Про дао Винни-Пуха и золотую осень
alexa_bell — 13.02.2020Философами не становятся, философами рождаются. Вы никогда не станете настоящим философом только от того, что будете читать книжки по философии. Как бы щедро ни пересыпали свою речь умными цитатами, начиная от предшественников Эразма Роттердамского и заканчивая последователями Хайдеггера или Камю, вы не на йоту не приблизитесь к тому, что именуется дао.
Дао - это термин из китайской философии. Упрощённо говоря, он означает путь. Не тот путь из пункта А в пункт В из школьной задачи по математике, равный, например, пятнадцати километрам, по которому идут два путника с разной скоростью, а процесс постижения своего собственного самосознания и определения себя, своего места в мироздании и движения в нём.
Лихо я завернул и, главное, непонятно, как и положено в философии. Я когда-то пробовал вникнуть и в учение Конфуция и в мудрость Лао-цзы, но вовремя понял, что разобраться в китайской философии может только китаец, воспитанный в окружении китайской культуры. Поэтому удовольствовавшись несколькими понравившимися лично мне положениями даосизма, я оставил китайскую философию в покое, похоже, к обоюдному удовольствию, поняв, что моё дао лежит в другой стороне.
Вполне возможно, что я сегодня переборщил, назвав статью "Дао Винни-Пуха". Какое дао может быть у игрушечного медвежонка с головой, набитой опилками? Проще и правильней, наверное, было бы написать "Путь Винни-Пуха", но не тут-то было. Всё-таки китайское "дао" и русский "путь" явно не равнозначны по содержанию. Одно дело - осознание Винни-Пухом существования правильных и неправильных пчёл и, соответственно, своего отношения к правильному и неправильному мёду, и совсем другое дело - преодолеть расстояние от своего дома до норы Кролика.
Вся квинтэссенция, я думаю, что это подходящий термин при рассуждении о дао и философии, и так, вся квинтэссенция дао Винни-Пуха изложена в следующем отрывке книги о нём:
"Вот однажды, гуляя по Лесу, Пух вышел на полянку. На полянке рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжжж...
Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать.
Сначала он подумал так:"Это жжжжж неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему, так!"
Потом он ещё подумал-подумал и сказал про себя:"А зачем на свете пчёлы? Для того, чтобы делать мёд! По-моему, так!"
Тут он поднялся и сказал:
- А зачем на свете мёд? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!
И с этими словами он полез на дерево". (Алан А.Милн, Борис Заходер "Винни-Пух").
Именно эта внешне примитивная последовательность и взаимосвязанность рассуждений, осмыслений и действий Винни-Пуха достаточно правильно и достоверно описывают или объясняют теперь уже мой путь к пчёлам и пчеловодству. Только в отличие от книжного Винни-Пуха я не полез на дерево, а принялся за поиски подходящего места, где мог бы разместить своих правильных пчёл. Правда, от момента приобретения книжки Ивана Ивановича Барашева "Я - пчеловод" (об этом здесь:"Мой первый шаг к пчёлам и пасеке" https://alexa-bell.livejournal.com/159808.html) и до начала поисков места под будущую пасеку прошло чуть ли не пятнадцать лет.
Главной особенностью этого затянувшегося периода было то, что на официальном языке именуется, как наступление пенсионного возраста. Глядя на своих подчинённых, на окружающих меня людей, я твёрдо усвоил одно неоспоримое правило жизни - надо уходить вовремя. Лишний раз я убедился в этом на очередном медосмотре, когда старушка, держа в дрожащих руках иглу, безуспешно пыталась проколоть мне вену, чтобы взять кровь на анализ. Я не знаю кто из нас - она или я были большей жертвой этих мучений.
У человека в жизни есть полная аналогия с природой: та же весна, лето, осень и, как ни прискорбно, зима, когда, говоря словами поэта, приближается вот это самое время:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать... (Сергей Есенин).
Грустно, но есть у природы тот краткий период, который зовётся золотой осенью. И я не понимаю, зачем или ради чего себя лишать этой, может быть, последней радости - своей золотой осени: пожить для себя, осуществить свои мечты, без оглядки на службу, работу и даже на то, что показывают по телевидению. Всё это суета и тлен, и не надо её недолгий остаток разменивать, например, на то, чтобы с неподдельным энтузиазмом у входа в супермаркет раздавать бесплатную газету с портретом очередного проходимца, обещающего всем счастье и какой-то новый социализм.
Это моя золотая осень. Настало время моего личного "дао". И пусть оно примитивно, как у Винни-Пуха, но оно моё. Есть мой путь и я могу идти по нему без чужих путеводителей, с удовольствиям потакая своим слабостям и пристрастиям. И одно из них, как оказалось, пчёлы. О том, что, как и в случае с Винни-Пухом, пчёлы могут оказаться неправильными, я в то время не думал. Задача была одна: найти где-то в окрестностях Омска тот "дуб", в дупле которого я мог бы поселить своих пчёл.
P.S. Спасибо читателям данной статьи, они мне подсказали, что в Википедии есть статья "Дао Винни-Пуха". Поэтому самых любознательных отсылаю к ней: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BE_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8-%D0%9F%D1%83%D1%85%D0%B0
|
</> |