Принято решение о достройке находящихся на Казанском авиазаводе планеров

топ 100 блогов dambiev01.07.2021 Принято решение о достройке находящихся на Казанском авиазаводе планеров

Как сообщает татарстанское интернет-издание «БИЗНЕС Online» программа по созданию Ту-22М3М выходит на новый этап. По информации «БИЗНЕС Online», принято решение о достройке планеров ракетоносцев-бомбардировщиков, стоящих на Казанском авиазаводе с начала 1990-х. В отличие от двух летающих сегодня прототипов, созданных из строевых машин, это будут действительно новые самолеты — не только с «нулевыми» планерами, но и с современным радиоэлектронным оборудованием. Впрочем, двигатели придется поставить старые.

Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме, принято решение о достройке минимум двух из четырех находящихся на Казанском авиазаводе планеров Ту-22М3. В ОАК не стали комментировать эту информацию.
Речь идет о полностью готовых планерах самолетов, т. е. фюзеляжах с крыльями, оперением, шасси, но без «начинки» — двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и т. д. Планеры изготовили в начале 90-х годов, но в дело они не пошли, поскольку в 1993-м строительство Ту-22М3 прекратили (как и Ту-160). На КАЗе осталось 6 заделов. Один достроили в 1997-м, еще один установили как памятник напротив заводоуправления, а четыре сначала долго стояли возле летно-испытательной станции, а потом их перетащили на старую взлетно-посадочную полосу. Из трех должны были построить обычные машины, а из одного — разведчик Ту-22МР. Возможность достройки заделов вяло обсуждали с конца 90-х, новый виток интереса к ним возник примерно в 2012 году, когда родилась программа по модернизации парка Ту-22М3 до варианта Ту-22М3М: считается, что всего выпустили 268 самолетов, в строю осталось примерно 60, обновить предполагалось 30. Заявленный перечень изменений: повышение точности навигации, расширение боевых возможностей, рост уровня автоматизации управления, упрощение технического обслуживания, новая информационно-управляющая система, цифровая индикация в кабине, функции интеллектуальной поддержки действий экипажа, снижение нагрузки на летчиков. Предусмотрена аппаратура, интегрирующая машину в новую автоматизированную систему управления авиацией. Она позволяет планировать полетное задание, отслеживать нахождение самолета, перенацеливать его в воздухе на другие объекты, автоматически вводить данные в авиационные средства поражения — они тоже новые. Но стартовал проект только в апреле 2016 года. Есть основания полагать, что приступить к нему заставила война в Сирии, в ходе которой Ту-22М3 регулярно наносили удары по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — ). Хотя ракетоносцы отработали успешно, у минобороны были какие-то претензии, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации.
Но почему вдруг вспомнили о старых казанских планерах? Ведь для создания первых прототипов Ту-22М3М (поднялись в воздух 28 декабря 2018 года и 20 марта 2020-го) использовали строевые самолеты выпуска конца 1980-х годов. Да и планирующиеся для доработки 30 машин будут брать из парка ВКС.
Наш собеседник говорит, что решение созрело не вдруг. «Несколько раз промышленность с минобороны обсуждали, что надо использовать и заделы», — утверждает он. Можно предположить, что ключевую роль сыграла совокупность факторов. Во-первых, военные не хотят отвлекать бомбардировщики из частей. Во-вторых, как известно, главное новшество Ту-22М3М — бортовое радиоэлектронное оборудование. Можно предположить, что на первых двух прототипах установили не новое, а только модернизированное БРЭО, а теперь подоспела новая продукция и монтировать ее логично внутри нового планера. Внутри заделов нет вообще ничего, рассказал «БИЗНЕС Online» экс-гендиректор КАЗа Васил Каюмов, разве что некая базовая электропроводка.
В-третьих, наш источник также отмечает, что у данных планеров, в отличие от строевых самолетов, абсолютно невыработанный ресурс и конструкторам грех не воспользоваться этим обстоятельством. Но в каком состоянии могут быть планеры, которые простояли под открытым небом почти 30 лет? «Думаю, само железо сохранилось неплохо, — размышляет наш собеседник. — А всякого рода прокладки, скорее всего, пришли в негодность». Он предполагает, что использовать могут не все заделы, а только те, которые лучше сохранились. На заводе даже ходит шутка, что в случае чего задействуют и планер, установленный как памятник перед заводоуправлением. Впрочем, почему шутка? Памятник ничем не отличается от других четырех заделов, только покрашен и в хвост для центровки положен груз. «Если аудит покажет нормальное состояние, то использовать заделы рационально, к тому же конструкторские изменения по планеру, скорее всего, минимальны, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор отраслевого портала „Авиарунет“ Роман Гусаров. — Последний по времени „Руслан“ тоже собрали в постсоветское время из задела».
