придуманный рай, реальный ад и воздушные замки

топ 100 блогов aeruphobia07.06.2021 пять фильмов, основанных на реальных событиях.
сектанты, маньяки, мечтатели, авантюристы и просто увлеченные.


Рай Марии
Marian paratiisi
2019, режиссер Зайда Бергрот

придуманный рай, реальный ад и воздушные замки

1920-е, Хельсинки. сюда приезжает небольшая община, возглавляемая некоей Марией Окерблом (реальная личность). она красотка, шикарно одета, ни в чем себе не отказывает. при ней бывший лесник Эйно, удочеривший ее, когда ей было 20. сейчас его бывшая жена взаперти, дочь среди общинных чад. как можно догадаться, община существует за счет состояний тех, кто в нее вступает.
среди "дочерей" Марии - скромная девушка Саломея, выросшая тут же после того, как ее матери не стало. чадам обещана благословенная земля, цветущая и теплая, а пока они поживут в красивом особняке. не сказать, чтоб их жизнь полна лишений, но аттракционов в ней достаточно.

Мария периодически пророчествует, и обставлено это так. она ложится в кровать, окруженная свечами и паствой, строит из себя мертвую панночку, а потом "оживает" и несет бред, заодно передавая загробные новости от родителей присутствующих. все благостно поют и цепенеют от счастья.
Саломею Мария выделяет и пригревает, таскает в город по магазинам. тут-то девушка и знакомится с уличной девицей Малин, которую потом обижает клиент, и она полуживая находит приют у Марии - сначала тайно, потом легально, потом со сложностями.
жрицу сновидческих пророчеств периодически преследует полиция - Мария не столь безобидна, у нее уже списочек жертв вне секты немалый. побеги, тайные возвращения, жестокие эпизоды внутри общины - все это дает почву для того, чтобы Саломея перестала ей верить.

поскольку фильм основан на реальных событиях, ничего особо головокружительного в нем нет.
именно Мария самостоятельно все решает и отовсюду выкручивается, она главная, и в центре событий она не меньше, чем Саломея. ее прошлое упоминается не столь подробно, но понятно, что при ее истероидной сущности какие-то события детства дали толчок к развитию "способностей", за счет чего она быстро стала известной еще в юности. и ее стиль жизни, поступки, решения и приключения показанного периода представлены довольно подробно.
довольно ласковая и мирная, когда все хорошо, она моментально свирепеет, чуть что не так. и легко совершает преступления чужими руками, удачно прикидываясь невинной (в том числе буквально, со справкой).
хорошие актерские работы, живописные костюмы и декорации, атмосфера тех лет воспроизведена весьма старательно. немного не хватает драматизма - не в сюжете, а в эмоциях. но при интересе к теме посмотреть вполне стоит.

также тут с картинками


Комната
Room
2015, режиссер Ленни Абрахамсон

придуманный рай, реальный ад и воздушные замки

двое в комнате: сын и мама.
комната - небольшое помещение без окон, но с застекленным люком в потолке.
обшарпанная, тесная, прямо в ней кое-какая сантехника, необходимая мебель, плитка.
мама Джой (Бри Ларсон) здесь уже семь лет в заточении у насильника, пять лет назад она родила от него сына Джека.
хозяин периодически наведывается к заложникам, но не слишком балует их, хотя отношения выглядят устоявшимися, безысходно мирными.
мама готовит скромную еду, заставляет мальчика делать упражнения, рассказывает ему сказки, поет песенки.
Джек (Джейкоб Трамбле) считает, что есть комната, космос вне ее и телевизор, в котором все неправда.

в день рождения мама печет ему простенький тортик и сообщает, что на самом деле есть мир вокруг, и он огромен.
"я хочу, чтобы мне опять было четыре" - сын против новой реальности.
мама, которая много лет вынашивала план бегства, наконец решается.

