Про Римскую цивилизацию Часть 2: Создатели
nash_dvor — 08.09.2023
Не так уж и давно Лев Гумилев написал свою знаменитую
пассионарную теорию этногенеза, которая была дружно раскритикована
учеными-историками по поводу отсутствия разнообразных формальных
признаков, например, "критериев диагностики — один и тот же
это этнос или уже новый"
Вопрос вообще-то цивилизационный, выходящий за рамки науки
истории и даже этнографии...
Ну вот, например, в Римской империи жил какой этнос? Являлись
ли встроенные в римскую систему варвары римским этносом или
все-таки каким-то другим?
Давайте взглянем на эту империю и попробуем понять, чего там
вообще с этносами было, какое вавилонское столпотворение.
В продолжение Про Римскую цивилизацию Часть 1: Истоки
Итак, следующий этап существования Древного Рима называется
Римская империя (31/27 г. до н. э. — 476 г. н. э.)
Египетская богиня Исида (сидит справа) приветствует
греческую героиню Ио в Египте, как это изображено на римской
настенной росписи из Помпей. Лебедь, рак и щука культуры периода
Римской империи. Чужого с миру по нитке и как продукт переработки
чужих культур свое в виде "зажрались", хлеба и зрелищ типа.
Имперский этап длился около 450 лет, при этом он
ознаменовался следующими основными цивилизационными вещами
1. Рим продолжил экспансию и начал завоевывать помимо древних
цивилизаций также абсолютно чужих ментально варваров, более того,
еще более воинственных, чем сами римляне. Культурное военное
проецирование силы Рима (то самое потенциальное цивилизационное
влияние) все более ослабевало по мере того, как римляне замещались
в войсках варварами.
2. Экспансия и объединение земель продолжались на штыках. С
объединяющей идеей был совсем швах, не было никаких объединяющих
идей.
Кроме силы, власти и денег
Территория максимальной экспансии Римской империи в 117 году
н.э. Представили, как это все захапать и не подавиться, ведь костью
же в горле такие территории и многочисленнейшие народы
встанут, не проглотить, не переварить... Обычно такое довольно
быстро отваливается
И я вот
отсюда позаимствую сейчас некоторые вещи
про римский менталитет
1. Принятие внешнеполитических решений
Римская аристократия получала образование главным образом в
сфере литературы, философии и риторики, и очень ценила эти занятия
как важную часть своей культурной и классовой идентичности. Но ее
представители не были ни экспертами в области экономики,
политической науки или военной теории, ни даже, чаще всего, людьми,
имевшими какой-либо практический опыт в той или иной
сфере.
В основе мотивов поведения римлян лежала забота о статусе
или "чести" империи, главным образом то, как империя (и до
некоторой степени сам император) воспринимаются подданными и
иностранцами. Символические проявления уважения и подчинения со
стороны врагов были целью политики; высокомерие или оскорбление с
их стороны являлись немедленными и законными поводами к войне.
Устрашение и месть были инструментами поддержания имиджа империи.
При этом нет оснований отрицать, что людские или финансовые ресурсы
накладывали определенные "реальные" ограничения на римскую
политику. Римская стратегия, таким образом, по крайней мере
частично, определялась моральными и психологическими мотивами.
2. Образ мира
В целом географические и этнографические представления
римской элиты всегда оставались преимущественно литературными по
характеру. Традиционные взгляды на мир и населяющие его народы,
восходящие к Гомеру и Геродоту, продолжали пользоваться авторитетом
даже тогда, когда новая информация становилась доступной.
Впрочем, точность и практическая значимость этой информации
почти всегда была ограничена формой, в которой она подавалась.
Источником ее были главным образом победные реляции и "мемуары"
полководцев типа знаменитых "Записок о Галльской войне" Юлия
Цезаря, которые в большей степени выполняли идеологические,
пропагандистские функции, чем излагали достоверные факты
3. Военные аспекты внешней политики
В силу ограниченного размера армии, отсутствия обученных
резервов, медленной скорости ее передвижения при существовавших
тогда транспортных средствах и грандиозных пространствах империи
реакция на крупный военный кризис всегда оказывалась
запоздалой, а концентрация войск в одном регионе вела к ослаблению
безопасности других.
