Про платное среднее образование.

топ 100 блогов tok_krupp — 26.04.2010 Навеяно обсуждением у несокрушимого и легендарного Про платное среднее образование. [info]u_96

Итак. Хотелось бы сказать пару слов о законопроекте № 308243-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который принят во втором чтении 23 апреля сего года.

Казалось бы - ну чего там такого? Ведь не написано же, что все школы закроют, правда?
А вот чего.

1. Прежде всего обратим внимание на совокупность изменений, вносимых в Гражданский кодекс (ст. 120) и Закон "Об образовании" (ст.11).  В редакции закона "Об образовании" 2004 года учредителем государственного (пока мы только о них) образовательного учреждения являлся орган госвласти - федеральной или региональной. Нынешняя поправка в этот закон устанавливает, что учредителем является Российская федерация или её субъект, а органы госвласти лишь осуществляют её функции как учредителя. Казалось бы никакой разницы. Ведь по смыслу так оно и есть. Но мы давайте обратимся к ГК и изменениям в нем. Итак, пресловутая статья 120. Старая редакция: Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.


Новая редакция: Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.
Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.


А теперь поясняю разницу. Но сначала, напомню, все-таки выдержки из статей Конституции РФ - основного закона прямого действия, имеющего примат над всеми остальными законами РФ.
"Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений...."

"Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования."

Так вот про изменения в ГК. Последний, добавленный уже шестой во втором пункте статьи абзац, идентичен абзацу 5-му, целиком посвященному автономным учреждениям. Автономное учреждение отличается от бюджетного концепцией создания. Бюджетные учреждения задумывались и создавались для исполнения функций государства, по выполнению гарантированных конституцией прав граждан на бесплатное дошкольное, школьное, и среднее профессиональное образование и медицинское обеспечение. А автономные - для обеспечения доступа граждан к платным услугам образовательного, медицинского и иного социального характера - например бассейны, экспериментальные школы, кружки, дворцы пионеров и пр. Бюджетные учреждения исполняли функцию обязательную, автономные - опциональную. Посему и отношение к обязательствам этих учреждений было разное. Обязательность подчеркивалась обязанностью учредителя по финансировать учреждения - тем самым определялась позиция "каковы бы ни были издержки необходимые для выполения конституционных обязательств - их надо нести". Замечу, это не отменяло контроля за бюджетным процессом в госучреждениях. Автономные же учреждения выпускались по сути в "свободное плавание", примерно как "дали пистолет и крутись как хочешь". Со страховкой конечно - на тему невозможности отчуждения недвижимости и невозможности взыскания с собственника имущества обязательств учреждения. Теперь же, бюджетные учреждения по статусу будут приравнены к автономным. Работать они будут только по заказу, спущенному сверху. В городе такое бы работало. Правда и не во всяком. А на селе не будет.
Перевожу. Вот есть в селе 20 учеников - по всем классам. Школа рассчитана на 120. Было раньше народу больше. Наверное краснопузые колхозники виноваты. Ретрограды. Школу-то построили да не нарожали впрок-то. Чтоб вместе ходить. Но не суть - главное, что вот перед этими 20 мальчишками и девчонками мы все - вот и я, и ты, читатель обязались, проголосовав за конституцию, дать им бесплатное общее образование. А по нормативу им теперь положено не всю школу отапливать а лишь из расчета на 20 человек. Применительно к автономным учреждениям звонкий голосок вчерашеней школоты вякнет "так ты крутись, сдавай помещения в аренду". Милчеловек, да кто у тебя в поселке это в аренду возьмет? Разве что продавцы яги?

Давайте теперь рассмотрим, что было бы, если бы закон не менялся. Вот есть эта школа. ГК по-старому обязывает собственника финансировать деятельность учреждения и имущество его содержать, если оно не сдано в аренду. Безотносительно к количеству учеников.  А теперь о финансировании закрепленной недвижимости прописано только в законе о некоммерческих организациях, причем лишь "с учетом ", то есть учесть-то учтут, но вот обязанности финансировать полностью нет - в бюджетном кодексе например.  Есть лишь право выдать школе задание (и лишь на это задание дать денег) - обязанности финансировать обучение всех, кто в нем нуждается нет. Только в рамках своего же задания. Понимаете, что произойдет далее? Именно - школа всеми правдами и неправдами будет отсылать тех, на кого задания не хватило. И в жопу вашу конституцию. Таким образом, мы видим, что налицо попытка распорядителей бюджета соскочить со своих обязательств по конституции. О контрактных обязательствах мы потом поговорим. Там тоже песня.

