Про современную литературу и вкусы

топ 100 блогов pl_yum18.07.2020

Я, знаете, за карантин от литературы устала. И решила даже, что летом художественное вообще читать перестану, углублюсь в нонфикшн и замахнуть на научпоп. Маленький мостик оставила только янг эдалт, ну вдруг мне очень захочется художественных слов. 

Но случилось совершенно другое, я вдруг припала к длинному списку литературной премии «Ясная поляна». А это художественное художественное и еще раз художественное. Сложно сказать, как меня туда качнуло, да еще с такой предысторией. Но вот читаю весь июль. 

Прочла 8 книг, наметила еще 6. И так получилось, что читаю окололитературные темы, участвую в обсуждениях. И... накопила. 

Современную литературу ужасно ругают за язык

Ну, тут я должна сказать, что ругают любители слога классического. Ах, и жаргон там, и слова нецензурные. Ой-ой-ой. Но как бы эта... ну жизнь же такая. Нельзя же показать шмоналку в лагере с качественным французским. Она же шмоналка! Она жесткая и она злая. И с кем ей на французском говорить? 

Чем более современное время, тем больше язык будет отличаться от начала 20 века в романах графа Толстого. 


Современную литературу ругают за темы

И поверхностно (ну не про войну и мир, про какую-нибудь личную трагедию уже все). Вторая претензия — понамешано. 

Современные романы, естественно, значительно динамичнее. Больше персонажей — это как минимум. У всех своя история. никто не будет вводить «одну  загадочную женщину». Это будет вполне конкретная Ирина Ивановна. 

Современные романы про современную жизнь или современный взгляд на жизнь прошлую. И, конечно же, это будет много слов, много смыслов, много кругов. Это же современный роман, а не линейная история. 


Современную литературу ругают за бред

Есть такая общая претензия — это фуфло, бредятина, зачем тратить свое время на ЭТО! 

Ага. Но сначала отрицали возможность персонажам выражаться и проживать правдоподобную жизнь, они должны говорить изящнее. Потом отказывались следить за развитием разных линий. Теперь, значит, вышел бред. А ничего, что все это связано? 


«Сейчас так не пишут»

Это было в критической заметке, тогда я не поняла.. А значило вот что: 

  • Сейчас история или персонаж — это набор типичных элементов. Только таких, которые  нужны, чтобы читатель сложил впечатление. Писатели рисуют типаж, который соответственно поступает. (Интересно, что не всегда) И типаж выписывается по всем деталям — и речь (которую уже не приняли), и внешность, и биография, и поступки. 
  • Сейчас я не могу припомнить, когда я читала внутренние монологи с самим собой. Или «он думал». История выписывается через действие, поступки объясняются в лучшем случае в диалогах или письмах/снах. 

Возьмем что-нибудь классическое, там же символ на символе и «что автор хотел сказать». На самом деле действительно хотел, без желания высказаться никто не пишет. И на самом деле высказываются через символы. Просто сейчас там не пишут. 


Современная литература 

Хоть и состоит из тех же букв, людей и характеров, сильно отличается для читателя. НУ и для писателя, но мы сейчас не об этом. 

Читателю приходится самому составлять образы, удерживать в памяти детали, следить за трансформацией по кускам информации. Но вполне достаточной, конечно. 

И писатели предполагают, что читатели все это могут делать (это же не трудно), и достаточно образованны. Чтобы знать, скажем, чем отличается деменция от Альцгеймера. Потому что объяснять в художественной книжке это никто не будет. И даже симптомы могут считаться само собой понятными.

Ну и представьте, если не так. Если, скажем я, скажем, тут, каждый раз буду по тыще знаков тратить на то, чтобы объяснить. что такое эклектика и почему брови делают лицо. Сколько вы такое выдержите?

А читатель Тургенева же не привык ко всему этому. И ритм слишком быстрый, и слова непонятный, улавливать сленг, разбираться в многогранности характеров. Поэтому ругают. 

Моя теория, если что. Не истина в последней инстанции. 

Отчего я думаю, что переходить на современную прозу надо постепенно. Начинать с того, что легко. И легкие темы, и легкие жанры. Постепенно переходить к более тяжелым формам, более сложной структуре. Если читали Лермонтова, а потом открыли Благоволительниц, прибьет жыж)) 

Я тут списочки набросала, хочу обсудить. 


