Про "Южный поток" через берег турецкий: о плюсах и минусах нового газового проекта

топ 100 блогов tipolog09.12.2014

Про "Южный поток" через берег турецкий: о плюсах и минусах нового газового проекта

Мысли по поводу ...
Про Южный поток через берег турецкий: о плюсах и минусах нового газового проекта<

Вялые попытки Европейской комиссии и главами правительств некоторых европейских государств реанимировать проект «Южный поток» судя по всему обречены на провал. Ведь после известного заявления Владимира Путина такая столь очевидная непоследовательность в действиях была бы для него и представителей крупного российского бизнеса равносильной окончательной потере лица и признанию себя недоговороспособными как в глазах Турции, так и всего мирового экономического сообщества. В свою очередь Европе для того, чтобы в такой ситуации добиться от Путина согласия отыграть назад, потребуется предложить ему что-то очень и очень заманчивое, на что естественно она никогда не пойдет потому, как это будут выглядеть как серьезная уступка Москве и фактическая сдача своих прежних позиций. И заинтересованные представители стран Евросоюза хорошо это понимают. Поэтому все их действия являются ничем иным, как попытка сохранить свое лицо и оправдать свою не очень дальновидную политику перед своими собственными гражданами и компаниями, так или иначе участвовавшими в этом проекте.

Если говорить о минусах нового газового проекта, то Турция по сравнению со странами Евросоюза во многих смыслах традиционно является достаточно непредсказуемым и слишком своенравным партнером. Нынешнее состояние непредсказуемости и своенравности бывшей Османской империи проистекает из целого ряда ее внутренних и внешних противоречий. Внутренние главным образом заключаются с одной в ее извечном стремлении быть могучей региональной державой, а с другой – в существующих национальных конфликтах на своей территории и стремлении навсегда утвердить европейскую систему ценностей в традиционно мусульманской стране. Если же говорить о противоречиях внешних, то здесь речь прежде всего идет о том, что Турция с одной стороны уже давно является членом НАТО, а с другой – ее упорно не допускают в члены Евросоюза. В качестве одной из основной причин нежелания допускать ее в ЕС называется ситуация, связанная с так называемой оккупацией Северного Кипра. Но по большому счету Европа опасается проявлений чрезмерной напористости и своенравности как со стороны властей Турции, так и многочисленных представителей ее достаточно небогато живущего населения, которые могут бесконтрольно хлынуть в Европу. И есть еще США, которые наблюдая за фактами быстрого усиления бывшей Османской империи и ее достаточно дерзкого поведения в отношениях с Европейским Союзом, в целях ее ослабления успели предпринять несколько пусть и безуспешных, но попыток организации ползучей цветной революции. В общем и целом у нынешних турецких властей вполне достаточно причин на то, чтобы испытывать определенную неприязнь как по отношению к США, так и к странам ЕС. В то же самое время, не смотря на все свои негативные чувства, руководство Турции не видит практической целесообразности выхода из структур НАТО – ведь в таком случае в ситуации разгорания каких-либо региональных конфликтов оно рискует остаться один на один в возможных противостояниях с Россией или Ираном, а с другой стороны может быть лишено возможности доступа к очень многим передовым технологиям.

Выражаясь языком кино, положение современной Турции можно охарактеризовать фразой «чужой среди своих, свой среди чужих». Главным составляющим моментом ее политики является стремление укрепить свое экономическое положение и возможности политического влияния на окружающий мир, чтобы с одной стороны посильнее досадить своим не очень доброжелательным союзникам, а с другой – заставить их пойти на значительные уступки (и тем самым фактически признать лидирующее положение Турции внутри обновленного Евросоюза). Для того чтобы еще больше укрепить свое положение и расширить спектр своих возможностей давления на Европу, современная Турция потенциально заинтересована в участии в крупных проектах, которые способны обеспечить ей получение больших экономические и геополитических выгод.

