Предупреждение от Бога
novayagazeta — 02.09.2020 Почему Трампа выгнали из суворовского училища.Главная примета времени: любое значимое явление, будь то Белоруссия, Хабаровск или Навальный, забалтывается до состояния комы. Из океана версий в неизвестном направлении уплывает одна-единственная, похожая на правду.
В последнее время приспособилась смотреть федеральные каналы без звука.
Трудно предугадать только одно. Нет такой глупости, которую не отважились бы произнести вслух «правильные» эксперты. Звезда империи Маргариты Симонян, политический обозреватель Александр Гурнов, так рассуждает о низком интеллекте Трампа: его определили в суворовское училище, но и оттуда выгнали. Трамп, изгнанный за неуспеваемость из суворовского училища, — это, пожалуй, все, что нужно знать о мощи политической аналитики великой державы.
И когда слово, кажется, окончательно утратило свою цену и вот-вот
наступит время Хармса («Театр закрывается. Нас всех тошнит»), вдруг
случилось исключение. Свет истины пролился оттуда, откуда не ждали
— из здания МХАТ имени Горького. Здесь стартовал ютуб-проект «12-я
сцена».
Протесты в Белоруссии обсуждают три священника — отец Алексей
(Уминский), отец Геннадий (Войтишко), отец Никон (Белавенец).
Теперь каждый день что-нибудь стартует, всего не охватишь. «12-ю
сцену» решила посмотреть исключительно из-за о. Алексея. Он один из
немногих (если не единственный), чье выступление в любом публичном
пространстве стараюсь не пропускать.
Начинался разговор с привычных железобетонных клише,
трактующих события в Белоруссии как противостояние власти и
оппозиции. Слушая аргументы о. Никона, члена общественной палаты
Союзного государства, я уже была готова выключить звук. Этот
репертуар давно знаком: выборы выиграл Лукашенко; Тихановская —
непонятная «дамочка, бабешка, жена блогера»; нет никакой
белорусской нации и все в таком духе. Но как только заговорили
Войтишко с Уминским, стало ясно — звук выключать нельзя.
Если коротко, главное, что удалось собеседникам, — выйти за пределы черно-белого мышления, свойственного многим — по обе стороны баррикад. И даже о. Никон, который по канонам большого ТВ должен был до финала нести свою пургу в массы, предстал человеком мыслящим, сомневающимся. Нынче он за власть, а когда-то, в 1993-м, был с народом, в которого власть стреляла. Да и сейчас он вроде конформист, но считает, что массовые протесты — это предупреждение от Бога.
Смысл и ценность этого разговора в том, что он, разговор, целенаправленно разбивал ядро мифа. Знаем, слышали, помним краеугольное — церковь вне политики.
Ведущий Серафим Сашлиев незамедлительно вспомнил о том, что патриарх Кирилл поздравил Лукашенко с избранием. И что с того, парирует о. Алексей, это фигура вежливости, она ничего не значит. Сегодня все нуждается в уточнении, включая понятие «политика». Трудно не согласиться с о. Геннадием: для Лукашенко (и, добавим в скобках, не только для него) политика — все то, что направлено против него лично. Невозможно загнать священников в гетто и заставить их молчать в тряпочку.
Тема власти, которая от Бога, неизбежно должна привести к мысли о греховности протестов. Но как сочетать эту тему с другой, не менее важной — с правдой Божьей? Как сегодня можно остановить насилие государства по отношению к народу, не участвуя в мирных протестах, дозволенных Конституцией? Нужно ли священнику быть со своим народом, даже если народ ошибается? Разговор настолько эмоционален, что многое сказано поверх слов. Весь строй дискуссии идет вразрез с мейнстримом. Пропаганда строит свою стратегию на придаточных предложениях. Хватаются за частности, за чепуху, за мелочь после запятой. И это не случайность, а закономерность: вытеснить главное второстепенным — и есть суть пропаганды.
В стране тяжелой наследственности любой откровенный публичный разговор дается нелегко. Сейчас уже и вспомнить невозможно, когда и кто в горних высях решил, что общественное мнение непременно должно совпадать с государственным. Расхождения — недопустимая роскошь. «12-я сцена» с участием трех священников сплошь состоит из расхождений, что не мешает им, таким разным, уважительно разговаривать друг с другом. И в этом — робкая надежда на возможность диалога. Сегодня, когда вирус ненависти распространяется со скоростью света, свобода называть вещи своими именами, быть может, высшая из свобод.
Вот и сенатор Клинцевич в эту самую минуту почти поддерживает меня.
Мы должны защищать ту правду, настаивает сенатор в программе «Место
встречи», которую «перенесли наши люди». Добавим: не только наши.
Все-таки хотелось бы узнать, почему Трампа выгнали из суворовского
училища.
Слава Тарощина
Обозреватель «Новой»
|
</> |