Про многотрубные торпедные аппараты

топ 100 блогов sergiovillaggio16.09.2021
Уже довольно давно один из читателей задал вопрос насчет внедрения во флотах многотрубных торпедных аппаратов. Каюсь, только-только дошли руки до этой темы. Попробуем разобраться. По каждой стране в отдельности, начиная с ведущих.

Великобритания. Еще на заложенных в 1885 году 125-футовых миноносцах применялись 14-дюймовые (350-мм) торпедные аппараты из двух труб, вращающихся вокруг конической боевой рубки. Их характерной особенностью было большое растворение торпедных труб (впрочем, не всегда – например, на Tb-80 его не было). По всей видимости, данная конструкция оказалась не слишком удачной, ибо уже к 1890-м годам исчезает с вновь вводимых в строй миноносцев. Вместо нее появляются привычные нам поворотные 14-дюймовые ТА. Кроме того, как раз в это время англичане переходят от 14-дюймовых торпед сразу на 18-дюймовые (450-мм) – первым их получил торникрофтовский Tb-91, вошедший в строй в 1894 г.

Отдельно стоит упомянуть торпедно-канонерские лодки, на которых тоже применялись двухтрубные ТА с небольшим растворением труб, но на общем поворотном основании.

Любопытен тот факт, что в то время, когда номерные миноносцы продолжали нести спаренные торпедные аппараты, на эсминцах они не нашли применения. Только 26-узловые прототипы получили по одному спаренному 18-дюймовому аппарату, причем довольно занятной конструкции – трубы были направлены в разные стороны a-la France. Все остальные эсминцы-«истребители» несли строго по два однотрубных аппарата (на некоторых к ним довеском шел носовой неподвижный). При этом миноносцы типа «Крикет» тоже несли однотрубные ТА – правильно, они же эсминцы, пусть и прибрежные.

Второй любопытный момент: англичане первыми перешли на более крупный калибр торпед – 21 дюйм (533 мм). Случилось это на типе «Бигль», он же «G», в 1909 году. При этом на эсминцах этой и нескольких следующих серий сохранились однотрубные торпедные аппараты. На двухтрубные перешли только на типе «L», начавшим вступать в строй буквально перед Первой мировой войной.

Ну, а далее понеслось: на типе «W» (1918 г.) появились трехтрубные ТА (с характерным расположением труб «домиком»), на типе «А» (1930 г.) – четырехтрубные, на «Глоууорме» типа «G» (1936 г.) – пятитрубные, правда, пока в порядке эксперимента, серийно – с типа «I», но впоследствии то ли такое вооружение сочли избыточным, то ли сами аппараты оказались недостаточно хороши, но, начиная с типа «О», вернулись к четырехтрубным.

Франция. Французы регулярно перевооружали свои миноносцы, а точных данных у меня нет, поэтому можно судить только по отрывочной информации. Получается, что в начале 1890-х они более-менее массово начинают внедрять на своих миноносцах спаренные 350-мм торпедные аппараты. По всей видимости, с надежностью у них все было довольно плохо, ибо многие иностранные заказчики (Япония, Россия), приобретая миноносцы французской постройки или французских проектов, заменяют ТА обычными, однотрубными. Насколько можно судить, начиная с миноносца №145 постройки 1891 года, на номерных миноносцах устанавливаются исключительно спаренные ТА калибра 380 мм, а примерно с 1905 г. – уже 450 мм. При этом по большей части (а может и вообще всегда) трубы в них были развернуты в разные стороны, дабы поражать противника с разных бортов. Задумка хитрая, но, как показала практика, бесполезная.

Надо еще сделать оговорку, что речь тут идет сугубо о номерных миноносцах, т.к. на более крупные мореходные и эскадренные миноносцы французы, подобно англичанам, ставят исключительно простые и надежные однотрубные ТА. На французских эсминцах двухтрубные ТА появляются только на 800-тонном типе.

Сразу после Первой мировой войны французы делают два резких и решительных шага: во-первых, принимают за стандарт калибра торпед 550 мм; во-вторых, внедряют трехтрубные аппараты (на контрминоносцах и миноносцах межвоенной постройки применялись и двухтрубные). Большего числа труб во французских ТА не использовалось.

Германия. Немцы вторыми, после англичан, решились на увеличение калибра своих торпед с 45 до 50 см. Это произошло примерно в 1908 году. А вот массовое внедрение двухтрубных торпедных аппаратов случилось только на серии V-25 тоже накануне войны. Причем аппараты у немцев были довольно странными, на мой взгляд: каждая труба помещалась на своем основании, которое каталось по круговому погону. Плюс, все эсминцы военной постройки сохраняли пару однотрубных аппаратов за полубаком. В общем, у тевтонских собственная гордость.

