рейтинг блогов

«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски

топ 100 блогов midnike18.04.2021 Поскольку с «Warcats.ru» творится что-то непонятное, то дублирую полные тексты тамошних статей ещё и здесь.

«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски Благодаря санкциям многие «внезапно» узнали о зависимости нашей про­мыш­лен­ности – включая оборонку – от западных технологий. Особо крепкие задним умом немедленно заверещали про преступную непредусмотрительность и злостное вре­ди­тельство. Не обошлось и без привычного «при Сталине такого не было!» А как на самом деле с этим было при Сталине? Это, конечно, совсем не моя тема, но уж больно достали певцы про­с­ранных полимеров и прочие «ПростиЮры». Поэтому захотелось слегка набросить на вентилятор – коротенько напомнить, на чьих тех­но­ло­гиях строилась боевая тех­ни­ка великой и ужасной Красной армии при том са­мом вожде и учителе.  

К началу XX века Российская Империя давно и прочно входила в число «великих держав», однако серьёзно отставала от тогдашних промышленных и технологических лидеров. Что сказывалось в том числе и на вооружении её армии. Достаточно вспомнить, что русская пехота встретила Первую Мировую с револьверами бельгийца Л. Нагана и пулемётами американца Х. Максима. А уже в ходе войны пришлось массово закупать даже стрелковое оружие – от пулемётов до устаревших винтовок – по всему миру, плюс пытаться наладить производство ручных пулемётов датчанина В. Мадсена. В более «технических» родах войск зависимость от иностранных технологий была ещё выше.

Последующие революции, распад страны и гражданская война данное положение вещей, понятно, только ухудшили. Причём дело было даже не столько в физической потере каких-то предприятий, сколько в потере преемственности конс­трук­тор­ских школ и огромного количества кадров – от учёных и инженеров до квалифицированных рабочих. Однако поддер­жи­вать боеспособные и современные вооружённые силы было жизненно необходимо. И самые серьёзные проблемы вызвали те самые «высокотехнологичные» типы вооружения и боевой техники.


Самолёты

По окончании Гражданской войны в распоряжении Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота оставалось по раз­ным подсчётам от двухсот до трёхсот аэропланов. В основном иностранных и очень сильно ушатанных. Отечественное авиа­ционное производство, и до революции не блиставшее масштабами и занимавшееся в основном постройкой иностранных ма­шин по лицензиям, усохло к тому времени на порядок. Так что единственным способом оперативно нарастить авиапарк была закупка самолётов заграницей.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Fokker D.XI (ФД-XI) бывший какое-то время основным истребителем советской авиации.

В результате, в 1921-24 годах никем толком не признанное государство ухитрилось приобрести в разных странах почти семь сотен только боевых самолётов. Среди них были германские «Хальберстадт» CL.4 и «Фоккер» D.VII, голландские «Фоккер» C.IV и D.XI, британские «Мартинсайд» F.4, «Авро» 504К и «де Хэвилленд» DH.9, итальянские «Ансальдо» А.1, SVA.10 и А.300. Плюс другие модели, закупленные в единичных экземплярах для изучения.

Однако на голом импорте далеко не уедешь, поэтому параллельно началось производство первых советских действи­тель­но серийных самолётов – учебного У-1 и разведчика Р-1. Это были «пиратские» версии британских «Авро» 504К и «де Хэвил­ленд» DH.9 соответственно, конструкции которых Н.Н. Поликарпов творчески перепахал под куцые технологические возмож­ности нашей тогдашней промышленности и местные материалы.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Предок первого советского серийного самолёта У-1 – Avro 504K

Той же цели – развитию отечественного производства – должно было послужить и заключённое в 1923 году соглашение с германской компанией «Юнкерс». Считается, что этот проект закончился пшиком – в ВВС РККА поступило не так много соб­ранных в СССР самолётов Ю-20 и Ю-21. Но после разрыва концессии остался завод в Филях, а советские инженеры и рабочие получили бесценный опыт постройки цельнометаллических машин.

Все эти усилия не прошли даром, и к 1925 году СССР уже смог себе позволить отказаться как от закупки иностранной авиатехники для строевых частей, так и от копирования чужих моделей. Однако имевшиеся конструкторские мощности, а так­же недостаток опыта ещё долго не позволяли самостоятельно разрабатывать весь спектр необходимых самолётов. Поэтому со­ветское руководство с большим энтузиазмом восприняло появившуюся с 1934 года возможность прикупить ещё и амери­кан­с­кие новинки в области военной авиации – как для изучения, так и для возможного лицензионного производства.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Ещё не Ли-2, но уже в строю. Один из закупленных Douglas DC-3 на Халхин-Голе.

