Про иго монгольское и патриарха Сарайского...
strang_rock — 17.11.2010 Вообще-то не было никакого татаро-монгольского ига...Потому что не татаро-монгольское оно было, а плодотворное сотрудничество князей русских да ханов татарских...
И вообще это не моя идея. Я просто с этим абсолютно согласен.
И факты исторические это подтверждают. Во ВСЕХ! битвах ХIV столетия, где якобы мужественно бились доблестные русичи с татарами такого было намешано! С обоих сторон были и русские, и татары. Как в Куликовской битве, когда Дмитрий Донской разгромил татарского диссидента Мамая, как в сожжении Москвы ханом Тохтамышем, так и в величайшей битве ХIV века у реки Ворскла в 1399 году.
www.stsl.ru/lib/book1/chap12.php Это к тому, что есть история, а есть жизнь. И не всегда они совпадают.
Но самое замечательное начинается тогда, когда мы начинаем исследовать момент религиозный... Вот тут вообще крышу сорвать может у некоторых неподготовленных личностей. Очень важно помнить какую религию исповедовали татаро-монголы... У них не было какой-то официально утверждённой религии - бесспорно. Одно с уверенностью можно сказать точно: они не исповедовали ислам - потому что ещё дедушка Чингиз не благоволил сему. Они постепенно забывали свои исконные языческие культы, так как в великом множестве племён, составлявших орду, эти культы смешивались и не особо приживались. Перед монголами, в первую очередь перед правящей элитой, стоял выбор: буддизм или православие. Я надеюсь нетрудно догадаться к чему склонялось большинство. Уже в 13 веке сын хана Батыя принимает православие и становится побратимом св. Александра Невского... Дальше - больше. То, что периодически совершая набеги, православные татары грабили православные русские монастыри - тоже закономерно. Да и вообще грабили нечасто, только когда монастыри эти дань отказывались платить своей татарской "крыше". А уж как православные русские друг дружку оббирали - тут уж даже агиографические источники промолчать не могут. Вспомните хотя бы практически полное разрушение Киева св. Андреем Боголюбским! Скольким православным киевлянам тогда благоверный князь кишки выпустил! Так что нормы приличия того времени совершенно не запрещали православным друг другу кровопускание делать... Как впрочем сейчас мы вполне каноничненько так друг у дружки кровушку пьём...
Да и ещё в дополнение к церковно- историческому моменту... Есть в РПЦ такой титул... митрополит Крутицкий и Коломенский... он же ... митрополит Сарайский - викарий патриарха Московского и всея Руси... Тоже, надеюсь, людям образованным не нужно объяснять, что Сарай - это бывшая столица Золотой Орды.
Позволю себе умных людей процитировать.
"Сохранились кое-какие исторические следы притязаний Сарайского епископа на внушительную роль в русской церковной жизни. Сарайский епископ постоянно настаивал на расширении своей власти в сторону русских земель. В течение второй половины XIII и первой половины XIV века шли постоянные споры за пограничные приходы рязанской земли (по верховьям Дона) между владыками Сарайскими и Рязанскими. Митрополит Феогност решил спор в пользу Сарая, и с тех пор Сарайский владыка стал именоваться "Сарайским (позже Сарским) и Подонским", даже когда спорные приходы отошли снова к Рязани. Один из Сарайских епископов Измаил питал какие-то замыслы против самого Московского митрополита, так что митрополит Московский Петр (позже причисленный к лику святых) лишил Измаила сана и епархии (1312). Притязания Сарайского владыки в действительности не осуществились. Центр православной государственности укрепился в Москве, а не в Сарае. Церковно-политическое значение Сарая падало вместе с падением силы Золотой Орды и, наконец, пало окончательно. В середине XV века Сарайский епископ Вассиан перенес свою кафедру в Москву, поселившись в Крутицах, которые уже с конца XIII века служили подворьем сарайских епископов в Москве. Сарайский епископ превратился в епископа (затем митрополита) Крутицкого. Крутицкий митрополит, викарий и правая рука Патриарха Московского и всея Руси, представляет собою, таким образом, исторический пережиток глубокого значения. Крутицкий митрополит, викарий Московского Патриарха, есть напоминание о не осуществившейся исторической возможности - патриархе Сарайском, для которого святитель Московский был бы наоборот викарием. Крутицкий митрополит - глубокий символ монгольского влияния на развитие русской культуры. "
Это не я, это академик Вернадский сказал. Есть у него коротенькая, но отличная статья
Монгольское иго в русской истории
Короче мораль. Князь Дмитрий не потому святым стал, что татарских диссидентов лупасил, а потому что у него хватило мудрости церковные непонятки прекратить и Сергия Радонежского начать слушать.