Выездное. После закрытия монастыря там жили некоторые дивеевские монахини оптинского духа, которые приютили его. Когда 2 февр. 1938 года пришли арестовывать отца Павла, они попытались спрятать своего батюшку, заперев его в сундуке в подвале дома. Но его все-таки нашли. Он был отправлен этапом в московскую тюрьму.
Расстрелян в Бутово.
В октябре-ноябре 1931 прошли массовые аресты противников митр.
Сергия Страг. в Средне-Волжском крае, главным образом в Самаре.
Всего было арестовано 97 человек — один епископ, 14 священников, 5
монахов, 29 монахинь и 48 мирян. Они принадлежали к различным
группам непоминающих. Постановлением КОГПУ от 13 апреля 1932 по
делу контрреволюционной Церковно-Монархической организации
«Истинные» — филиала всесоюзного центра ИПЦ было осуждёно 80
человек. Причем от. Павел Боротинский был представлен в качестве
одного из руководителей этой организации. 5 января 1932 он был
этапирован в Москву и осуждён уже по другому делу. Максимальный
срок заключения получили протоиереи Ксенофонт Архангельский и Иоанн
Голубев — по 10 лет Лагерей, остальные — 3 года Концлагеря или
высылки.