Самым известным из этих приобретений стал, конечно же, ПС-84, он же Ли-2, в девичестве «Дуглас» DC-3. Исходно это был гражданский самолёт, но все прекрасно понимали его возможности как военно-транспортного, так и в качестве бомбар­ди­ровщика – американский B-18 «Боло» был сделан как раз на базе DC. Лицензия на эту машину была куплена в 1936 году, а пока шло освоение производства, закупили ещё и два десятка готовых самолётов.

А ещё была знаменитая летающая лодка «Консолидейтед» PBY-1 «Каталина», получившая у нас индекс ГСТ, и лёгкий бом­бардировщик-штурмовик «Валти» V-11GB, ставший у нас БШ-1, но они были выпущены лишь малыми сериями. Ещё на две модели – четырёхмоторную летающую лодку «Мартин» 156 и дальний истребитель «Северский» 2PA – также были куплены лицензии, но в производство в СССР они так и не пошли.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Мирнопашущая советская «Каталина» с пулемётами и бомбами. Хотя ГСТ вообще-то означало «гидросамолёт транспортный».

Ну а венцом «заимствования» американской авиатехники стала, конечно же, эпопея с созданием первого советского после­военного стратегического бомбардировщика Ту-4, перепиленного из «Боинг» B-29 «Суперфортресс». Она настолько известна, что вряд ли имеет смысл её пересказывать, хотелось бы лишь напомнить, что приказ о начале этого проекта датирован 5 июня 1945 года. То есть ещё до первого испытания ядерного оружия в США.


Авиадвигатели

Кроме собственно самолётов за рубежом в большом количестве приобретались разного рода авиационные материалы и оборудование. От дюралевого листа и профилей, до винтов изменяемого шага, турбонагнетателей, автопилотов, радио­ком­пасов и многого другого. Но на одной позиции хотелось бы остановиться поподробней.

С собственными двигателями внутреннего сгорания в «России, которую мы потеряли», было не просто плохо, а очень пло­хо. Поэтому ничего удивительного, что первые советские самолёты – уже упоминавшиеся У-1 и Р-1 – как и большинство аэро­планов Российской империи тоже летали на копиях иностранных двигателей. На М-2 – клоне французского «Рон» 9J и М-5 – копии американского «Либерти» L-12, соответственно.

В межвоенные годы в СССР приложили титанические усилия по созданию как собственного двигателестроения, так и отечественных образцов. Однако если мы посмотрим, на чём летали многие советские боевые самолёты Великой Оте­чест­вен­ной, то увидим следующую картину:

И-153, И-16 – на М-25, М-62 или М-63 на базе американского «Райт» R-1820
Су-2, Ту-2, Пе-8, Ла-5, 7, 9 – на М-82, двухрядной версии М-62
Пе-2, ЛаГГ-3, Як-1, 3, 7, 9 – на М-105 - М-108 на базе французского «Испано-Сюиза» 12Y
Cу-2, Ил-4 – на М-87 и М-88 на базе французского «Гном-Рон» 14К «Мистраль Мажор»


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
«Папы» и «дедушки» многих советских авиадвигателей – Wright R-1820 Cyclone 9 и Hispano-Suiza 12Y

При этом глупо иронизировать над тем, что конструкторами этих двигателей указываются А.Д. Швецов, В.Я. Климов и С.К. Туманский – они это заслужили уже за то, что сначала смогли приспособить эти «чудеса враждебной техники» под оте­чественные производственные возможности и материалы, а затем раз за разом выжимать из них всё новые лошадиные силы. А потом и создавать уже полностью оригинальные конструкции.


Танки

В отличие от авиации, в танки великая и ужасная Российская империя «не шмогла» от слова совсем. Так что первыми тан­ками отечественного производства стали 15 уже советских машин типа «Рено-русский», построенных в 1920-21 годах. Как видно из названия, они были скопированы (опять же с поправкой на технологические возможности) с захваченных у белогвардейцев лучших танков Первой мировой – французских «Рено» FT.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
«Я его слепила из того, что было», но тем не менее это первый наш танк. Создан по мотивам «Renault» FT.

Но это была пока скорей кустарщина. Первыми действительно серийными советскими танками стали запущенные в про­изводство в 1927 году МС-1 или Т-18.  Тоже по мотивам «Рено», хотя с исходным образцом их к тому времени связывала лишь общая компоновка машины. Но при этом в качестве запасного варианта рассматривалось производство прямой копии италь­янского «Фиат» 3000 – усовершенствованной версии всё того же «Рено» FT.