Подлинные основы римской стратегии следует искать в сфере
психологии и лучше всего их иллюстрирует тезис оратора IV в. н.э.
Фемистия, согласно которому скифов [наследники которых нынешние
русские] и римлян разделяют не река, не болота, не укрепления, так
как все это можно преодолеть или разрушить, но страх, который не
позволяет сделать это. Оборона империи, таким образом, базировалась
на "вере" врага в неотвратимость возмездия. И если римляне не могли
помешать прорыву его на том или ином участке границы, то
единственным вариантом их реагирования на ситуацию было ответное
вторжение на территорию противника после завершения концентрации
необходимых для этого сил.
Все подобные экспедиции имели целью отомстить, наказать,
запугать врага, т.е. вернуть его к тому состоянию сознания
(состоянию страха перед Римом), которое и обеспечивало защиту
границ. Эта "стратегия устрашения" являлась традиционной моделью
поведения римлян на международной арене во все периоды их
истории.
Гладиаторское состязание, мозаика с виллы Боргезе, Рим
4. Экономические аспекты внешней политики
Разумеется, превосходство Рима над варварами, в конечном
счете, обеспечивалось превосходством его военной силы. Однако
наиболее существенным элементом в этой системе взаимоотношений было
состояние умов в стане врага: безопасность империи зависела от
способности Рима внушать благоговение и ужас. Свое силовое
превосходство Рим постоянно должен был доказывать посредством
победоносных войн и завоеваний. Никакое военное поражение не могло
оставаться неотмщенным, а нарушение договора или восстание —
безнаказанным. Возмездие всегда должно было быть максимально
агрессивным, сопровождаться вторжением, репрессиями и даже
геноцидом.
Bот это вот - чисто РИМСКОЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ.
Остальное всё - это средиземноморская античная культура, которую
римляне апроприировали и присвоили, а их наследники спроектировали
и подали позднее как чисто римское, вершина, так сказать,
Античного мира.
Но вот менталитет - это именно то, что Древний Рим подарил
миру цивилизационно и на чем выросли его наследники
Работало такое ментальное проецирование в основном на
варваров. Потому что на тех территориях, где уже давно
существовали свои собственные цивилизации, еще с Бронзового века,
там было свое собственное понимание мудрости жизни. Тысячелетиями
складывавшееся...
При внешнем блеске, богатстве и помпезности ситуация в Римской
империи становилась все хуже и хуже
Империю все время сотрясали непрекращающиеся гражданские
войны.
И Рим у нас развалился - на Западный, где работало
проецирование "деньги-сила", и на Восточный, где был древний
цивилизационный менталитет, свой собственный культурный код - еще
задолго до тех времен, когда Рем с Ромулом волчицу сосали...
Раздел Римской империи на 17 января 395 г
При этом цивилизационные основы разделения заложил еще
император Константин, который, видимо, будучи умным человеком,
понимавшим ситуацию и необходимость объединяющей идеи, отличной от
штыков и денег, ввел в качестве официальной религии христианство, а
столицей и культурным центром сделал Константинополь, где варваров
в переизбытке не наблюдалось, а с древней духовностью и идеями
объединения ну или хотя бы правилами совместного общежития в
тех землях было как-то намного лучше.
Еще в 325 году Константин созвал Никейский собор, чтобы
сформулировать христианское вероучение, в 330 основал на месте
древнего Византия Константинополь и перенес туда свою столицу, а
еще разделил по завещанию римские земли между своими наследниками
на части.
Итак, 325 год - объединяющая христианская идея.
395 год - окончательное разделение империи.
476 год - падение Рима.
В общем, цивилизации не получилось.
В Византии, конечно, все осталось и еще 1000 лет
просуществовало, но Византия - это ментально и географически другая
цивилизация, она вообще Ближневосточная, а не Европейская
Ну а дальше у нас возник Рим как святое место, как духовный
объединяющий варваров центр. И вот именно он уже после падения Рима
и начал строить ту самую Римскую цивилизацию с объединяющими
христианскими идеями.
Продолжение следует (сегодня)