Придворные игры: acts of attainder в Английском праве. Часть I.

топ 100 блогов antoin30.09.2010 (в развитие предыдущей заметки, но более многословно)

«When you play the game of thrones, you win or you die. There is no middle ground.» (George R.R. Martin)

Опала, бесчестье, предание позору, запятнанность — всё это варианты перевода английского слова attainder, за которым скрывается самый мрачный инструмент common law (далее я буду писать «опала» лишь для краткости, а не из-за наибольшей точности). Акт об опале по своему статусу был обычным законодательным актом Парламента, вступавшим в действие в том порядке, в котором получали юридическую силу и другие парламентские законы, включая согласие короля. Благодаря этому актом об опале можно было придать качество государственной измены даже тем деяниям, которые не имели законодательно установленных признаков измены. Более того, актом об опале можно было осудить за деяние, которое в момент его совершения вообще не считалось в английском праве преступлением, или преступление, которое не получалось доказать по обычным правилам доказывания.
Слова «акт об опале» неизбежно вызывают в воображении образы эшафота, топора и протекающей между досок крови. Однако, опала вовсе не обязательно приводила к казни. Часто опальный оставался в живых или уже был мёртв на момент опалы. Изначальной и главной сущностью акта об опале были его экономические последствия, кроме того он превращал осуждённого в простолюдина, к которому можно было применять соответствующие пытки и наказания.

Не каждый акт об опале требовал казни или заключения, но каждый означал изъятие в пользу Короны всех владений осуждённого, а также «порчу крови» его и его прямых потомков, иными словами, «правовую смерть» его семьи (например, люди с «запятнанной кровью» не могли заключать ряд договоров, включая покупку земли). По словам Брэктона, оформляемая актами об опале конфискация (forfeiture) состояла для предателя в «потере всего его имущества и вечной утрате права наследования его наследников, так они не смогут получить ни отцовское, ни материнское наследство». Эта формулировка не устраивала феодалов, а потому статут Эдуарда I De Donis Conditionalibus 1285 года (2й Вестминстерский), затем подтверждённый статутом об измене 1352 года, установил невозможность конфискации земель, которыми владеют на праве fee tail, и, соответственно, возможность конфискации земель, которыми владеют на праве fee simple, и приданного супруги. (Держание на праве fee simple могли наследовать любые наследники по закону или завещанию, держание на праве fee tail — только дети, плюс были варианты «только сыновья», «только дочери», «только старший сын» и т.п., кроме того entailed земли нельзя было завещать и любым способом отчуждать). Жена осуждённого за ним тоже не наследовала и не получала обратно приданное, но опала не затрагивала её собственные права наследовать за кем-то ещё и получать заранее выделенную из имущества мужа «вдовью часть»: логика английских юристов была такой, что эти права жены предшествовали измене мужа, а потому несправедливо их отнимать из-за измены. Этот принцип подтвердил статут 1388 года, который однако добавил к конфискуемому земли, которые кто-либо держал «для предателя» (управлял и передавал доходы).
В 1398 году при Ричарде II Безжалостный Парламент установил, что земли на праве fee tail тоже можно конфисковать, как и земли на праве fee simple и земли, которые держат для осуждённого. Так что акты об опале в XV веке могли быть более суровыми, чем раньше, хотя общественное неприятие подобной строгости служило ограничением к реальному применению такой возможности.

