Про "бизнес" - немного лытдыбра и не только

топ 100 блогов xommep18.04.2022 Вернулся из очередного налёта на город-герой Норильск; собстно, смысловая часть поездки, как обычно, нареканий не вызвала; можно посмотреть мои отчётики по тегу Норильск, я там бываю чаще, чем хотелось бы. Но вот события вокруг дороги и заселения вызвали не только баттхерт, но и определённые мысли по поводу отечественного "бизнеса".

Летел в Заполярье уже не первый и даже не в десятый раз, так что заранее глянул прогноз погоды; всё плохо, ровно на момент прилёта - сильный снег. Ещё накануне вылета на онлайн-табло заметил, что рейс из Хатанги задержан из-за местных (норильских) метеоусловий; но наш рейс вылетел по расписанию. Перед вылетом я ещё посетовал соседям по ероплану, что куда-то мы не туда летим, еропорт должен быть закрыт; но, может быть, "авиакомпания" что-то знает. Не буду называть тут имён собственных, потому что это неважно; почему неважно, будет чуть позже.

Через час-полтора полёта самолёт развернули из-за (внезапно!) метеоусловий Норильска. Причём не посадили нас в относительно соседних еропортах типа Нового Уренгоя, откуда лёту - полчаса, а полетели обратно до дому. Рейс сперва отложили на пару часов, потом ещё на пару, потом ещё, а потом и вовсе перенесли на утро. Причём девочка - представитель "компании" клятвенно обещала, что больше переносов не будет; ага, щаз, с утра ещё перенос на 2.5 часа; и в итоге наш рейс вылетел с опозданием более чем на сутки; позже, чем рейс следующего дня. И меня терзают смутные сомнения, что это всё не из-за условий в Алыкеле, а из-за того, что эта мега-компания просто угнала наш самолёт на какую-то шарашку.

Теперь, собстно, к обобщениям. Почему я беру термин "авиакомпания" в кавычки - да потому, что они у нас в стране - что угодно, кроме авиакомпаний без кавычек. У них в буквальном смысле ничего нет, это просто сервис по предоставлению услуг по перевозке граждан, ни за что не отвечающий и не могущий отвечать. У них нет своих самолётов (см. понятие "лизинг", к нему мы ещё вернёмся), у них нет своих аэропортов, у них нет своих центров обслуживания, у них даже нет своих центров обучения пилотов. По сути это - просто бизнес-схема по извлечению прибыли из перевозки граждан по воздуху; я недавно писал об это в статье про экономические смыслы.

- Ха-ха - скажете вы - это просто бизнес и ничего личного! А как насчёт того, что это вообще-то стратегическая отрасль, влияющая на связанность всей страны в целом? Сейчас в "стратегические" попадают и СМИ и интернет-провайдеры, но "стратегические" не означает "военные" - это критически важные для народного хозяйства. С лёгкой руки пропагандистов у граждан сложилось отношение к авиаперевозкам как к развлечениям; дескать, если чё, то и без отпуска проживём. Но в некоторые регионы вообще не попасть, кроме как по воздуху; причём эти регионы зачастую тоже являются "стратегическими" - Север, Дальний Восток. В конце концов тот же бизнес (в кавычках и без) в том числе завязан на перелёты и прочее межрегиональное общение; как добираться до той же Якутии в случчего? По БАМу? Неделю из Москвы? И что это будет за "бизнес" такой?

Можно представить, что было бы с таким подходом на железных дорогах, если бы у нас РЖД не удержалось в виде единого предприятия, а его попилили бы на мелкие части. Рельсы принадлежат одним, вокзалы другим, локомотивы третьим, вагоны четвёртым; хотя по сути к этому тоже всё идёт, технология аутсорса шагает по планете.

К вопросу о лизинге. Это - разновидность кредита, или же финансовой махинации, когда берёшь вещь в аренду и платишь по частям. Сильно подозреваю, что отечественный гражданский авиапром был убит именно в угоду технологии лизинга - так удобнее "авиакомпаниям". Не нужно копить бабло, не нужно обслуживать еропланы самому - заносишь проценты и получаешь всё готовенькое; ещё и налоги платишь не "дома", а где-нить на Кайманах. Лепота? Глядя из сегодняшнего дня, это всё выглядит на грани измены Родине; но об этом говорили какие-то маргиналы и клятые большевики, а "уважаемых" людей всё устраивало.

Аналогично - аэропорты. Так как основной смысл деятельности - заработок бабла, то 2/3, если не 3/4 общественного пространства нашего аэропорта занято кафешками и магазинчиками, а пассажирам бросить свои кости некуда. Особенно это хорошо смотрится на фоне продолжающейся эпидемии холеры; в залах ожидания никакой социальной дистанции, зато магазинчики все стоят пустые; что и не удивительно, при тамошних ценах. Это тоже легализованное кидалово - аэропорт задирает расценки на аренду; чтобы окупить, приходится выставлять неадекватный ценник, и в итоге это никому не нужно, кроме любителей демонстративного потребления. Простой человек никому не нужен, как уже писал в статье про экономические смыслы.

