ПРОСТО НАКАЗАНИЕ | Наше время

топ 100 блогов Сообщество «Наше время»30.01.2013

  ПРОСТО НАКАЗАНИЕ | Наше время

 

К сожалению, наши дети часто ведут себя не так, как следовало бы. Должны ли родители использовать такую воспитательную технологию, как наказание, для того, чтобы подавить нежелательное поведение своих детей? В среде педагогов до сих пор не существует единого мнения на этот счет.

Большинство родителей порой прибегает к наказанию как к тактике контроля над поведением ребенка. Некоторые специалисты доказывали, что это вполне целесообразно, особенно, если то действие, которое родители запрещают, по-настоящему опасно. Например, игра со спичками или "исследование" электророзетки с помощью металлических предметов. Другие педагоги и психологи заявляют, что наказание представляет собой "палку о двух концах" и может быть не только непродуктивным, но и неконструктивным. А возможно, и вредным.

Теоретики такого подхода к наказанию активно выступают против "карательных" способов контроля над поведением ребенка. Они полагают, что наказание просто подавляет ту реакцию, которую старшие считают нежелательной, и ничему новому не учит. Кроме того, оно может вызвать гнев, враждебность, возмущение. А подавление поведения, которое наказание призвано устранить, будет лишь временным или его не будет вообще. И, наконец, утверждают противники наказания, страх нежелательных последствий никогда не станет вполне эффективным "средством сдерживания", поскольку ребенок может просто подавить запрещенное поведение на время, пока не минует опасность того, что его обнаружат и накажут.

Несмотря на всю эту критику, результаты многочисленных социологических опросов и психологических исследований свидетельствуют о том, что наказание, применяемое должным образом, может быть вполне эффективным средством и методом управления нежелательным поведением ребенка. Возможно, что наказание и порождает страх и беспокойство, которые становятся связанными в мышлении ребенка с тем действием, поведением, за которое его наказали. Ребенок будет сопротивляться искушению повторно совершить запретные действия, чтобы избежать связанного с ними страха, беспокойства и самого по себе наказания. То есть, по сути, долго в педагогике шла речь о выработке условной реакции избегания на поведение, которое может вызвать наказание.

Однако появились научные данные, свидетельствующие о том, что все формы наказания более эффективны, если его сопровождает хорошее объяснение. В конце концов, это заставило большинство педагогов отойти от точки зрения на наказание как обусловливание и перейти к тому, что модель наказания должна основываться на обработке информации. Сторонники этой модели соглашаются с тем, что наказание может быть причиной беспокойства или нежелательных эмоций. Однако, они заявляют, что подавление запрещенного действия определяется не степенью беспокойства ребенка или же предчувствием определенных переживаний, связанных с ожиданием наказания и с самим наказанием. Решающее значение для изменения поведения имеет то, как ребенок интерпретирует свое беспокойство. А процесс интерпретации — это познавательный процесс. И зависит этот процесс прежде всего от логичности того, как взрослые объясняют причины применения наказания. Действительно, можно представить себе ребенка, которого наказывают безо всяких объяснений, или же дают такое объяснение, которое сосредоточено на негативных последствиях ("выпорю, если снова увижу, поймаю"). Если этот ребенок интерпретирует беспокойство как страх снова быть пойманным или как боязнь именно того человека, который его наказал, то он вполне может подавить наказываемое действие в присутствии этого человека, но станет свободно делать это, когда того нет рядом.

И наоборот, другой ребенок, услышавший объяснения того, почему действие, за которое он может быть наказан, является неправильным и почему он должен чувствовать себя плохо из-за этого действия, может быть так же расстроен, как если бы он был наказан в реальности. Ребенок может теперь стыдиться даже того, чтобы подумать об этом вредном действии и, таким образом, внутренне мотивировать себя к подавлению таких действий в будущем, даже когда вокруг нет никого. Случаи наказания обеспечивают детей богатой информацией для обработки и понимания. И эффективность наказания определена именно тем, как ребенок интерпретирует эту информацию.

Чтобы наказание не стало бессмысленным или вредным, родители и воспитатели должны, если уж пришлось это делать, использовать его, следуя нескольким принципам, основанным на данных научных исследований.

Наказывать нужно как можно скорее. Лучше, когда ребенок лишь собирается сделать что-то плохое. Если нельзя избежать отсрочки наказания, оно может быть более эффективным, когда ребенку подробно напоминают и объясняют, за что именно он наказан.

Наказывать нужно твердо. Впрочем, не чрезмерно. Суровое наказание может научить ребенка полагаться во всем прежде всего на агрессию.

Наказание должно быть последовательно. Если ребенок получает удовольствие от того действия, за которое его наказывают лишь от случая к случаю, это лишь подкрепит его действия.

Вне ситуации наказания надо быть любящим и заботливым. Дети лучше реагируют на наказание, если оно применяется человеком добрым и любящим их во всех ситуациях.

Нужно подкреплять альтернативное поведение ребенка. Наказание говорит лишь о том, чего не нужно делать, а не том, что нужно. Надо указать ребенку на приемлемые альтернативы неверному поведению.

Необходимо объяснять свои действия. Это наиболее важный момент. Все формы наказания становятся более эффективными, если взрослый объясняет, почему поведение ребенка было неверным, и помогает ребенку контролировать свое поведение в будущем.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему вы не любите Навального? Почему не будете за него голосовать? В этом посте только критика Алексея. Пусть все тайное станет явным. Не бойтесь называть вещи своими именами и прикладывать ссылки на доказательства! Перемойте его уже косточки! Комменты первого уровня только по ...
Никогда не видел столько людей на Дворцовой. Даже уже по Невскому выйдя из метро было тяжело идти, Мойку перекрыли и пускали всех только со стороны Адмиралтейства. Что творилось у металлоискателей просто жуть, удивляюсь что не случилось давки. ...
А.Чубайс просит российских граждан следить за его руками : « А теперь следите за руками ». И как бы в подтверждение приводит свою «дословную цитату». А также – чтобы никто случайно не перепутал – размещает в личном ФБ видео со своими выступлениями. Последуем же чубайсовской ...
Нашлось у d_clarence : * * * Как известно, Ленин окончил гимназию с золотой медалью (которую отдал в 1921 году в фонд помощи голодающим). В его аттестате всего одна четверка - по логике. Логику преподавал сам директор гимназии - Федор Михайлович Керенский. Высшим баллом по ...
Для особо одаренных, это не обязательно - нападение одного государства на другое. Это может быть и просто угроза безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету ( см.п.2 ДОГОВОРа о коллективной безопасности * ). * https://docs.cntd.ru/document/1900489 Как ...