Про даму на скамейке...
classic_art_ru — 27.07.2025

В 2010 году в волжском городке Плёс на набережной появилась скульптура "Дачница".
В 1888 году художник Левитан со своими спутниками-художниками открыли природную красоту Плёса для своих собратьев-художников, которые стали массово выезжать сюда на лето для пейзажных картин.
А потом Плёс полюбился не только творческой богеме, его облюбовали для летнего отдыха городские жители - дачники.
Но скульптура "Дачница" на набережной не стала собирательным образом всех дачниц, здесь обитавших.
"Дачнице" сразу стали искать прототип.
А поскольку художница Софья Петровна Кувшинникова, приезжавшая сюда с Левитаном в 1888-1889 годах – самая известная из всех приезжавших сюда женщин,
то легкомысленные путеводители быстро определили Кувшинникову в прототип "Дачницы"

Однако, между этой молодой женщиной на скамейке и Кувшинниковой мало сходства.
Во-первых, Софье Петровне было уже 40 с хвостиком, чего не скажешь о даме на скамейке.
Во-вторых, в "Дачнице" совсем не чувствуется её мощный характер.
Как он чувствуется, например, на портрете Кувшинниковой в красном, художник А.С. Степанов:

Между тем, в Плёсе тех годов была ещё одна женщина, чья судьба оказалась тесно связанной с Левитаном и Софьей Петровной.
Звали ту женщину Анной Александровной Грошевой.
Это была молодая красивая женщина, жена местного купца-старообрядца, недавно переселившегося в Плёс.
Муж молодой, предприимчивый, торговля его хорошо шла, и достаток в доме тоже был хороший.
Но хозяйкой в доме была мать мужа – свекровь Анны...
Словом, чистой воды "Гроза" Островского - хоть и прошло с тех пор,
когда Катерина из "Грозы" бросилась (лучше не жить, чем жить так!) в Волгу - почти 30 лет.
Так что Анна Грошева пошла другим путём, вернее, поплыла на пароходе...
Сбежав и от мужа с его вечными счетами в лавке и главное - от ненавистной свекрови.
Решающую роль в этом побеге сыграло её знакомство с Софьей Петровной Кувшинниковой и Левитаном.
Слово Софье Петровне. Из её воспоминаний:
"Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки.
Мятущаяся ее душа изнывала под гнетом тяжелой семейной жизни, и, случайно познакомившись с нами,
она нашла в нас отклик многому из того, что бродило в ее душе.
Невольно мы очень сдружились, и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи,
нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать.
Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице,
а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком.
Здесь подметил он и мотив картины "Золотой Плёс", который потом каждое утро стал писать,
пополняя запас впечатлений своими наблюдениями вечером".

Как сложилась судьба Анны Александровны Грошевой в Москве, доподлинно неизвестно.
По слухам, она поступала в театр, но ненадолго.
В Плёсе сплетничали, что пошла она в Москве по кривой дорожке...
Ну, смотря что считать кривой дорожкой... Наверняка, в среде староверов театр – дорожка кривее некуда...
В музее Художественного театра в Москве хранится "Женский портрет", приблизительно начала 1890-х годов, написанный углем.

Приписывался портрет Левитану, хоть и написан совсем не в свойственной Левитану манере.
Но, поскольку так и не удалось установить, кто на портрете, авторство Левитана больше ему не приписывается.
У Левитана портреты им портреты редки и известны - кто на портрете.
Между тем народная молва сразу соединила этот портрет и Анну Грошеву.
Особенно после выхода в свет романа "Развиватели", автор Георгий Тихонович Полилов (Северцев-Полилов).
Развиватели в романе – это Левитан и Софья Петровна, хоть и под другими фамилиями;
если суть романа очень коротко - это они смутили девичий покой и она сбежала от мужа.
Опубликован был роман после смерти Левитана в 1900 году. Посвящён роман Чехову.
Там совершенно очевидно, что прототипом художницы Хрустальниковой стала Софья Петровна Кувшинникова.
И в образе Хрустальниковой очень много схожего с чеховской попрыгуньей...
В этом романе много вымысла, в том числе, что Левитан писал портрет Анны Грошевой - целых два портрета.
Поэтому найденный портрет в театре сразу приписали Левитану.
Женский портрет – из Сети
Фото скульптуры "Дачница" мои, 2020 год
Сравнение энергозатрат при добыче разных монет
Кошмарики
Изменение характера: почему восходящий тренд индекса S&P 500 может сойти на нет
Осенний этюд
Молодежь и революции
Симонов монастырь и ДК ЗИЛ.
Принцесса Кэтрин посетила саммит, посвящённый трудовым ресурсам в Лондоне
October , Vecāķi, Rīga, Latvia , Вецаки, Латвия. Сказочный домик...

