Про даму на скамейке...

топ 100 блогов classic_art_ru27.07.2025 Про даму на скамейке...  Про даму на скамейке...

В 2010 году в волжском городке Плёс на набережной появилась скульптура "Дачница".
         
В 1888 году художник Левитан со своими спутниками-художниками открыли природную красоту Плёса для своих собратьев-художников, которые стали массово выезжать сюда на лето для пейзажных картин.
А потом Плёс полюбился не только творческой богеме, его облюбовали для летнего отдыха городские жители - дачники.
Но скульптура "Дачница" на набережной не стала собирательным образом всех дачниц, здесь обитавших.
"Дачнице" сразу стали искать прототип.

А поскольку художница Софья Петровна Кувшинникова, приезжавшая сюда с Левитаном в 1888-1889 годах – самая известная из всех приезжавших сюда женщин,
то легкомысленные путеводители быстро определили Кувшинникову в прототип "Дачницы"

Про даму на скамейке...

Однако, между этой молодой женщиной на скамейке и Кувшинниковой мало сходства.
Во-первых, Софье Петровне было уже 40 с хвостиком, чего не скажешь о даме на скамейке.
Во-вторых, в "Дачнице" совсем не чувствуется её мощный характер.

Как он чувствуется, например, на портрете Кувшинниковой в красном, художник А.С. Степанов:

Про даму на скамейке...

Между тем, в Плёсе тех годов была ещё одна женщина, чья судьба оказалась тесно связанной с Левитаном и Софьей Петровной.
Звали ту женщину Анной Александровной Грошевой.
Это была молодая красивая женщина, жена местного купца-старообрядца, недавно переселившегося в Плёс.
Муж молодой, предприимчивый, торговля его хорошо шла, и достаток в доме тоже был хороший.
Но хозяйкой в доме была мать мужа – свекровь Анны...

Словом, чистой воды "Гроза" Островского - хоть и прошло с тех пор,
когда Катерина из "Грозы" бросилась (лучше не жить, чем жить так!) в Волгу - почти 30 лет.

Так что Анна Грошева пошла другим путём, вернее, поплыла на пароходе...
Сбежав и от мужа с его вечными счетами в лавке и главное - от ненавистной свекрови.
Решающую роль в этом побеге сыграло её знакомство с Софьей Петровной Кувшинниковой и Левитаном.

Слово Софье Петровне. Из её воспоминаний:

"Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки.
Мятущаяся ее душа изнывала под гнетом тяжелой семейной жизни, и, случайно познакомившись с нами,
она нашла в нас отклик многому из того, что бродило в ее душе.

Невольно мы очень сдружились, и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи,
нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать.
Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице,
а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком.
Здесь подметил он и мотив картины "Золотой Плёс", который потом каждое утро стал писать,
пополняя запас впечатлений своими наблюдениями вечером".

Про даму на скамейке...

Как сложилась судьба Анны Александровны Грошевой в Москве, доподлинно неизвестно.
По слухам, она поступала в театр, но ненадолго.
В Плёсе сплетничали, что пошла она в Москве по кривой дорожке...
Ну, смотря что считать кривой дорожкой... Наверняка, в среде староверов театр – дорожка кривее некуда...

В музее Художественного театра в Москве хранится "Женский портрет", приблизительно начала 1890-х годов, написанный углем.

Про даму на скамейке...

Приписывался портрет Левитану, хоть и написан совсем не в свойственной Левитану манере.
Но, поскольку так и не удалось установить, кто на портрете, авторство Левитана больше ему не приписывается.
У Левитана портреты им портреты редки и известны - кто на портрете.

Между тем народная молва сразу соединила этот портрет и Анну Грошеву.
Особенно после выхода в свет романа "Развиватели", автор Георгий Тихонович Полилов (Северцев-Полилов).
Развиватели в романе – это Левитан и Софья Петровна, хоть и под другими фамилиями;
если суть романа очень коротко - это они смутили девичий покой и она сбежала от мужа.

Опубликован был роман после смерти Левитана в 1900 году. Посвящён роман Чехову.
Там совершенно очевидно, что прототипом художницы Хрустальниковой стала Софья Петровна Кувшинникова.
И в образе Хрустальниковой очень много схожего с чеховской попрыгуньей...

В этом романе много вымысла, в том числе, что Левитан писал портрет Анны Грошевой - целых два портрета.
Поэтому найденный портрет в театре сразу приписали Левитану.

    Женский портрет – из Сети
    Фото скульптуры "Дачница" мои, 2020 год

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Случай на российской железной дороге отлично продемонстрировал, кадры какого качества работают в госдепе США - они ворье и террористы, действия одного из которых могли привести к многочисленным жертвам при аварии поезда.       Взгляните, как сотрудник ...
Здравствуйте! Во-первых, спасибо вам за поддержку и советы в посте про менингит у сына! Во-вторых, хочу написать чем все закончилось. Кратко: два месяца назад 5тилетний сын попал в реанимацию с подтверждённым менингитом в Тушинскую больницу (симптоматика: температура-38.5, сильная ...
Наконец-то собралась написать про свои роды №2.Мне было назначено запланированное кесарево, поэтому за 10 дней до даты, я уже знала когда и как это произойдет. С одной стороны меня это радовало, так как сюрпризов не должно было быть и очень ...
Ольга Любимова не так давно сменила на посту министра культуры Мединского. Народ до сих пор удивляется почему выбор пал именно на нее, т.к. человек до этого ничем таким известен не был, кроме факта ношения футболки с эпатажной надписью на ней: Подозреваю, что и сам Путин не в курсе, ...
                                     (с) warsh За нами следят вооружённые люди. Например, матросы.                          ...