Как и в случае авиации, для ускорения разработки собственных конструкций было решено привлечь зарубежных специа­листов, тоже из Германии. В 1930 году в СССР прибыла группа специалистов во главе с Э. Гротте. Разработанная ими и при­командированными советскими инженерами модель в результате в серию не пошла, однако полученный опыт пригодился для создания последующих тяжёлых танков.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Лёгкий танк «Vickers» Mk. E Type A – «папа» отечественных Т-26.

Несмотря на напряжённые отношения с Великобританией, в том же 1930 году там была куплена партия лёгких танков «Виккерс» Mk. E и лицензия на их производство в СССР. Поначалу танк получил довольно сдержанные оценки, но после извес­тий о закупке таких же машин Польшей, было принято решение о производстве «виккерсов», положивших начало линейке Т-26, самого массового советского танка довоенного периода.

Тогда же закупили лицензию на популярную во всём мире британскую танкетку «Карден-Ллойд» Mk.IV, что выпускалась у нас как Т-27. А лёгкий трактор той же компании «Карден-Ллойд» плюс прототип созданного на его базе лёгкого плавающего танка «Виккерс», купленные в 1930-32 годах стали основой для создания советских плавающих танков Т-37А и Т-38.

Также в 1930 году в США была куплены два образца и техническая документация колёсно-гусеничного танка М.1931 У. Кристи, ставшего базой для создания линейки «быстроходных танков» БТ. Компоновка этой машины во многом повлияла и на конструкцию пришедшего ей на смену Т-34.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Испытания колёсного хода одного из купленных прототипов танка М.1931 У. Кристи

Таким образом, первые два условных «поколения» советской бронетехники были во многом созданы на базе зарубежных образцов. Что позволило построить в конце 1930-х следующее, уже целиком отечественное поколение танков мирового – а за­частую и выше мирового – уровня. Тех самых машин, что во многом и обусловили победу в Великой Отечественной.


Артиллерия

Артиллерийская школа в России была традиционно сильной. Так что вопросы с полевыми орудиями в СССР в основном решались своими силами. Как путём глубокой модернизации старых образцов, так и созданием уже советских. Однако в не­ко­торых новых областях никаких наработок попросту не было, поэтому было логично тоже обратиться к передовому зарубеж­но­му опыту.

Первыми, к кому обратились, была опять Веймарская республика. В 1930 году с германским концерном «Рейнметалл» было заключено секретное соглашение о налаживании в СССР производства сразу шести немецких артиллерийских систем. Включая предоставление образцов, технической документации, необходимой оснастки и даже комплектов самых сложных деталей для первых партий.  


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Летом 1941 г. эти два потомка 3,7 cm Pak 29 встретились на советской границе: 3,7 cm Pak 36 и 45-мм 53-К

Часть из этих систем – 20-мм и 37-мм зенитные автоматы 2-К и 4-К – освоить в производстве у нас так и не смогли.  Ещё две – 152-мм мортира (НМ) и 152-мм гаубица (НГ) – были выпущены малыми партиями и никакого влияния на ход боевых дейс­твий оказать не могли. Зато две оставшихся оказались крайне удачным приобретением.

Первой из них была пушка 3,7 cm Pak 29, получившая у нас название 37-мм противотанковая пушка обр. 1930 или 1-К. Кроме того, на её базе была создана танковая пушка 5-К (Б-3), которой вооружались танки БТ-2 и ранние Т-26. А ещё через два года она была модернизирована и превратилась в знаменитую «сорокопятку» – 45-мм пушку обр. 1932 или 19-К, а также в тан­ковую 20-К, что ставили на БТ-5, БТ-7, Т-26 и другую лёгкую бронетехнику.

Другой полезной покупкой стала 7,5 cm Flak L/59, ставшая у нас 76-мм зенитной пушкой обр. 1931 или 3-К. В 1938 году у неё был доработан лафет, и в таком виде орудие провоевало всю войну. Дальнейшим её развитием стала уже 85-мм зенитная пушка обр. 1939 или 52-К, от которой затем неплохо досталось немецким самолётам и танкам.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Эта 85-мм зенитка 52-К была одним из орудий, что устроили танковый погром на Ильинском рубеже 16 октября 1941

Однако, не немцами едиными. Во время конфликта на КВЖД в 1929 году наши войска затрофеили французский 81-мм миномёт «Брандт» обр. 1927, который стал основой для разработки советского 82-мм батальонного миномёта обр. 1936 или БМ-36. Полученный при этом опыт позволил СКБ-4 Б. И. Шавырина разработать затем целую линейку отечественных ми­но­мё­тов, в том числе знаменитый 120-мм обр. 1938, который у нас затем скопировали уже немцы.

