Про толпу красавиц на Невском и про маменек, которые умели считать только до

топ 100 блогов uctopuockon_pyc13.01.2025 Про толпу красавиц на Невском и про маменек, которые умели считать только до

Владимир Фёдорович Одоевский, конечно, великолепный мастер заголовка.
Как прочитаешь у него название - "Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту",
так сразу и хочется узнать – каким-таким девушкам? что за толпа? почему опасно?...
            
Про толпу красавиц на Невском и про маменек, которые умели считать только до

Сейчас В.Ф.Одоевского (1804-1869), наверное, помнят (если помнят) только как автора некролога Пушкину -

"Солнце нашей Поэзии закатилось!
Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..
Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно;
всякое Русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери,
и всякое Русское сердце будет растерзано.
Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!..
Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть!
29 января 2 ч. 45 м. пополудни. "

Про толпу красавиц на Невском и про маменек, которые умели считать только до

Некролог был опубликован на следующий день после смерти Пушкина 30 января (ст.ст.) 1837 года
в газете "Литературные прибавления" к "Русскому инвалиду".
После этого и редактор газеты Киреевский, и цензор получили втык - и за траурную рамку, и за такой слог. Мол, можно было обойтись и без громких фраз - "невозвратимая потеря", "народная слава"...

Но, слово не воробей - вылетело, пошлО в народ, благодаря Одоевскому...

Так что в своё время был Владимир Фёдорович Одоевский личностью известнейшей и значительной.

Аристократ, писатель, издатель журналов и альманахов, музыкант и музыкальный критик.
Одоевский помогал Пушкину редактировать и издавать журнал "Современник" в 1836 году,
а в 1824-1825 годах с Кюхельбекером издавал журнал "Мнемозина"

Одоевский - составитель самой полной российской музыкальной энциклопедии почти за 40 лет.
Друг М.И.Глинки, М.А. Балакирева и Николая Рубинштейна (основателя Московской консерватории в 1866 году).

Вот Одоевский в центре между Глинкой и Балакиревым на картине Репина "Славянские композиторы", 1872 год:

Про толпу красавиц на Невском и про маменек, которые умели считать только до

Портрет Одоевского (который умер к моменту написания картины),
как и большинства других изображённых на картине, Репин писал по фотографиям.

Про толпу красавиц на Невском и про маменек, которые умели считать только до

В 1834 году Ооевский написал "Городок в табакерке" ("я мальчик-колокольчик, по имени Динь-Динь") -
пожалуй, одно из самых читаемых его произведений в СССР.

Про толпу красавиц на Невском и про маменек, которые умели считать только до
(Иллюстрация В. Маковского к первому изданию 1834 года)


Одоевский ещё и мастер начинать повествование – "Однажды в Петербурге было солнце".

Как Пушкин с его - "Гости съезжались на дачу."

Лермонтов – "Я ехал на перекладных из Тифлиса." ("Бэла")

Чернышевский начал "Что делать?" хлёстко и интригующе, назвав первую главу "Дурак".

Василий Макарович Шукшин потом продолжил традицию классиков - "В чайной произошла драка." (рассказ "Танцующий Шива")

Но к девушкам

Словом, попались мне тут "Пестрые сказки с красным словцом" В.Ф. Одоевского...
Это просто праздник какой-то.

Про толпу красавиц на Невском и про маменек, которые умели считать только до

Итак, коротко, что же это за толпа девушек на Невском?

"Их было одиннадцать, ни больше, ни меньше, и одна другой лучше;
да три маменьки, про которых, к несчастию, нельзя было сказать того же."

Толпа эта летела по проспекту, все на красавиц смотрели, но никто не подходил, как подойти? -

"Спереди маменька, сзади маменька, в середине маменька – страшно!"

В модной французской лавке на Невском наши красавицы целый век бы остались, если бы не маменьки.
Маменьки и сами вышли и -

"принялись считать, чтобы увериться, все ли красавицы выйдут из лавки".

Но считать маменьки умели только до десяти....
Так что ушли домой с десятью, а одиннадцатую позабыли в магазине...

А уж там заморский басурманин превратил забытую.. в бездушную куклу. И выставил на витрину...
Ну и потом её купил молодой человек. Захотел её развить - приносил ей книги, картины.
Всё напрасно.
Так и "выбросил её однажды спросонья за окошко; за это все проходящие его осуждали,
однако же куклу никто не поднял".

Что в итоге, кто виноват?

"А кто всему виною? сперва басурмане, которые портят наших красавиц,
а потом маменьки, которые не умеют считать дальше десяти.."

Ну чистый Гофман, только без всяких трудностей перевода, всё – на превосходном русском языке.

В начале поста - "Одоевский в платке масона-алхимика, с котиком, пианино и попугаем",
художник Александр Кошкин.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О Северной войне: битва при Фрауштадте Среди многих событий сегодняшнего дня обратимся к малоизвестной (и несчастливой для нас) битве при Фрауштадте (ныне – небольшой польский городок Всхова), произошедшей  13 февраля 1706 года. В нашей массовой историографии (и ...
Происхождение вида Homo sapiens до сих пор, несмотря на огромные усилия, остается не до конца понятным. Вот, скажем, для лошади имеется прекрасная линия прародителей, известно, когда там кто от кого отщепился, кто начал увеличиваться в размере и как лошади, работая над собой, от мелкой зв ...
Взята последняя крепость аметистов: Деда Мороза нет, а Бог есть. «В науке набирает силу новая дисциплина — нейротеология. Исследователи, увлеченные ею, изучают мозги верующих и атеистов. Ищут в них отличия и пытаются понять, где же гнездятся религиозные чувства. Насколько они сильны ...
          Новый год мы традиционно отмечаем в кругу семьи. Раньше - большой семьёй с детьми, а теперь - когда все выросли и разбежались по своим гнёздочкам - вдвоём. И всё равно, Новый год это праздник, как некий водораздел, как очередное подведение ...
...