в фильме не хватает каких-то важных деталей, но в нем есть довольно важные вещи.
удрать от насильника - это полдела.
выстроить дальнейшие отношения с жизнью ничуть не легче.
для кого-то поменять картину мира подобно жуткому стрессу. кому-то сложно ответить на резонные вопросы окружающих. а кто-то узнает для себя вещи, с которыми трудно смириться.
в основе фильма книга Эммы Донохью, в основе книги реальные истории, которым нет счету. наиболее конкретно - один из эпизодов пятилетнего удержания Феликса и его мамы в рамках реального дела Йозефа Фритцля.
в связи с недавним освобождением нашего маньяка воспринимается особенно актуально.
Бри получила Оскара за главную роль.
а для финальной сцены не хватило денег на снег. он сам пошел, за так.

несмотря на то, что ясно было, что в общем все получится, сцены с открытием большого мира и необходимостью действовать в этих непривычных условиях меня здорово пробрали.
недостатки можно найти, но за то, что показали определенные аспекты с разных сторон, фильм можно считать необходимым.
также в ролях - Кэс Анвар (теперь репрессированный за харассмент), Джоан Аллен, Уильям Мейси и др.

также тут с картинками


Невероятная история Острова роз
L'incredibile storia dell'Isola delle Rose
2020, режиссер Сидней Сибилиа

придуманный рай, реальный ад и воздушные замки

предприимчивый Джорджо Роза (Элио Джермано) задумывает создать такое место, где он будет полностью свободен от чужих решений, законов и ответственности. зная, что с определенного расстояния от берега начинается ничейная зона, он при поддержке своего друга Маурицио решает создать там собственный искусственный остров.
как ни странно, им удается построить вполне жизнеспособную конструкцию, разместить на ней несколько заведений для отдыха и привлечь туда туристов.
фильм оставил очень странное смешанное впечатление.
так, как было показано само строительство, можно было построить максимум домик на дереве. на такой глубине установить сваи и воздвигнуть платформу, обеспеченную коммунальными удобствами, с помощью палки и какой-то матери, простите, нереально мой строительный диплом протестуе. понятно, что создателям фильма захотелось сделать из этого смешной и слегка волшебный эпизод, но это сразу переместило фильм в разряд пародий.

сам главный герой - натура харизматичная и интересная, из таких дон-кихотов, которые желают изменить мир, но не умеют, разве что это получится случайно.
он соорудил автомобиль собственного изобретения, но ему не просто не пришло в голову, что всякий транспорт требует регистрации и обучения вождению, он еще и спорил с этим. а когда не вышло, просто оторвал номер с чужой машины и так пересек несколько границ.
такие авантюрные товарищи, конечно же, должны жить в собственном мире с собственными законами, потому что им плевать на других, и понимание свободы у них тоже отдельное от общества.

не хочется быть занудой, но зная, что фильм рассказывает не вымышленную историю, хочется чуть больше реальности.
конечно, сам факт того, что такое на самом деле было построено, очень интересный, без фильма мы могли бы об этом не узнать.
отношение властей, при всех моих придирках к сюжету, к такому артефакту посреди моря совершенно фашистское. они могли бы его использовать для привлечения туристов в тот же Римини, они могли бы применить законодательные меры и вынудить Джорджо как-то сотрудничать, но вот то, что нам показали (и как я понимаю, это примерно так и было), ни в какие рамки не лезет.
конечно, сама визуальная часть очень привлекательная, герои не без харизмы, актеров подобрали интересных и даже известных (Де Анджелис я сразу узнала, а вот Влашиху нет).
эпизоды, как они стоят держась за ручки, очень мимимишные и драматичные.