Доведение задела до летного состояния — это в какой-то степени и восстановление исторической справедливости. Дело в том, что проект Ту-22М, стартовав в 1965 году и пройдя через этапы Ту-22М0, Ту-22М1 и Ту-22М2, на версию Ту-22М3 вышел 20 июня 1977 года — тогда состоялся первый полет «тройки». В 1978-м ее запустили в серию. Позже должны были появиться модификации Ту-22М4 и Ту-22М5, но помешали происходившие в стране события. Так вот, один из этих четырех планеров на КАЗе образно прозвали «маленьким Ту-160»: он должен был превратиться в особенный по боевой эффективности самолет. Можно ли будет такое сказать о Ту-22М3М?
Ту-22М3М сможет нести гиперзвуковые «Кинжалы», а также ракеты Х-32. У новой ипостаси «тройки» не будет кормовой пушечной установки, что обернется солидным выигрышем в весе, который можно использовать, например, для установки современного комплекса радиоэлектронного противодействия.
Неясен момент с экипажем. В Ту-22М3 четыре человека: командир, правый летчик, штурман, оператор. После того как стало известно об установке на самолет нового БРЭО, пошли разговоры о том, что экипаж сократят до двух человек, однако, как утверждает наш источник, летчиков все же будет четыре. Как предположил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, это разумно, поскольку кто знает, для решения каких новых задач предназначен самолет, т. е. не факт, что отдельный оператор — лишняя фигура. На авиационных форумах можно найти дискуссии о том, какие двигатели установят на самолет. Есть мнение, что это могут быть НК-32, выпуск которых компания «Кузнецов» возобновила под программу Ту-160М. Однако источник «БИЗНЕС Online» утверждает, что эти двигатели вряд ли возможно адаптировать под Ту-22М3М и на нем будут стандартные для этого типа самолетов НК-25. Их возьмут со строевых машин и проведут капитальный ремонт. А как полагает эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов, часть НК-25 вообще почти новые. Их в 2013 году вывезли с Украины. Дело в том, что после распада СССР 43 оставшихся там Ту-22М (впрочем, данные источников разнятся, где-то говорится о 20 самолетах) были уничтожены по программе, финансировавшейся конгрессом США, но двигатели с них сняли. По словам эксперта, вывезти в Россию удалось около 30 НК-25. Как говорит Фролов, они почти новые: вряд ли после 1991 года на Украине их активно эксплуатировали, остаточный ресурс должен быть очень большим. Но, как полагает Мураховский, все равно двигатели — слабое звено всей идеи Ту-22М3М. «Возможности модернизации проект использует не по максимуму, — говорит он. — Самолет — это интегрированная, синергетическая конструкция, и если двигатель не в полной мере прошел цикл доведения до лучших характеристик, то о чем говорить? Надо понимать, что НК-25 по конструкции — это конец 70-х. Да, в советское время по ним был создан задел модернизации, но с развалом страны дело заморозилось. Если сейчас что-то делать, то с учетом опыта возобновления производства НК-32 для Ту-160. Этому двигателю сильно увеличили ресурс, повысили КПД. Насколько аналогичное реалистично для НК-25, не знаю». Тем не менее эксперт не ставит под сомнение необходимость создания машины: «Правильное решение, особенно с появлением новых гиперзвуковых ракет. Плюс новое БРЭО, плюс восстановление дозаправки в воздухе. Хороший аппарат получается. И кто бы что ни говорил об изменяемой геометрии крыла, она этому самолету дает многое». У того, что о заделах вспомнили именно сейчас, может быть и политическая подоплека. «Это давно надо было сделать, но, как понимаю, не хотели дразнить американцев», — говорит наш собеседник. Он намекает на слухи о том, что выпуск Ту-22М3 прекратили под их нажимом. Самолет еще в облике Ту-22М2 изрядно нервировал США. В издании американского оборонного ведомства International Defence Review в мае 1975 года появилась публикация под названием «„Бэкфайр“ (— так называют Ту-22М в странах НАТО) — советский аналог американского В-1». Воображение читателей будоражили сведениями о том, что Ту-22М2 — стратегический самолет, способный доставить 10-тонную боевую нагрузку на расстояние в 12 тыс. км, а с дозаправкой — на 17 тысяч. По легенде, 14 мая 1976 года Ту-22М2 выполнил испытательный полет на максимальную дальность с одной воздушной дозаправкой. Испытания засекли американские спутники, и на следующий день их карту выложили на переговорах в Женеве. Несмотря на все старания министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, американцы настояли на включении Ту-22М2 в список стратегических сил. В итоге на переговорах решили, что СССР ограничит максимальную дальность полета Ту-22М, лишив его межконтинентальных характеристик, — демонтирует оборудование дозаправки в воздухе. Также американцы добились ограничения выпуска Ту-22М — не более 30 машин в год. Кроме того, Советский Союз обязывался не размещать эти самолеты на постоянной основе в арктических областях — в опасной близости к США. В 1979 году со строевых машин начали снимать штанги дозаправки, а на новых самолетах они уже не устанавливались. Как полагает Мураховский, принятое решение серьезнейшим образом затормозило развитие программы Ту-22М. А сейчас система дозаправки в воздухе возвращается. Сигнал вовне более чем прозрачный. Эксперт напоминает, что этой функции Ту-22М3 здорово не хватало в Сирии. Добавим, что еще бы и создать флот заправщиков, которых, по словам главреда «Арсенала Отечества», катастрофически не хватает…
Таким образом, сегодня любая новость о плановой работе над Ту-22М3 вызывает ажиотаж, будь то возобновление полетов на арктические аэродромы, базирование в Крыму или переброска на авиабазу Хмеймим в Сирии. Сообщение 2019 года о том, что наши военные начали отправлять в Казань для модернизации находящиеся на хранении Ту-22М3, произвело фурор. На страницах американских специализированных изданий аналитики рассуждали о том, что обновленный Ту-22М3 представляет реальную угрозу, которую придется учитывать еще на протяжении 20 лет. Так что новость о достройке заделов оказалась весьма в кассу. Наконец, надеемся, что проект принесет КАЗу реальные деньги. Но с достройкой заделов возможна загвоздка. «Проблема будет в том, во сколько оценят планеры, — говорит наш источник. — Потому что завод захочет оценить их как новые, а минобороны, не сомневаюсь, попробует заполучить бесплатно». Наш собеседник напомнил, что такой же спор был по недавно достроенному заделу Ту-160. Чем это кончилось, источник уточнять не стал. Как считает Фролов, какие-то деньги КАЗУ обязательно заплатят, главное, чтобы завод не повторил феерическую историю с достройкой Ту-160 в 2007 году. Тогда КАЗ надумал выкатить военным счет миллиардов в 30 — засунул туда все возможные расходы. «В свое время под эти четыре планера был оборонзаказ, и вопрос только в том, как те деньги пересчитать в современные», — говорит о ситуации, которая сложилась сейчас, эксперт. Мураховский тоже считает, что стороны договорятся, хотя будет трудно: «Бардак в деле ценообразования по гособоронзаказу страшный. В итоге из-за несоответствия документов реальным обстоятельствам все решается в индивидуальном порядке. Можно вспомнить эпопею с постройкой подводных лодок или Ил-476, когда окончательное решение принимается на уровне президента. Чтобы заводы не загнулись, приходится пересматривать контракты». Последний советский директор КАЗа Виталий Копылов называл «тройку» кормилицей завода: если Ту-160 и Ил-62 он строил штуками, то Ту-22М всех модификаций — по 20–30 в год. Вот и сегодня Ту-22М3М может стать самым массовым заказом Казанского авиазавода новейшего времени.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У каждого котика свои тараканчики. Возможно, именно поэтому они так нравятся женщинам – эти два вида млекопитающих «дружат тараканами». Вот например моя кошЬ Ева. Ева пьет исключительно из крана. Она приходит на кухню, гладит лапкой кран, пристально на него смотрит, затем начинает ...
Зеленой я ее назвала потому, что в ней с весны и по сию пору растет вся зелень. Но несколько кустов помидоров черри все таки вклинились и нарушили цветовую гамму. Их принесла соседка уже тогда, когда помидорная теплица была полностью засажена. Помидор Темрюк пострадал при переносе ...
Колонэль сказал, что мы никому не угрожаем и ни в какие конфликты ввязываться не собираемся. Сам сказал. Выходит, надо опять готовиться. Потому, что у него всегда так: если не собираемся, то, сто процентов, что уже ввязались. И интересное дело: как ввяжемся, так тем, за кого мы подпи ...
Зимой люблю гадать в оттепель. Чувствую, что в такие вот дни, "с плюсом", природа продолжает крепко спать, но во сне "шевелится", переворачивается на другой "бок". В атмосфере все движется, повышенная турбулентность. Для летящих самолетов и для метеозависимых людей это не очень хорошо. ...
автора бережно сохранены. ...