Легкое

  • Стивен Кинг 
  • Фредерик Бакман (кроме последнего)
  • Борис Акунин
  • Элизабет Гилберт (Город женщин и другие)

Средней тяжести

  • Элена Ферранте (Моя гениальная подруга и другие уже переведены)
  • Селеста Инг (Все, чего я не сказала. Повсюду тлеют пожары)
  • Назови меня своим именем (горячая тема)
  • Гиллиан Флин (Исчезнувшая. Острые предметы)
  • Мариша Пессл (переведено 3 книги. Ночное кино гремело)
  • Халед Хоссейни (про Афганистан. Особенно популярная книга «Бегущий за ветром», но я больше всего люблю «Тысячи сияющих солнц»)
  • Саша Филипенко (первое белорусское имя в этой категории. Красный крест у него)
  • «Мальчик в полосатой пижаме» 
  • Канингем «Дикий лебедь и другие сказки» (популярно стало сказки переписывать)
  • Иэн Макьюэн (Искупление. Амстердам. Иэн — мастер перевернуть все с ног на голову) 

Без подготовки не читать

  • Анна Козлова «Рюрик» и «F20» (кому уже советовала, извниите, но это бомба)
  • Элис Манро (всё)
  • Янагихара, конечно, с Маленькой жизнью (ну нельзя же такое читать после Толстого)
  • «Замок из стекла»
  • «Опосредованно» Алексея Сальникова

Так вот, чего хочу-то. 

Ну во-первых, накипело, а я знаю, что вы умные и начитанные. Мне интересны мнения тех, кто тоже стреляется от классики. И тех, кто на самом деле классику любит, а современную ругает. Может я как-то неправильно с вами спорю)

Во-вторых, я на самом деле понимаю, что чтение проигрывает другим видам развлечений. Книжек еще и много, глаза разбегаются. И я таким способом хотела объяснить, что современная литература классная, если не связывать ее со школьной программой.  

Русская проза на мой вкус слишком мрачная в большинстве своем, и... однотипная. Поэтому тут ее мало. Все это прочитано и отлфильтровано, естессно,  мной. И хотя я не литературный критик, читаю около 15 книг в месяц, считаю себя уже большим читателем.  И если бы вы вдруг хотели спросить «Что почитать, ЮльСанна». Вот, надеюсь, пригодится. 

И в-третьих, давайте вместе еще подумаем над моим ранжированием, дополним, пересортируем. Интересная же тема. Я с удовольствием воспользуюсь вашими советами по современной литературе. Однажды вы мне детективы советовали, я все себе перенесла и читаю, мне нравится.  А тут вот все самой, все самой)) 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень давно рассказывала я про МУСЮ Знаете, век кошачий короток. И как же было радостно увидеть на днях Мусю! Идёт себе... -Муся! Мусенька! Остановилась, голову повернула. Позволила погладить и пошла под цветущие вишни, по зелёной траве.... ...
Сразу определимся по позиции Менеджер, управленец, руководитель – один их основных элементов всей системы в бизнесе. По-моему, самый главный. Конечно, насмотревшись нашего телевизора, вспомнив добрые старые советские времена, можно подумать что бизнесмены, руководители и управленцы лю ...
Что, если бы мы могли хоть на миг дотронуться до неизведанного, получить больше информации об интересующем нас деле, событии или человеке...или заглянуть внутрь себя и понять, что нас так беспокоит, не дает спокойно вздохнуть и двигаться дальше? ...
Вокруг - потому что наша часть посёлка вытянута между местным шоссе и железной дорогой. Идти, тем более с собакой, по шоссе или по тропинке вдоль шпал, я терпеть не могу, поэтому гуляем или ходим на рынок по улочкам и переулком, кругом. А устроено всё так, что вернуться домой, не ...
Всем привет! Есть очень конкретный вопрос. Ситуация такая. ДТП. Я пострадавший, другой мудак  участник все признал. В этот же день оформление в страховой, осмотр и т.д. Через пять дней звоню в страховую - да, всё выплатили, деньги на карте. 15000. ...