Проблемы с качеством авиатоплива в стране
travelfoxes — 06.10.2023Когда уходил из авиации, проблема качества топлива уже вставала в полный рост. Были ещё отрицательные температуры, и в процессе контроля качества топлива перед заправкой в топливе обнаруживались инородные кристаллы. Естественно, авиамеханики отправляли подобный транспорт восвояси, но в ответ летели претензии, мол, не так топливо проверяли, с улицы снег налетел в колбу или конденсат натёк, да и вообще колба оказалась грязной, давайте заправляйте и не выдумывайте. У нас были три топливозаправочные компании – Газпромнефть-Аэро, Роснефть-Аэро и собственный ТЗК совместный с Лукойл-Аэро.
Вообще, процедура перед заправкой выглядит следующим образом. Если речь идёт о «бочке» - топливозаправщике, то он останавливается на Т-знаке, ожидает прибытия авиамеханика, который проверяет талон на топливо, смотрит на плотность, смотрит на время выдачи талона (чтобы прошло не более 6 часов), далее осуществляет руководство подъездом, либо наблюдает, как это делает второй работник топливозаправщика. После установки колодок под колёса топливозаправщика механик вместе с водителем идут проверять топливо. Водитель достаёт колбу, которая внешне похожа на стеклянную трёхлитровую банку, и из специального крана в нижней части бочки отливает керосина около половины банки. Далее круговыми движениями создаёт водоворот, а механик свидетельствует, что примесей нет. Можно заправляться. В случае «сервисёра» - передвижного заправочного аппарата контроль осуществляется в колбе на пульте после прокачки в самолёт около тонны, так как примерно это количество бултыхается в самом сервисёре и его шланге.
Но в случае сервисёра топливо берётся из центральной заправочной системы, она общая, поэтому проблема была бы обнаружена сразу же. Но те случаи, свидетелем которых был я, касались топливозаправщиков. Причём следующая машина, как правило, приезжала без такой проблемы. Случаи отмечались под утро. Выглядело это как снег в колбе, поэтому речи о заправке идти уже не могло. Складывалось ощущение, что в постоявшей длительное время на морозе на улице машине посторонняя примесь замерзала, а в свежезалитой она не была видна, так как не успевала замерзнуть.
Спустя год схожая ситуация произошла в Новокузнецке. Аэропорт тогда остановил заправку, поэтому Аэрофлот летал через Новосибирск. Шли кристаллы в топливе без остановок.
Разгадку я нашёл на ТГ-канале Авиатопливо. Специалисты долго ломали голову над этой проблемой. Изучали содержание азотистых соединений, низкое начало кипения, температуру вспышки. Наконец, в топливе выявили наличие полисульфидов. Они являлись центрами формирования кристаллов льда из растворённой воды. А попадают они в керосин из нефти, куда добавляют присадки на основе формальдегидов. Эти присадки нужны для борьбы с сернистостью нефти и являются самыми дешёвыми, при том, что есть нормальные, которые не портят свойства керосина.
Последствия использования такого топлива весьма опасные – фильтры забиваются в полёте. Если помните, не так давно шум поднимали из-за нехватки фильтров. Вот такие товарищи и приложили руку к сложившемуся дефициту.
К слову, присадки используются эти почти всеми производителями керосина. Вот только кристаллы выделяются не всегда – нужны определённые температуры и давления. Пока неизвестно какие. Поэтому проявляются они не в каждой партии, не в каждом аэропорту.
Но сегодня пришла новость из Сахалина, где у самолёта Дэш-6 RA-67293 перед вылетом в Ноглики КВС доложил о выключении двигателей на стоянке из-за отказа топливного насоса при запуске. Не могу сказать, связано это с качеством топлива или нет, но наработка топливных насосов на семействе А-320 в РФ составляет до 40 тысяч часов, в то время как на зарубежных самолётах, которые не заправляются российским керосином эти же насосы работают на порядок больше – до полумиллиона часов. Кстати, данный самолёт эксплуатируется для Роснефти и окрашен соответствующим образом.
При текущей стоимости керосина, думаю, было бы возможным организовать его нормальное производство. Нет того дефицита присадок. Однако, так получается, что гражданская авиация толком ничего сказать не может против топливных компаний. Но здесь хотя бы нашли причину. Возможно, это поможет. Инициатива должна в целом исходить от Росавиации. Качество топлива не только влияет на частоту замен расходников и насосов, но и напрямую на безопасность полётов.
Проблема выявлена, поэтому хорошо бы тестировать топливо на предмет наличия полисульфидов. Думаю, что тест организовать уж смогут. В идеале, тестировать на заводе и в аэропорту. Проблема критическая, на самом деле, если раньше речь шла про частую замену фильтров, то тут уже до выключения двигателей дошло. Дэш-6 маленький, да и нет заключения о причинах выхода из строя насоса, но есть немаленькая вероятность, с учётом нашумевшей проблемы, что виной всему керосин.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/problemy-s-kachestvom-aviatopliva-v-strane-651f3024be5625396c26cf2f
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/
|
</> |