Как все это может отразиться на ситуации с постройкой «Газпромом» нового магистрального газопровода через территорию этой страны? Договора о постройке этого газопровода пока нет – есть лишь обоюдное заявление о готовности его заключить. Если условия постройки газопровода, предложенные со стороны Москвы, покажутся Анкаре очень выгодными (а значит не очень выгодными для России), то она очень охотно и быстро заключит такой договор. Но вот если Турция посчитает предложенные условия не очень выгодными, то она примется всячески тянуть резину и сколь угодно долгое время ждать наступления того момента, когда Москва проявит большую уступчивость. И такую уступчивость России по-любому придется проявить. Ведь срок действующего долгосрочного контракта Газпрома на поставку газа потребителям из ЕС завершается в 2020 году и ему к этому времени нужно либо успеть осуществить прокладку нового газопровода до границы с Грецией и убедить ряд своих европейских партнеров в необходимости прокладки национальных газопроводов от западной границы Турции на территории своих стран либо принять решение о продолжении транспортировки транзитного газа через территорию недружественно настроенной Украины.

С другой стороны, исходя из характера внешней политики Турции становится понятным, что ее власти при любом изменении сложившегося положения в свою пользу всякий раз будут предпринимать попытки активного давления на Россию в целях ее побуждения к осуществлению еще больших уступок. И факт того что уже существует ряд проектов постройки новых крупных магистральных газопроводов через территорию Турции (в целях обеспечения возможности транспортировки газа в Европу с Ближнего Востока, Ирана, Азербайджана и некоторых стран Средней Азии) говорит о том, то Москве с течением времени все труднее и труднее будет находить общий язык с Анкарой в газовых вопросах.

Именно в этом стратегическом смысле для России было бы выгоднее осуществить прокладку этого газопровода через территорию Болгарии, а не Турции. Но тут, как говорится, увы, поезд похоже уже ушел. И ушел не только по вине Болгарии, но и во многом по вине самой России. В чем заключатся вина России? Если говорить в общих словах, то в непродуманности шагов своей внешней политики и отсутствии разработанных стратегических планов на этот счет. Если же перейти к конкретике, то главная ошибка Москвы в отношении Болгарии заключалась в том, что вскоре после распада СССР Россией были введены высокие таможенные пошлины на болгарскую продукцию. Небольшая страна, которая почти целиком и полностью была ориентирована на поставку своей продукции в СССР, фактически оказалась в раздавленном положении. Ощутив себя цинично и преднамеренно преданным, болгарское руководство оказалось вынужденным искать поддержку в странах Евросоюза. Да, такая поддержка со стороны ЕС оказалась для Болгарии очень обременительной и приведшей к поставлению ее в крайне зависимое положение, но на тот момент никакого выбора у нее просто не было. Почему так повела себя Россия в смысле установления высоких (по сути дела заградительных) пошлин на болгарскую продукцию, которая в силу относительной незначительности своих объемов не смогла бы оказать негативного влияния на положение дел на российском рынке? Лично мне тут видится только одна причина. Агенты влияния США и ЕС, которых на тот момент было полно в Кремле, таким достаточно примитивным и очень циничным образом сумели отвернуть от России страну, подавляющее большинство населения которой традиционно было благожелательно настроено по отношению к ней.

И во многом похожим образом (хотя уже по несколько иным причинам) нынешнее российское руководство ведет себя по отношению к Сербии, которая стремится оказывать поддержку России в зачастую в ущерб своим интересам. Владимир Путин, заявив о закрытии проекта по строительству «Южного потока», значительная часть которого,должна была пройти через ее территорию, вместо того, чтобы как-то обнадежить и морально поддержать население своей пусть и не очень надежной, но единственной союзницы в этом регионе словами о том, что приложит все усилия для того, чтобы она получила максимум выгод из факта готовящегося строительства газопровода по новому маршруту, даже не подумал сделать чего-либо подобного. И дело тут не столько в самой Сербии, а в характере отношения нынешнего российского руководства к любым явным и потенциальным союзникам. В своем стремлении при любых условиях иметь максимальное пространство для осуществления тактических маневров оно позволяет себе во многих смыслах вести себя очень безответственным образом и тем самым отбивает всякое желание на вступление в прочные союзные отношения с Россией у руководителей тех стран, которые при определенных условия были бы совершенно не против действовать с ней сообща.