в общем, если бы это был фильм целиком выдуманный, мне было бы легче с ним согласиться. а вот наличие реальной основы как-то все сбило с орбиты, и не знаешь, как его на самом деле воспринимать.
безумству храбрых... ну вы поняли. в общем-то ему многое удалось, но ненадолго.
собственное государство с гражданством, валютой, почтой и даже дискотекой - это вам не домик на дереве.
впрочем, дискотека как раз могла и не существовать на самом деле.
есть мнения, что в фильме немало выдумки и даже дезинформации. может, это связано с тем, что реальный Джорджо Роза успел дать согласие на производство фильма, но не дожил до его выпуска.
я уверена, что он был гораздо умнее и практичнее своего воплощения на экране, потому что ему удалось прожить с Габриэллой долгую жизнь, а в фильме я бы в такое не поверила.
но конечно - эпоха 60-х с этими отголосками хиппи, с этой чудесной музыкой, особой атмосферой не могла не очаровать.

также тут с картинками

Один вдох
2020, режиссер Елена Хазанова

придуманный рай, реальный ад и воздушные замки

сорокалетняя тренер по плаванию Марина Гордеева (Виктория Исакова) переживает тяжелый развод. чтобы развеяться, улетает в Турцию одна, оставив детей дома. при ней в море начинает тонуть мужчина, и Марина помогает ему выбраться на поверхность. принявший от нее утопающего спасатель-москвич Игнат (Владимир Яглыч) приглашает ее понырять с дайверами и замечает у Марины феноменальные данные - она может очень долго находиться под водой без воздуха.
жизнь Марины меняется - она переезжает в Москву, работает тренером и тренируется сама, таким образом преодолевая свои страхи и психотравмы. а их у нее немало - помимо собственного развода, в детстве она пережила развод родителей. ее отец, будучи тренером, бросил мать, после чего Марина в 12 лет прекратила тренировки, а плаванием занималась уже не так плотно, перестав стремиться к рекордам.
Марину настолько увлек фридайвинг, что она начинает соперничать с молодежью и устанавливает мировые рекорды, замахиваясь также на "кладбище дайверов" - подводную пещеру Блю Хоул в Дахабе.
но периодически случаются срывы и подставы, всякий раз отражаясь на ее здоровье и психике. работать над концентрацией и преодолением страхов помогает ей экстремально-эзотерический тренер (Максим Суханов), ставя перед ней очень рискованные задачи.

некоторые детали фильма показались достаточно шаблонными, но оказалось, что перед просмотром я успела забыть, что фильм снят на основе реальной судьбы Натальи Молчановой, которая к тому же училась и работала в моем городе. конечно, это - по мотивам ее жизни, многое взято вполне буквально, но для остроты сюжетных моментов добавлены несколько придуманных персонажей и эпизодов - вот именно они и выглядят клишированными. интриги, подставы, совпадения...

но когда в конце показали съемки реальной Молчановой, я, конечно, переосмыслила свое отношение к фильму. это на самом деле потрясающая судьба с очень загадочным финалом, и хорошо, что про это сняли красивый фильм. в нем много подводных съемок, много хороших актеров, много душевных моментов. дети Молчановой восприняли фильм хорошо. а огромный список ее побед и рекордов легко можно увидеть в сети. у нее действительно были феноменальные данные.
конечно, тут можно вспомнить о экстремалах, которые подвергают свою жизнь риску, мне это неблизко. но в данном случае мне сложно судить эту женщину.
утопать в депрессии или рисковать в любимом море - две большие разницы.

также тут с картинками


Небесные создания
Heavenly Creatures
1994, режиссер Питер Джексон

придуманный рай, реальный ад и воздушные замки

середина прошлого века. девочка-подросток Полин (Мелани Лински) живет в обычной новозеландской семье, посещает женскую школу, ничем не блещет, слегка нелюдима и угрюма. в класс приходит новенькая Джульетт (Кейт Уинслет), из которой искры сыплются - она самоуверенная дерзкая фантазерка, и случай сводит этих двоих вместе.
девчонки идеально подходят друг к другу, они придумывают свой мир, свой приключенческий роман, своих прекрасных героев. вместе обожают музыку, кино. творят - рисуют, лепят, пишут.
у них множество приключений, но бывают и помехи - у Джульетт слабое здоровье и слабая на передок мать, у Полин вроде все как у всех, но мама периодически сопротивляется некоторым проявлениям тесной девичьей дружбы.