После ряда обломов как с разработкой собственных зенитных автоматов, так и с освоением лицензионных немецких, со­вет­ские специалисты заинтересовались шведской зениткой «Бофорс» 25-мм M/32. После испытаний закупленных в 1935 году об­разцов было решено перепилить орудие на больший калибр. Результатом стала 37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 или 61-К и её морская версия 70-К. Фактически аналог знаменитого 40-мм «Бофорса».

Ещё одним узким местом артиллерийского парка РККА были «орудия большой и особой мощности». И если за 1930-е годы был с большим трудом разработан собственный «триплекс» большой мощности, то орудия особой мощности предпочли заказать заграницей. В 1938 году у чехословацкой «Шкоды» были куплены лицензии на 210-мм пушку Бр-17 и 305-мм гаубицу Бр-18, переработанные в соответствии с советскими требованиями. Причём опытные образцы и документация были переданы советской стороне уже после оккупации Чехословакии немцами.


«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски
Испытания 210-мм пушки особой мощности Бр-17. 1940 г.

Заключение

После прочтения даже этого сильно не полного списка – мы тут даже не коснулись ни флота, ни автомобилей и гусенич­ных тягачей, ни многого другого – может сложится впечатление, что межвоенный СССР только и делал, что покупал или, мяг­ко говоря, «заимствовал» чужие технологии. Однако если сравнить это со всей номенклатурой вооружения и боевой техники, выпускавшейся в нашей стране накануне и в ходе Великой Отечественной, то хорошо видно, что подавляющее большинство там составляли уже собственные разработки.

Просто тогдашние руководители нашей страны были, к счастью, людьми предельно прагматичными – в отличие от неко­торых их нынешних чересчур экзальтированных поклонников. Так что перед ними никогда не стоял вопрос «вам шашечки или доехать?» Им нужен был результат. И не в светлом будущем, а здесь и «ещё вчера».

И в этом они были не одиноки. Те же американцы, имевшие несоизмеримые с СССР возможности, поступали точно так же. Нет своих наработок по противотанковым средствам – творчески копируем всё ту же немецкую 3.7 cm Pak 36 и заказываем британские ПТР «Бойс». Проблемы с зенитными автоматами – покупаем швейцарские «Эрликоны» и шведские «Бофорсы». Нет авиапушки – берём британскую версию «Испано-Сюизы» HS.404. Отстаём по радарам – опять к британцам. Проблемы с торпедами – пиратим немецкую G7e. И так далее.

Советское руководство, конечно, предпочло бы, чтобы всё критически важное разрабатывалось на месте. Но с другой сто­роны, они умели считать деньги и понимали, насколько глупо играть в автаркию и распылять силы и средства на изобретение велосипедов. На то, что уже придумали и отработали другие, и что гораздо быстрей и дешевле купить готовым. А потом мак­си­мально быстро освоить у себя.


А о «приоритетах» и прочем национальном гоноре можно будет потом. После Победы. Что, в общем, и было сделано в ви­де кампании по борьбе с «низкопоклонством перед западом». Отголоски которой мы и наблюдаем по сей день.


На сигареты автору и «Вискас» его кошкам :)
«При Сталине такого не было», или Автаркия по-советски Donate

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Давным давно, когда у меня была работа на которую надо было ходить, да и в те времена, когда я был безработным на лексусе, всегда существовало нечто святое. О чём мечталось начиная с утра понедельника. Это вечер пятницы. Думая, что большинство меня поймёт. ) Да, была вся такая рабочая ...
У меня в профиле есть такой список "В друзьях у".  Так вот, там кто-то выделен жирным шрифтом, а кто-то нет. Не могу понять по какому принципу выделение.  Могу сказать точно, что это не: взаимные/невзаимные, комментирующие/некомментирующие.  ...
Рассказывал , музею икону подарили. Икона эта пограничная. Стилистика Невьянская, а написана, скорее всего, в Нижнеиргинске в 18 веке. Там на Осокинских заводах в 18 веке было несколько мастерских. Работали они для старообрядцев часовенных из ...
*В приют пришла новенькая неко.Она бесшумно вошла, стараясь, чтоб её никто не заметил.Вдруг она наткнулась на кого - то.Это был(а)... ...
...развалом городского транспорта наши революционЭры не ограничились. Первые цветочки появились еще в прошлом году, когда у ФОМСа появился новый начальник . Теперь и ягодки пошли. Реанимация ожогового центра осталась без сотрудников 19 апреля ...