Про многотрубные торпедные аппараты
sergiovillaggio — 16.09.2021Отдельно стоит упомянуть торпедно-канонерские лодки, на которых тоже применялись двухтрубные ТА с небольшим растворением труб, но на общем поворотном основании.
Любопытен тот факт, что в то время, когда номерные миноносцы продолжали нести спаренные торпедные аппараты, на эсминцах они не нашли применения. Только 26-узловые прототипы получили по одному спаренному 18-дюймовому аппарату, причем довольно занятной конструкции – трубы были направлены в разные стороны a-la France. Все остальные эсминцы-«истребители» несли строго по два однотрубных аппарата (на некоторых к ним довеском шел носовой неподвижный). При этом миноносцы типа «Крикет» тоже несли однотрубные ТА – правильно, они же эсминцы, пусть и прибрежные.
Второй любопытный момент: англичане первыми перешли на более крупный калибр торпед – 21 дюйм (533 мм). Случилось это на типе «Бигль», он же «G», в 1909 году. При этом на эсминцах этой и нескольких следующих серий сохранились однотрубные торпедные аппараты. На двухтрубные перешли только на типе «L», начавшим вступать в строй буквально перед Первой мировой войной.
Ну, а далее понеслось: на типе «W» (1918 г.) появились трехтрубные ТА (с характерным расположением труб «домиком»), на типе «А» (1930 г.) – четырехтрубные, на «Глоууорме» типа «G» (1936 г.) – пятитрубные, правда, пока в порядке эксперимента, серийно – с типа «I», но впоследствии то ли такое вооружение сочли избыточным, то ли сами аппараты оказались недостаточно хороши, но, начиная с типа «О», вернулись к четырехтрубным.
Франция. Французы регулярно перевооружали свои миноносцы, а точных данных у меня нет, поэтому можно судить только по отрывочной информации. Получается, что в начале 1890-х они более-менее массово начинают внедрять на своих миноносцах спаренные 350-мм торпедные аппараты. По всей видимости, с надежностью у них все было довольно плохо, ибо многие иностранные заказчики (Япония, Россия), приобретая миноносцы французской постройки или французских проектов, заменяют ТА обычными, однотрубными. Насколько можно судить, начиная с миноносца №145 постройки 1891 года, на номерных миноносцах устанавливаются исключительно спаренные ТА калибра 380 мм, а примерно с 1905 г. – уже 450 мм. При этом по большей части (а может и вообще всегда) трубы в них были развернуты в разные стороны, дабы поражать противника с разных бортов. Задумка хитрая, но, как показала практика, бесполезная.
Надо еще сделать оговорку, что речь тут идет сугубо о номерных миноносцах, т.к. на более крупные мореходные и эскадренные миноносцы французы, подобно англичанам, ставят исключительно простые и надежные однотрубные ТА. На французских эсминцах двухтрубные ТА появляются только на 800-тонном типе.
Сразу после Первой мировой войны французы делают два резких и решительных шага: во-первых, принимают за стандарт калибра торпед 550 мм; во-вторых, внедряют трехтрубные аппараты (на контрминоносцах и миноносцах межвоенной постройки применялись и двухтрубные). Большего числа труб во французских ТА не использовалось.
Германия. Немцы вторыми, после англичан, решились на увеличение калибра своих торпед с 45 до 50 см. Это произошло примерно в 1908 году. А вот массовое внедрение двухтрубных торпедных аппаратов случилось только на серии V-25 тоже накануне войны. Причем аппараты у немцев были довольно странными, на мой взгляд: каждая труба помещалась на своем основании, которое каталось по круговому погону. Плюс, все эсминцы военной постройки сохраняли пару однотрубных аппаратов за полубаком. В общем, у тевтонских собственная гордость.
Всё изменила
Больше никакой интриги немцы нам вроде бы не оставили.
Россия. У нас спаренные ТА появились только на «циклонах», причем они же ознаменовали переход с 380-мм на 450-мм калибр торпед. Это были полноценные аппараты (насколько я могу судить, «французского образца») на высоком основании, впоследствии перекочевавшие и на «Новик» и первые черноморские «новики». Зато мы оказались лидерами по внедрению трехтрубных торпедных аппаратов, массово появившихся на серийных балтийских «новиках» в 1915 году. Правда, калибр остался 450-мм. Переход на 533 мм состоялся уже в советское время, как и появление четырехтрубных ТА – и то, и другое впервые появилось на лидерах типа «Ленинград». Четырехтрубные аппараты у нас не нашли применения: и «семёрки», и «тридцатки» несли трехтрубные ТА, и только на пр.56 состоялся переход сразу на пятитрубные.
США. Спаренные ТА калибра 18 дюймов должны были появиться на первых турбинных эсминцах типа «Смит» (DD-17), они даже показаны на отчетных чертежах, но опоздали и реально появились только на следующей серии (с DD-22). Начиная с DD-51 состоялся переход на калибр торпед 21 дюйм, на DD-63 впервые появились трехтрубные ТА, зато аж четыре установки. На первых послевоенных эсминцах типа «Фаррагут» (DD-348, 1934 год) появляются четырехтрубные ТА, на типе «Бенсон» (DD-421, 1940 год) – пятитрубные.
Италия. Двухтрубные 450-мм ТА появляются на паре «550-тонников» фирмы «Орландо» при их модернизации в 1915 году, а на серийных кораблях их начинают ставить с 1916 года. Трехтрубные ТА того же калибра впервые появились на скаутах типа «Леоне» в 1924 году. Потом их заменили на двухтрубные 533-мм, которые также ставят на серийных эсминцах типа «Селла» (1926 г.), начиная со следующего типа «Сауро» (1926 г.) все итальянские эсминцы оснащаются трехтрубными 533-мм аппаратами. Всё. Finita!
Япония. Двухтрубные 450-мм ТА появляются на одном из двух первых «океанских» эсминцев постройки 1911 года – «Умикадзе». На эсминцах 2-го класса типа «Момо» (1916 г.) начинают устанавливаться трехтрубные 450-мм ТА, на эсминцах 1-го класса типа «Таникадзе» (1917 г.) – двухтрубные 533-мм. На типе «Муцуки» (1926 г.) совершается сразу два скачка – переход на 610-мм торпеды, причем в трехтрубных аппаратах. Этот калибр остается стандартным до конца Второй мировой. Четырехтрубные ТА появляются на «Сирацую» (1937 г.), наконец, «Симакадзе» (1943 г.) оказался единственным японским эсминцем с пятитрубными ТА.
Остальные страны рассматривать нет смысла ввиду отсутствия у них собственных школ.
|
</> |