фильм начинается с конца, и хотя ситуация не объяснена, с 90%й вероятностью зритель догадается, что там на самом деле произошло. даже если сразу не заглянет в справочные материалы.
учитывая, что кино снято по мотивам реальных событий, и сделано это так приближенно, что героям даже не стали придумывать другие имена.
и после краткого вступления, позволившего заглянуть в финал, нам остается только наблюдать за этой дружбой и гадать, что именно могло привести к такой развязке, и как она на самом деле произошла.

фильмы на реальных событиях бывают не слишком захватывающими, если сценаристы не усугубили драму, дополнив ее вымышленными деталями. я не знаю, сделано ли такое в Небесных созданиях, но все, что можно прочитать о девочках в википедии (дело Паркер-Хьюм), практически точно соответствует сценарию.
Джексон (снимавший до этого фильма в основном хорроры), сделал все, чтобы смотреть было нескучно, чтобы зритель успел заинтересоваться и, может быть, сопереживал девочкам. но не только - ими можно любоваться, да, этими двумя жизнерадостными и неуемными, далеко не изящными, но весьма органичными хулиганками. эпизод, когда девицы скачут по лесу, распевая Ослиную серенаду и срывая с себя одежки, внезапно в нижнем белье выскакивают на дорогу прямо на глаза к немолодому пастуху, у кого-то другого мог выйти неловким и стыдным. но тут - ничуть не смущаясь, они расхохотались и, продолжая петь во все горло, умчались прочь. и зритель облегченно улыбается.

тем страшнее то, во что вылились эти безграничные отношения.
наблюдать, как созрело финальное решение, и интересно, и жутко.
и что на самом деле к этому привело, понять сложно. прежде всего - отсутствие близости с семьями, обостренная реакция на мелкие с точки зрения родителей предательства и пренебрежение интересами девочек. но в стандартном случае этого недостаточно. а здесь - сработало самым роковым образом. слишком глубокими были эти отношения, которые я не склонна основывать исключительно на интимном компоненте, а реальный мир для них был недостаточно значимым.
фильм не морализаторствует, не выносит оценок. он как будто иллюстрирует дневник Полин, в котором она записывала все это, и который послужил основой сценария.
а еще он очень красивый, яркий, фантастический - потому что все придумки девочек, создавших свой собственный рай, населенный пластилиновыми "святыми", воссозданы на экране старательно и живописно.
отличное кино, которое показывает, как в одно мгновение выдуманный рай может стать реальным адом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друзья, а расскажите мне, я что-то нигде в воспоминаниях не нашел объяснения этого факта. Отчего Наполеон бил на Москву, которая не была тогда столицей, а не на Санкт-Петербург, который был и столицей и ближе к ...
заканчивается занятие по настройке трафика "как настроить тугую струю клиентов" сегодня порадовал человек-вертолет который продал по биглеону экскурсии на вертолетах + 100 тысяч в кассу и еще сегодня день вертолетов)) и еще один парень ...
Юксаре неделю не появляется, но ленту исправно читает, и даже иногда в полусне пытается чего-то там комментить. Если что: не бейте. У всех отпуск, а Юксаре... ну, вы поняли, да? Держите цветы, у нас жарко, душно, мерзко, и негде даже искупаться (кроме своего родного душа). ...
В пояснительной записке к новому законопроекту президента России Владимира Путина нашли ссылку на несуществующую статью Кнституции. Ее планируют добавить в рамках поправок в основной закон страны. Речь идет о законопроекте о воспитании у школьников патриотизма. В пояснительной записке к ...
Совсем забыла раскрыть ответ Ибаняка - это обезьянка ...