Правильна ли Пасха?
diak-kuraev — 14.04.2017 Тем, кто сомневается в верности празднования православной Пасхи 2017 года именно 16 апреля, напомню: язычники обвиняли христиан в том, что мы лишь иудейская секта и даже дату своего главного праздника узнаем у иудеев.Тогда было предложено отойти от иудейского календаря и праздновать тридневие Пасхи не 13-15 ниссана, а по астрономической формуле.
В послании имп. Константина епископам, не присутствовавшим на 1 Вселенском Соборе, сохранившемся в «Жизни Константина» Евсевия Кесарийского, говорится:
«Прежде всего показалось нам неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев. Нам указал Спаситель иной путь. Согласно держась его, возлюбленные братья, мы сами устраним от себя постыдное о нас мнение иудеев, будто независимо от их постановлений мы уже и не можем сделать этого» (Vita Const. III 18).
Но что значит объявленное неприличным празднование Пасхи «вместе с иудеями» (μετὰ τῶν ᾿Ιουδαίων)?
Православная Энциклопедия:
"В жизнь Церкви данное постановление вошло со смыслом, к-рый в более позднее время был выражен в толковании Иоанна Зонары на Ап. 7: «Надо, чтобы их непраздничный праздник совершался сначала, и затем уже праздновалась наша Пасха», т. е. как запрет праздновать Пасху вместе с иудеями и раньше их. Таково же и мнение Феодора Вальсамона.
Однако нек-рые совр. правосл. авторы (архиеп. Петр (Л'Юилье), проф. Д. П. Огицкий) в истолковании правил о праздновании Пасхи делают иной вывод. Архиеп. Петр пишет: «Канонический запрет совершать Пасху «μετὰ τῶν ᾿Ιουδαίων» означал, что не следует совершать этот праздник, исходя из иудейского вычисления, но вопреки тому, что стали думать позднее, этот запрет однако не распространяется на случайное совпадение дат» (Постановления Никейского Собора о совместном праздновании Пасхи и их значение в настоящее время // ВРЗЕПЭ. 1983. № 113. С. 251).
По мнению проф. Огицкого, «ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием того, что фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований» (Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени // БТ. 1971. Сб. 7. С. 207). Согласно архиеп. Петру, «нам надлежит считать, что, в соответствии с тем, что было решено на Никейском Соборе, христиане должны все вместе, в один и тот же день, совершать празднование Пасхи. День этот - воскресный, следующий за первым полнолунием после весеннего равноденствия... Что же касается правильного определения даты весеннего равноденствия, то по тем же мотивам верности Преданию и духу Никейских постановлений, его следовало бы предоставить компетенции астрономов» (ВРЗЕПЭ. 1983. № 113. С. 261).
Позиция Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона, а также большинства писавших на эту тему правосл. ученых, соответствующая употребляемой ныне в Церкви пасхалии, представляется более убедительной в интерпретации действительного смысла постановления I Вселенского Собора о времени празднования Пасхи".
http://www.pravenc.ru/text/155490.html
Тексты постановлений Первого Собора до нас не дошли. Сохранившиеся цитаты и пересказы, как видим, позволяют понимать по разному запрет на празднование "совместно с иудеями" (вместе в одном пространстве или в одном времени?).
Но поскольку новозаветная Пасха исторически имела место позже ветхозаветной, и последняя для христиан есть прообраз Пасхи Христовой, то логично раздновать нашу пасху после еврейской.
По этой логике День победы надо праздновать не ранее 22 июня.
В 4 веке было важно провести границы и утвердить смыслы, а не зафиксировать даты.
В 2016 году день нашей Пасхи приходится на шестой день Пейсаха.
Можно ли так?
Отвечу на этот вопрос "по еврейски" - вопросом: а если бы иудеи решили свою пасху праздновать 50 дней или целый год, что пришлось бы делать христианам?
Поскольку каноны не дают внятного ответа, обратимся к толкованиям.
Вот Алфавитная Синтагма Матфея Властаря:
«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвёртое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету".
Тут слово "день", а не "седмица". Сколь угодно долго иудеи могут бежать свою праздничную дистанцию. Но раз они уже стартовали прежде нас - то мы вольны в нашем выборе нашего времени начала нашего Праздника.
Так что я с чистой (в этом отношении) совестью буду праздновать Пасху 16 апреля вместе с патриархом Кириллом.
|
</> |