Про японские корабли и про японские насосы
rilarwmw — 04.07.2024Хорошо, когда в отпуске. День можно начать с просмотра ЖЖ сотоварищей. Всегда что-то интересное найдется.
Вот этим навеяло:
https://sergiovillaggio.livejournal.com/250107.html?utm_source=embed_post
С.В.Патянин приводит мнение англичан о подходе японцев к содержанию своих кораблей. Мол, англичане заботились о красоте, японцы о практичности.
Мне довелось учиться в институте, когда там еще работали участники Великой Отечественной войны. Не могу сказать, что они часто вспоминали то время. У меня, вообще, сложилось мнение, что, если человек реально воевал или пахал на заводе, то вспоминать о тех временах его особо не тянуло. Но кое-что рассказывали, а я из этого кое-что запомнил.
Так вот, один из преподавателей после войны служил на трофейных японских кораблях. Был он уже в отставке, звание, кажется, капитан первого ранга. Предмет не помню, что-то короткое, наверное, часов тридцать. Кажется, он служил на эсминцах, но утверждать не буду. С чего начался разговор, тоже не помню, но, как мне кажется, как раз о красоте кораблей и рассуждали.
Ветеран и говорит, мол, конечно, наши «семерки» — корабли красивые. Не то, что у японцев: нос лаптем, да и сами корабли какие-то корявые. Только все это прекрасно на тихой воде. Как только начинался шторм, а шторм в Тихом океане дело обычное, так начинались проблемы. Наш эсминец с острыми обводами зарывался носом, принимал удар волны на себя и еле-еле выгребал. Японец же как топал не спеша, так и топал. Носовые обводы хорошо помогали всходить на волну, потеря скорости была совсем небольшая.
Но это, так сказать, снаружи. А наш ветеран служил в БЧ-5, может и командиром. От японских масляных насосов он был в восторге даже через 30 лет после войны. Говорит, мы когда корабли получили, да насосы разобрали, сначала над макаками посмеялись. Мол, что это за конструкция: между лопатками и корпусом палец пройдет! Дикари-с! То ли дело у нас: зазоры микронные, смотреть приятно. Через некоторое время мнение о японских насосах и инженерах изменилось. Мы, говорит, масло по нескольку раз фильтровали, чтобы ни соринки, ни пылинки. А уж, если что попадет в насос, привет насосу. Зато у японцев, хоть гвоздь пихай, а он, гад желтолицый, все равно работает.
Вот такую историю я вспомнил в подтверждение мнения просвещенных мореплавателей.