Всё изменила революция поражение в войне. На миноносках типа 23 появились полноценные трехтрубные ТА (поначалу 500-мм, затем их переделали в 533-мм), на эсминцах типа 34 – четырехтрубные. Характерной особенностью этих аппаратов было то, что внешние трубы выступали чуть вперед внутренних.

Больше никакой интриги немцы нам вроде бы не оставили.

Россия. У нас спаренные ТА появились только на «циклонах», причем они же ознаменовали переход с 380-мм на 450-мм калибр торпед. Это были полноценные аппараты (насколько я могу судить, «французского образца») на высоком основании, впоследствии перекочевавшие и на «Новик» и первые черноморские «новики». Зато мы оказались лидерами по внедрению трехтрубных торпедных аппаратов, массово появившихся на серийных балтийских «новиках» в 1915 году. Правда, калибр остался 450-мм. Переход на 533 мм состоялся уже в советское время, как и появление четырехтрубных ТА – и то, и другое впервые появилось на лидерах типа «Ленинград». Четырехтрубные аппараты у нас не нашли применения: и «семёрки», и «тридцатки» несли трехтрубные ТА, и только на пр.56 состоялся переход сразу на пятитрубные.

США. Спаренные ТА калибра 18 дюймов должны были появиться на первых турбинных эсминцах типа «Смит» (DD-17), они даже показаны на отчетных чертежах, но опоздали и реально появились только на следующей серии (с DD-22). Начиная с DD-51 состоялся переход на калибр торпед 21 дюйм, на DD-63 впервые появились трехтрубные ТА, зато аж четыре установки. На первых послевоенных эсминцах типа «Фаррагут» (DD-348, 1934 год) появляются четырехтрубные ТА, на типе «Бенсон» (DD-421, 1940 год) – пятитрубные.

Италия. Двухтрубные 450-мм ТА появляются на паре «550-тонников» фирмы «Орландо» при их модернизации в 1915 году, а на серийных кораблях их начинают ставить с 1916 года. Трехтрубные ТА того же калибра впервые появились на скаутах типа «Леоне» в 1924 году. Потом их заменили на двухтрубные 533-мм, которые также ставят на серийных эсминцах типа «Селла» (1926 г.), начиная со следующего типа «Сауро» (1926 г.) все итальянские эсминцы оснащаются трехтрубными 533-мм аппаратами. Всё. Finita!

Япония. Двухтрубные 450-мм ТА появляются на одном из двух первых «океанских» эсминцев постройки 1911 года – «Умикадзе». На эсминцах 2-го класса типа «Момо» (1916 г.) начинают устанавливаться трехтрубные 450-мм ТА, на эсминцах 1-го класса типа «Таникадзе» (1917 г.) – двухтрубные 533-мм. На типе «Муцуки» (1926 г.) совершается сразу два скачка – переход на 610-мм торпеды, причем в трехтрубных аппаратах. Этот калибр остается стандартным до конца Второй мировой. Четырехтрубные ТА появляются на «Сирацую» (1937 г.), наконец, «Симакадзе» (1943 г.) оказался единственным японским эсминцем с пятитрубными ТА.

Остальные страны рассматривать нет смысла ввиду отсутствия у них собственных школ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Долго я собиралась написать что-то путное, в итоге смирилась с тем, что атрофия мозга в связи с зимой (?) все прогрессирует, и вряд ли позволит мне осуществить задуманное. Поэтому, попоносю всем понемногу. Под заголовком "По-быстренькому" In Time - ...
Тренировочный пуск человеко-торпеды Кайтен с переоборудованного для применения этого оружия японского легкого крейсера "Китаками", 1945 год: Кайтены на палубе крейсера, подготовка к пуску: Ложементы для Кайтенов на палубе крейсера (левый борт, вид в корму); справа - 25-мм ...
Пропагандисты уже как только не извиваются, дабы привить молодежи патриотизм и пресловутую любовь к родине. Появилось у нас такое общественное движение, «Патриотки России» называется. И сайтик у них свой есть действительно патриотичный (в зоне .рф), и даже занимаются, вроде, чем-то. В пер ...
Забавно завершилось "дело Устинова". Уже после вынесения приговора, где Устинов по представлению прокуратуры получил 3,5 года реальной тюрьмы за сопротивление сотрудникам Росгвардии, под давлением либеральной общественности и различных внутриэлитных раскладов, прокуратура попросила ...