Про амишей, евреев и прочие меньшинства

топ 100 блогов azbukivedi29.06.2012 Решили мы тут съездить куда-нибудь отдохнуть на пару дней, чтоб недалеко и нескучно. Ткнули в карту и попали в графство Ланкастер, в Пенсильвании, где Амиши живут. Сказано – сделано; сели и поехали. На ночь остановились в городке с очаровательным названием Intercourse. Новых шуток у вас по этому поводу всё равно нет, а старые я уже все слышала, поэтому оставим в покое ночёвку и поговорим об амишах.

В двух словах, для тех, кто вообще не знаком с материалом: амиши - это подгруппа менонитов, которые в свою очередь откололись от «мэйнстрим» протестантов в конце 17-го века. Но если менониты – просто довольно «суровые» христиане, внешне не сильно отличающиеся от обычных американцев, то Амиши одеваются и живут так же, как в момент приезда в Новый Свет в начале 18-го века. Чёрные пиджаки и соломенные шляпы на мужчинах, платья, фартуки и чепчики на женщинах. Они не водят машины, не пользуются электричеством, не признают радио, телевидение, интернет. Дети учатся в специальных амишевских школах, все классы в одной комнате. После восьмого класса идут в подмастерья; учат специальность, потом - работа. Амиши обитают, в основном, в Пенсильвании, хотя в Огайо их тоже немало. Разъезжают по округе в специальных чёрных кибитках, на лошадях. Имеют в среднем 6-8 детей. (В скобках: фотографий не будет – Амишам запрещено фотографироваться, а делать это изподтишка мне западло.)

Захотели мы покататься в амишевской кибитке – развлечение такое для туристов. Амиш возит тебя по округе и рассказывает про свою жизнь. С удовольствием отвечает на вопросы. Амиш, кстати, настоящий – они в эту «индустрию» чужих не пускают. Очень популярная работа среди пожилых – как дедушка стар становится на полях работать, так его отправляют туристов водить или билеты продавать. Все без исключения амиши необыкновеено вежливые и дружелюбные, как будто созданные для сектора обслуживания – у нас в ресторане официантка тоже была из амишей, так ну просто родная бабушка, столько тепла и доброты.

Кучера звали Ёрл, и вёз он только нас двоих – в среду днём народу было мало. Я засЫпала бедного Ёрла вопросами. Особенно интересовала меня религия – где и в каких книгах описано, например, что электричеством нельзя пользоваться, или машины водить? (Гугль меня не забанил, просто так лучше изучается и запоминается.)

Ёрл моим вопросам несколько удивился. Нигде, говорит, это не написано. По религии они – обычные менониты. Службу ведут по-немецки, но в остальном просто одна из многих протестантских деноминаций. Образ жизни амишей не имеет отношения к религии – разве что общие моральные установки типа запрет на разводы или алкоголь. Вообще, заметил наш извозчик, для не-амишей нет ничего плохого в том, чтобы водить машину или пользоваться электричеством. Амиши с удовольствием поедут на вашей машине, если вы их подвезёте – так часто и делают (тут в моей голове впервые мелькнула фраза «шабес гой» и мысль о том, что я это где-то уже слышала). Просто, объяснил Ёрл, наши старейшины не хотели, чтобы мы смешивались с окружающим миром. Мы хотим сохранить свою общину, а если всё делать как все, то общины не будет.

Старейшины собрались, ещё тогда, в 18-м веке, и придумали свод законов. Законы устные и на слово божье не претендуют. Цель одна – сохранить уникальность амишей в таком «другом» окружающем мире. Детям по достижении 18-ти лет даётся выбор – можно уйти. Никто силой держать не будет, да и не отрекаются от них. Хочешь приехать на Рождество в гости - пожалуйста. Но уходят единицы. (Да и не мудрено, подумали мы, окружающий мир такой чужой, враждебный, а ты ни с кем, кроме амишей никогда не общался, учился 8 лет в лесной школе, основам письма и арифметики, плюс слову божьему, телевизор в глаза не видел, и так далее.)