Если же говорить о плюсах нового газового проекта, то для России они прежде всего заключаются в существенном удешевлении его строительства в том смысле, что в случае прокладки его через территорию Болгарии «Газпром» - согласно законодательным нормам, существующим в ЕС – должен был бы оставлять незадействованными 50 процентов газотранспортных мощностей. Образно говоря, испытывая потребность в одной нитке газопровода, он в этом случае вынужден был бы строить две и все последующее время поддерживать вторую – незаполненную и потенциально предназначенную для транспортировки газа сторонних продавцов – в рабочем состоянии за свой собственный счет. Другая несомненная экономическая выгода для России заключается в том, что в случае начала и завершения строительства нового магистрального трубопровода в обход территории Украины, она избавит себя от фактов широкомасштабного воровства газа, которые регулярно происходят на территории этой страны. Кто-то может попытаться мне возразить словами о том, что для того, чтобы магистральный трубопровод, который должен дойти до границы между Турцией и Грецией, был способен обеспечить доставку газа до конечных потребителей в странах Южной и Центральной Европы, нужно каким-либо образом побудить компании из этих стран взяться за постройку национальных газопроводов от турецко-греческой границы. Что тут можно сказать? Да только одно. Если «Газпрому» удастся осуществить прокладку нового газопровода через территорию Турции до 2020 года (момента заключения новых долгосрочных контрактов на поставку газа в Европу), то особых проблем у него не возникнет. Почему? Да потому что в его распоряжении окажется две возможности для осуществления желательных воздействий на своих европейских партнеров. Первая возможность будет заключаться в объявлении о постепенном сокращении объемов (а затем и полном прекращении) перекачки транзитного газа через территорию Украины по техническим причинам. Вторая найдет свое выражение в том, что те объемы транзитного газа, которые будут продолжать транспортироваться через территорию Украины, станут предлагаться по заметно более высоким ценам, чем ранее, тогда как на тот газ, который будет доставлен через территорию Турции, странам ЕС будут предложены существенные скидки на достаточно длительный период времени. После всего только что сказанного вывод становится вполне очевидным и не требующим дальнейших разъяснений.

Помимо чисто экономических выгод от строительства нового газопровода через территорию Турции Россия сможет получить и политические. В чем они будут заключаться? Да хотя бы в том, что Россия, поведя себя таким образом, сумеет возбудить определенные разногласия между странами ЕС. Особенно с учетом того факта, что Германия и некоторые другие соседние с ней государства, которые особо не препятствовали строительству и запуску «Северного потока» и тем самым обеспечили себе энергетическую стабильность, фактически помешали достижению того же самого для стран Южной и Центральной Европы. С другой стороны постройка нового магистрального газопровода в обход территории Украины, позволит России окончательно оградить себя от попыток разных видов шантажа с ее стороны и перейти с ней к чисто рыночным отношениям (что может оказаться для Украины очень и очень болезненным с учетом только что объявленных на ее территории существенных урезаний социальных льгот и программ, касающихся самых широких слоев населения).

Но все это пока лишь по большей части теория, реальность (или нереальность) осуществления которой может подтвердить только факт подписания в ближайшем будущем договора о строительстве нового магистрального газопровода между Россией и Турцией.


Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Россия после 1991" и "Политика"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Запретите же мне онлайнер. Надо в hosts его на баг-трекер переселить, ей богу. Но тем не менее это заебись: http://dengi.onliner.by/2013/04/18/muzhchina-dolzhen "каждый мужчина в идеале должен иметь женщину, которая бы спустила его деньги на ветер." "Идеальная семья — это семья, в ...
Я вчера спрашивала про молоко и правила его транспортировки по сельской и не только местности. Абсолютно правильный ответ дала nati_flame . Парное молодо должно остыть и остывает без крышки, прикрытое тканью Чтобы молоко перевозить, его надо закрыть крышкой На короткое время ...
Сотрудница британской вещательной корпорации Би-Би-Cи на своих аккаунтах в социальных сетях назвала евреев «паразитами». Дон Кева ( координатор программного отдела канала BBC Three  ) пишет не выбирая выражений: «Это не земля ашкенацистов. Это земля, которая принадлежит ...
...
История страны через плакаты ...