В первую очередь акты об опале всегда были средством политической борьбы, а точнее, средством юридического закрепления своей победы. Например, в 1326 году победоносный Роджер Мортимер добился опалы сладкой парочки Диспенсеров, их казни и конфискации имущества (причём не за измену королю, а наоборот за их лояльность Эдуарду II), а в 1330 году уже самого Мортимера подвергли опале, казни и конфискации. В 1388 году приближённых Ричарда II казнил и подверг опале Безжалостный Парламент, а в 1397-1398 годах точно так же затаивший обиду король расправился уже с бывшими членами Безжалостного Парламента.
Так что понятно, почему чаще всего акты об опале стали принимать именно в XV веке: в Войнах Роз брала верх то одна, то другая сторона, и каждый переход Фортуны отмечался опалой убитых в бою или казнённых врагов. Победители хотели уничтожить побеждённых не только максимально полно, но и максимально законно. Теперь опала налагалась Парламентом, в порядке принятия обычного закона: надо было зачитать в Парламенте билль, получить согласие палат, и вуаля, акт готов. Иногда, особенно при Генрихе VII акт об опале принимали после нормального судебного решения в рамках common law или после специальной комиссии. Генрих VII поначалу даже не хотел просить согласия у Палаты Общин, но юристы и судьи настояли на необходимости такого согласия. Что интересно, все стороны считали эти акты совершенно законными и соблюдали необходимые для них процедуры, а физическое и экономическое уничтожение проигравших воспринимали как необходимые меры для создания прочного правления.
Чаще всего в дальнейшем опала отменялась, а в тех случаях, когда опального не собирались казнить, вынесение против него парламентского акта вообще было по сути недвусмысленным предложением поменять сторону, благо в ту пору перебежчики не воспринимались как ужасные предатели. Так что, в английской игре престолов всё же были варианты кроме победы или смерти.
С 1453 по 1504 год Парламент осудил и подверг опале 397 человек, не считая принадлежащих к домам Ланкастера и Йорка, и из них не менее 256 (возможно 265 — есть путаница из-за того что некоторых подвергали опале неоднократно) человек, т.е. 64% были «реабилитированы» (одни при жизни, другие — посмертно, ради прав их потомков). При этом чаще всего реабилитировались пэры (84% из опальных пэров), рыцари (79%) и эсквайры (76%), остальным везло намного реже. Всё зависело от того, насколько полезен был человек для правителя, готов ли был принести клятву верности и соблюдать иные условия. Генрих VI отменил всю 21 опалу, которую наложил. Эдуард IV наложил 140 опал и отменил из них 42. Ричард III отменил 1 опалу Эдуарда IV и сам наложил 100 опал. Генрих VII отменил 43 опалы Эдуарда IV и 99 опал Ричарда III, сам наложил 138 опал и отменил из них 46, ещё 6 его опал отменил Генрих VIII. Если прежние короли часто использовали опалы из ненависти или паники, то Генрих VII был хитрый лис, он действовал совершенно рационально, используя опалу и её отмену как способ контроля над элитой и пополнения казны, так что угроза опалы приструнила многих его вассалов, а за восстановление в правах надо было хорошенько заплатить деньгами и личной службой. Тем более, что одно дело восстановление в правах (снятие «порчи крови»), другое — возврат части имений, и третье — полное восстановление титулов и имущества (часто «запятнанным» придворным приходилось последовательно добиваться каждой степени реабилитации, например, кое-кому для окончательной отмены опалы пришлось усмирить несколько мятежей и даже выиграть битву при Флоддене).