Ну как тут было не вспомнить еврейских ультра-ортодоксов? У них, конечно, немного другие заморочки и совсем другие шляпы, но идея-то та же – чем больше отличаешься от окружающего мира, тем больше шанс сохранить общину. Религия, собственно, ни при чём. Мы просто воздвигнем искусственную стену из правил и запретов (которые официально не от Бога, а от «старейшин»), да такую высокую, что в окружающем мире ты совершенно чужой. Ты либо с нами, либо... совсем не с нами. И дети другого не знают, а из знакомого и родного уходить страшно, да и не приспособлен ты к окружающему миру совершенно.

Впрочем, весь иудаизм разлива до-начала-двадцатого-века – это образец сохранения уникальной общины в изгнании. И сохранили ведь – прямо как амиши. Но они все тогда были ортодоксами, плюс окружающий мир помогал. Куда проще не смешиваться, если тебя не пускают. Сложнее, когда пускают - иди, смешивайся сколько угодно. Что делать тогда?

Рецепт несложный. Чтобы ребёнку – точнее, уже подросшему парню (что уж говорить о девушках), со всем присущим этому возрасту свободолюбием и желанием отрастить собственные крылья – не хотелось уходить «в мир», стена должна быть до небес. Ты должен одеваться так, чтобы пальцами показывали. Не пользоваться многими благами цивилизации – это же сплошной соблазн. Играть в другие игрушки, есть другую еду, общаться только с себе подобными, найти свою ремесленную нишу, и так далее. Одними словами да молитвами детей не индокринируешь – ты должен чувствовать себя в миру инопланетянином.

Зато плавильного котла не будет. Наоборот, община растёт как на дрожжах, ведь плодиться и размножаться – одна из основных целей. У амишей сейчас проблема – в облюбованном ими графстве Ланкастер не осталось свободной земли. Старший сын покупает ферму у отца. А что делать младшим? Поэтому амиши всё больше уходят в другие индустрии – мастерят мебель, камины, даже дома строят. Но на лошадях далеко не уедешь, поэтому что будет ещё лет через 50, одному Богу известно.

Вы не поймите меня неправильно – я не против уникальных общин, зубами цепляющихся за свою несмешиваемость путём следования указаниям давно умерших старцев. Я сама продукт такой общины, хоть и не в первом поколении. Те же амиши – просто лапочки, трудяги, добавляют Ланкастеру и окрестностям массу колорита. Просто мне как еврейке интересно было понять, что вот это – цена несмешиваемости в мире, где ты меньшинство, особенно (в квадрате, в кубе) в такой стране как Америка. Сохранить общину меньшей ценой просто не получится. Все такие же, немного другие, просто другие... все вольются в котёл, не сейчас, так через поколение-другое. Останутся только ВОТ НАСТОЛЬКО другие, а мне туда не надо.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дд. Не могу читать коменты, нарываюсь на холивар. Итак: 1) Ротавирусы (а их много разных) и другие кишечные формы вирусов - аденовирус например вызывают лактозную недостаточность - это факт. 2) Гм - лактоза, как ни крути, выходит тоже факт. Каждый раз когда вы пишите "при ротавирусе ...
Кто знает, что такое "Просвита", тот поймет... В плену у боевиков пророссийской группировки "ЛНР" скончался историк, преподаватель Луганского государственного университета, председатель областной организации "Просвита" Владимир Семистяга . Об этом сообщает журналист Всеволод Филимоне ...
Глупый робот, который составляет хокку, выдергивая фразы их наших постов, в моём ЖЖ отдаёт явное предпочтение коту Францу. Хотя я пишу гораздо больше, чем кот Франц, робот старается меня игнорировать. Из моих постов робот берёт, как правило, ...
Леонид Парфенов не перестает удивлять. Не так давно медиа-пространство взбудоражило известие о его эмиграции в Израиль. Не успела улечься волна недоумения и недовольства, как британская компания Би-Би-Си поведала о том, что... ... Парфенов представил свой новый фильм. Он показал, ...
Все, что затеяно в период с 26 февраля по 9 марта, не будет иметь очевидного продолжения. Наоборот, будут потери. Вплоть до того, что все будет в корне пересматриваться. Новые назначения в эшелонах власти тоже окажутся ошибкой. Назначенные на скорую руку мероприятия типа ...