2. Но сначала продолжим про ГК. Снята не только обязанность финансировать школу. Снята ответственность за её хозяйственную деятельность. По обязательствам школы теперь учредитель отвественности не несет. Статья 161 бюджетного кодекса теперь посвящена только казенным учреждениям. Что это означает на практике? Ну вот например. Назначены лимиты бюджетные - и вдруг они сокращены. В этом случае бюджетный кодекс обязывает директора "передоговориться" с поставщиками - на другую цену или срок. Ну а если нет? Тогда - фактичес кое закрытие, потому что контракт исполнять надо, долги накапливаются, по обязательствам никто не отвечает, а недвижимость и "особо ценное имущество" (перечень определяет учредитель) взыскать нельзя. Счета будут арестованы, а судебные приставы работать не дадут - деньги будут взыскиваться не доходя до учителей. Бюджетные тоже, кстати.
В принципе и без этого с 91-го в РФ уже и так закрылось более 13 000 школ. Вы вдумайтесь просто в эту цифру.
Ранее, невозможность банкротства госучреждения (ст. 61 ГК) компенсировалась отвественностью учредителя по его обязательствам (ст. 120 ГК) - теперь только арест счетов и свободных активов. Для чего?

3. Теперь изменения к закону "О некоммерческих организациях".  Абзац 2 пункта 6 статьи 9-2. "Бюджетное учреждение вправе при выполнении государственного (муниципального) задания дополнительно использовать средства, полученные из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. "
Перевожу. "Если ты вовремя не получил свою субсидию - вертись как хочешь, но денег достань - потрать например из тех, что заработал допзанятиями." При этом, кредиты брать запрещено. То есть государство говорит учителю "все что мое - это мое, а что твое, то наше". На деле это означает, что и заработанные дополнительно деньги может отнять взыскатель по недоплате, связанной с исполнением госзадания.

Так что все-таки следует из того, что выше сказано? Следует только то, что судя по изменению правового положения, сферу образования и медпомощи ждут крупные подвижки в виде уничтожения государственных учреждений и появления на их месте частных, на базе той же недвижимости, возможно основанных на страховой медицине и выполнении функций государства в сфере образования на на базе тех же субсидий. Помните старую историю "красные директора" не умеют управлять по-новому, нужен эффективнй собственник"? Сказано красиво, а на деле этот тезис обернулся принудительными банкротствами (через отказ бюджета оплачивать продукцию предприятия по договоренности с тем же "красным директором" или организацию долгов путем использования взаимозачетов) и продажей нефтяных компаний и металлургических предприятий - вполне себе прибыльных производств за малую долю их прибыли.  Приличную цену не платил никто. Ну так вот  думается мне, что и в данном случае случится то же самое. Сценарий? Сокращение субсидии или накопление долгов, - фактическое закрытие из-за невозможности работать - изъятие имущества - передача его (в аренду ли, на иных основаниях) новому пользователю и создание бизнеса с готовой клиентской базой. А то, что выручку (страховая медицина, субсидии школам) будет платить государство - так это даже лучше. Всегда можно добазариться за взятку, чтобы субсидия была пожирнее.

Впрочем, быть может я ошибаюсь. Хотелось бы. Может и расцветет образование и медицина под бдительным оком наших министров, чем черт не шутит. А я паранойей занимаюсь. Время покажет.?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А дело было так.В субботу вечером мы с мужем приехали в отель к нашим друзьям, обменялись подарками, напрыгались от радости и пошли ужинать. Кто что ел (и, главное, сколько съела лично я) говорить не стану, а пила я: бокал шампанского за встречу, ...
Вы про вычеты хотели знать? Как "нет"? А придётся. Короче, вычетов есть три штуки: 1. Единоразовый на жыльё . Предоставляется гражданину на сумму 260 тыр один раз в жизни. Кол-во подходов или объектов неограниченно. Но макс. - 260К. Пример: у чувака Варсонофия Сисечкина зарплата 60К в м ...
 Вот сегодня веселье то ночью было! Два сна и совершенно непривычные, неожиданные, выходящие за рамки моих обычных сновидений. Размещу отдельными постами.   Первый сон наверно более философский. Или по мотивам Матрицы.)))   Вчера вечером с дочкой сходили на ...
Сегодня в России вступил в действие свеженький, за 5 майских суток состряпанный говнозакон, предусматривающий административную и уголовную ответственность для россиян, которые «скрывают» наличие у них гражданства другой страны. Теоретически, закон прямым текстом возлагает на Правительс ...
Бедуины, кочующие арабы Аравийского полуострова вели свободную жизнь, наполненную приключениями, быстрыми натисками на врага и не менее быстрыми отступлениями. Поэтому они поняли полезность хорошей породы лошадей и вывели неприхотливую и выносливую породу лошадей. Они умели ...