Ярким примером применения и отмены опал в Войнах Роз является судьба сэра Генри Беллингама. При Таутоне он сражался за Ланкастеров, после битвы спасся и участвовал в ланкастерском рейде на Карлайл в июне 1461 года. За всё это его подвергли опале в том же году. Захваченный при осаде Науорта, он посидел немного в Тауэре, затем опалу отменили (имущество не вернули) и Генри вышел на свободу, чтобы участвовать в морской экспедиции графа Вустера в 1463 году. Вскоре он бежал к Ланкастерам в Бамборо. За это его опять подвергли опале. Беллингама схватили после осады Харлеча в 1468 году и посадили в знакомый ему Тауэр... чтобы выпустить с частичным прощением в следующем октябре. Через некоторое время сэр Генри опять перебежал к Ланкастерам, и за это его уже не простили. Только в 1485 году, после победы Тюдоров, сын Беллингама получил отмену второй опалы своего отца.
Ещё один пример — сэр Хамфри Невил из Бранспета. Сражался за Ланксастеров на севере Англии в 1461 году, был схвачен, посажен в тюрьму и подвергнут опале в ноябре. В феврале 1462 года получил прощение и сохранил жизнь под условием продолжения отсидки, сколько захочет король. Бежал из Тауэра и поднял восстание на севере в 1463 году, в апреле был издан указ о его аресте. В июне получил королевское помилование и вернул большинство своих земель. В конце года опять бежал и поменял сторону. В 1464 году сдал Бамборо на условии помилования гарнизона. Невилу тоже сохранили жизнь, но в 1465 году снова подвергли опале. В 1468 году он опять поднимал мятеж в Нортумберленде, а в 1469 году на севере Англии. В 1469 году его наконец казнил Уорик, и вторая опала никогда не была отменена.
Генри Бофор, герцог Сомерсет, тоже был знатным перебежчиком. Яростно ненавидел Йорков. Сражался с ними в обеих битвах при Сент-Олбанс, при Уэйкфилде, и Таутоне. После Таутона бежал в Шотландию, а затем во Францию. В 1462 его захватили после взятия Бамборо, но Бофор тут же захотел перейти на сторону Эдуарда IV. Тому такой яркий перебежчик был полезен, так что опала Сомерсета была отменена, имущество возвращено, король подарил ему и его матери много денег и ренты. Герцог участвовал в осаде Эника, в его честь провели турниры, его даже пустили спать в королевской кровати, наконец, король брал его на охоту, причём три из шести сопровождающих были людьми Сомерсета. В 1463 году Эдуард даже сделал Сомерсета капитаном своей гвардии и поехал в Нортхэмптон в сопровождении двух сотен людей герцога. В Нортхэмптоне герцога хотели разобрать на косточки за разграбление города в 1461 году, но Эдуард спас его от горожан и отослал в Северный Уэльс. Там Сомерсет радостно поменял сторону и помчался к Генриху VI и сражался за него в неудачной битве при Хексэме в 1464 году. Генрих VI на тот момент уже трижды попадал в плен, так что предусмотрительно держался от битвы подальше и успел сделать ноги, а вот Сомерсета и ещё 29 видных ланкастерцов в итоге схватили и казнили, а в 1465 году посмертно подвергли опале.
И подобных примеров ещё много.

(продолжение следует, так что пока прошу воздержаться от вопросов и выводов)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чуть больше 2 миллионов долларов всего, окна на Итальянскую и площадь Искусств. Но к стоимости квартиры добавьте затраты на ремонт, ибо в ЭТОМ жить невозможно в принципе. ...
Снег шёл хлопьями на уже построенные гнёзда О_О А они громко пели!) Врагу не сдаёёоотся наш гоордый Варяг!.. О_о #птицыпочетвергам А на следующий день после снегопада увидела первые тюльпаны) ...
Сьогодні, 11 червня, відбувся вже другий Марш захисників Києва, під гаслом "Вийди на вулицю - поверни собі місто!". Учасники ходи пройшли по "місцях слави" незаконних забудов, рейдерських захоплень і знищення історичних пам’яток, за маршрутом - ...
Вопреки всему. Наконец то дошел сегодня до маман (год шёл) за холодцом и объедками с барского стола , но это мелочи... Получил точнее забрал поздравительное письмо от офигенного френда Серёги valterboot1 ! Зацените радось и восторг мой! Открытка от руки!!! подписана! Магнитек и ...
Оригинал взят у kajaleksei в Нюансы коммунизма  июль 19, 2020, 20:42 Часто приходится слышать, что мол коммунизм - утопия, потому что человеческие потребности бесконечны и не могут быть удовлетворены никогда (есть еще аргумент о порочной природе человека, который, по ...