Аналогично - гостиницы. В гостиничном "бизнесе" принято понятие "расчётный час", которое было внедрено ещё во времена былинные, до всей этой вашей автоматизации; так было удобнее гостинице рассчитывать оплату за проживание. В некоторых случаях это, возможно, было оправдано (хотя я не могу представить, в каких), но в основном это - то же самое кидалово, что и в примерах выше. Механизм "расчётного часа" предназначен, чтобы выудить у вас больше денег; вы же не заезжаете в гостиницу ровно в 12 и не выезжаете в 12; но увы вам. Этим же пользуются и мелкие отельчики и даже конторы по посуточной сдаче квартир - просто так можно слупить с граждан побольше бабла. Это, слава Аллаху, не стратегическая отрасль, но опять же, показатель, насколько гражданам, управляющим "бизнесом", важно собственно дело, а не прибыль.

Мы все последние 30 лет строили "Россию будущего", а построили второй пиндостан, в плохом смысле этого слова. Некоторые вещи у нас ещё не развились, но и не деградировали; но если бежать, выпучив глаза, за "американской мечтой", не рефлексируя, что же это такое на самом деле, то можно добежать до всякого. Если переводить всё на свете в бабло и прибыль, вы неминуемо окончите на свалке истории, как США. Хотя до многих до сих пор это не доходит. Помнится, в 2014-м ходили демотиваторы про Януковича, который всё прос***л, но так ничего не понял, как; сейчас можно запускать аналог - как просохатить мировое господство в турбо-режиме.

Но для того, чтобы выйти из состояния карикаторы на США, надо во-первых, перестать за ними обезьянить, что уже само по себе не так просто; а во-вторых, нужно найти какие-то другие примеры и ориентиры в жизни. Смыслы в деятельности поменять, если хотите. Когда все рубят бабло, бессмысленно и беспощадно, весь мир превращается в пластмассу. Никому нет дела ни до, собственно, дела (каламбур), ни до простого человека как такового. Человек человеку волк, все дела.

Понимаю, что есть масса социально ответственного бизнеса; есть люди, которые "горят" своим делом; но это, увы, исключения. Потому что Система подталкивает их на путь Выгоды; так работает культура; а, точнее, конечно, анти-культура современности. Потому что ценности, принятые в т.н. "бизнесе", прямо противоположны тому, что принято у человеков, чему нас учат с дедского сада - какие-то там Справедливость, доброта, взаимовыручка, и прочий совковый бред и морализаторство. Если верхней ценностью в "обществе" является личная Выгода, то какая вам Справедливость, какие нафиг Честь и Совесть?.. А кто всё это сделал, не подскажете?

В очередной раз повторяю, что мы сейчас находимся в точке бифуркации, когда мы можем выйти из колониальной зависимости от пиндостана, либо же стать вторым пиндостаном. И с каждым днём упущенных возможностей всё больше, также как и смутных сомнений. Для перехода на собственный путь надо проводить колоссальную работу с обществом; а зачем, если можно, как и встарь, просто барыжить нефтью и газом?..

P.S: Ещё хотел поднять тему абсурдности цен на авиабилеты, когда билет от нас до Норильска вдвое дороже, чем до Москвы, хотя рейс вдвое короче. Недавно anlazz показывал, что стоимость горючего не имеет прямой зависимости на цены на билеты; там вообще можно брать всех, кого попало, и кидать в застенки ГУЛАГа, с вопросами "ты чего, царская морда, делаешь?".. Но, видимо, всех всё устраивает.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недавно посетил Орловский музей изобразительных искусств, где была представлена выставка «Песок и кровь» Франсиско Гойя и Пабло Пикассо.  ФРАНСИСКО ГОЙЯ-И-ЛУСЬЕНТЕС  ...
Словно любимая передача в ночное время, которую ты ожидаешь весь вечер, сидя у ...
Фильмы «Барби» и «Оппенгеймер» лидируют по числу номинаций «Золотого глобуса» Согласен с тем, что написано в тексте. Можно и дальше разбирать "полет" этого колоссально лживого фильма, но чувство брезгливости тоже имеет предел. Да, лучшие политпропагандоны "Мосфильма" сегодня ...
Какой-то он не слишком красивый по-моему. Как iPhone-переросток, но с этим бордюром ...
Первый раз пишу пародию второй раз на один стих. Но в прошлый раз, если строго говорить, пародия была сразу на два стиха, а не только на этот, да и были мнения, что я там грубо надругался над чистым талантом поэтессы. Я учел замечания и в ...