ПРО "НЕДОЛИВЫ" БЕНЗИНА НА ЗАПРАВКАХ. ЧЕСТНО.
101 — 02.01.2017Каждую зиму на всех ресурсах поднимаются темы про то, что на АЗС недоливают бензин. Кому-то 5, а кому то и 10 литров лишних входит относительно паспортного объема бака.
Мне вот тоже зимой почему-то влезает на 5-7 литров солярки больше, чем должно.
Когда то давно, лет 15 назад, я задался этим вопросом всерьез, ибо времена были мутные, обман был на каждом шагу. И обратился в организацию, которая контролирует работу АЗС. В ответ на что мне показали мерный бидончик с кучей каких-то циферок и температурных меток и предложили прочитать учебник по физике. Т.е. послали меня в заднепроходное отверстие, но указали, откуда копать в сторону истины. Ну я и пошел. За учебником.
Я попытался разобраться, насколько меня обманули на АЗС и сколько же они занесли проверяющим, что так меня послали. Оказалось, что не обманули. И вот почему
Коэффициент теплового расширения бензина один из самых больших для
жидкостей — 0,00124 на каждый градус. У воды меньше — 0,0006 на
градус.
Все проверки заправочных колонок производятся при температуре +20
градусов: Т.е. ТРК должна налить в мерный бидончик такое количество
жидкости, которое при нагревании до +20 градусов будет ровно по
метке. (на старых бидончиках мне показывали метки для разных
температур топлива — от -45 до +45, эти метки были весьма далеки
друг от друга, если что)
Так же на старых колонках зимой меняли шестерни на расходомерах,
пытались делать что-то там еще. На новом оборудовании ничего не
надо менять, просто расходомер сам калибруется в зависимости от
температуры топлива в резервуаре.
А теперь всё это, но уже по-русски, на простом языке:
Нефтебаза продает топливо в тоннах, а не в литрах. АЗС продает уже
в литрах. И если топливо холодное, то оно сжимается (коэффициент
температурного расширения), становится более плотным, поэтому из
тонны получается меньше литров, чем летом. 1325 литров летом при
+20 и всего 1240 литров зимой при -20. Поэтому зимой оборудование
отпускает меньше топлива в литрах, но столько же в килограммах. Это
законно, такая информация есть в документах по калибровке
топливораздающих колонок.
А теперь примеры:
+20 градусов. Отбиваем на кассе 50 литров и заливаем в мерный
бидон. Топливо плещется ровно на отметке 50 литров (допуск 0,25%,
т.е. с точностью 125 мл. на 50л.) Радуемся.
-20 градусов. Отбиваем на кассе те же 50 литров и заливаем в тот же
бидон. Получаем недолив 2,48 литра и еще 125 мл. Тихо офигеваем,
несем бидон в лабораторию и ставим на стол. Ждём, пока бидон
медленно прогревается. И так же офигеваем, когда через несколько
часов уровень бензина достигает метки. Причина в том, что от мороза
бензин сжался (0,00125 на каждый из 40 градусов разницы между
номинальной и текущей температурой дают 4,9% потери объема).
-60 градусов. Смотрим, как замерзающий бензин стекает с шланга в
бак. Влезает на 10% больше, чем должно. Хочется идти бить морду
заправщику. Но пока машина стоит в тёплом гараже с полным баком,
расширяющийся бензин рвёт в клочья бак и разливается по полу
гаража. Никуда не идём… (0,00125*80=9,8% от объема!)
Таким образом, современная заправка нальет в любую погоду такое
количество бензина, которое при нагреве до +20 градусов займёт
ровно номинальный объем. Это законно.
Теперь к вопросу про объем самого бензобака.
В документах на машину указывается номинальный объем бака, причем
без учёта топливной магистрали и заправочной горловины, а так же
без учета объема пароуловителя (его может не быть). У большинства
иномарок в горловину входит 4-5 литров, пока сработает отсечка,
т.к. труба весьма толстая. Если машина стоит под углом, а на баке
сверху есть горб-пароуловитель, то еще 3-4 литра вполне поместятся.
А еще, пластиковые баки всегда делаются чуть больше номинала,
процентов на 10. Итого в бак 50 литров можно запихать 62 литра
бензина, если поставить машину под уклон. А если еще залить
холодный (-20 градусов) бензин, то целых 65 литров и еще место
останется.
Вот так вот с помощью физики мне удалось понять, что владельцы той
АЗС не заносили взятку проверяющим, а просто работали в полном
соответствии с действующими нормативами. Что впрочем не помешало им
залить на прошлой неделе мне в бак 52 литра светлого печного
топлива под видом зимней солярки…
А как обманывают на заправках?
1. Погрешность в 0,25% — это не много, но постоянно. Это 2,5 литра
с кубометра. Или всего 100 литров с бензовоза
2. Корректировка температуры топлива: иногда ее делают вручную с
рабочего места оператора. Если летом задать температуру -40, то
можно экономить 7,5 процентов от проданного топлива. Всего 3000
литров с каждого бензовоза и жизнь удалась.
3. Просто свёрнутый счетчик на совсем пиратских АЗС — тут хоть
сколько можно слить.
|
</> |