"Правду наших отношений сейчас и «Посев» не обнародует". Почему Ромм бросил
ygashae_zvezdu — 25.05.2025

Итак, что сделал для Шукшина Ромм ("И про «Войну и мир» честно сознался: «Не прочел — толста больно». Чем Шукшин зацепил Ромма?)?
Он первым оценил его писательский дар, посоветовав рассылать рассказы по редакциям веером.
Дал рекомендацию для вступления в партию.
Научил профессии?
Здесь не зря мной поставлен знак вопросительный.
Творчески Ромм был Шукшину чужд. Алтаец просто не принимал его системы.
Ассистент Ромма Ирина Жигалко свидетельствует:
«Многое встречало его сопротивление, и это «многое» включало в себя… основные элементы профессии кинорежиссера. За свою педагогическую практику не припомню, пожалуй, такого последовательного внутреннего сопротивления студента (именно внутреннего!) специфическим для кино способам раскрытия мира: монтажу и соответственно монтажному видению (его Ромм всячески развивал у студентов), мизансцене. … Этими и другими видами «режиссерского оружия» Шукшин в студенческие годы пользовался неохотно. В несколько упрошенном виде взгляд его на съемку можно определить так: достаточно установить аппарат, актерам хорошо играть перед ним, а все остальное от лукавого. Ромм его выслушивал, он выслушивал Ромма, но каждый оставался при своем».

Ромму обычно ставится в упрек, что он не устроил, видите ли, Шукшина после выпуска из ВГИКа на «Мосфильм». Тарковского устроил, Александров Митту и Гордона устроил, а Шукшина нет. А ведь устроенные ребяты все с московской пропиской, а Вася оказался не просто безработный, а и бездомный.
Здесь опять приходится объяснять специфику советского распределения культурных кадров. Оно в основном осуществлялось по месту жительства. Приехал учиться в Москву из Тбилиси, вернулся с дипломом на «Грузия-фильм». Вот почему харьковчанка Людмила Гурченко очнулась после триумфа «Карнавальной ночи» на студии Довженко, никаких интриг, стандартное распределение.
И Шукшина после ВГИКа ждали на Свердловской студии, он же цеплялся за Москву.
Это раз.
А два, - факты вещь упрямая.
Существует письмо Ромма директору «Мосфильма» с такими фразами:
«Я лично просил бы дать мне возможность сделать в объединении один короткометражный диплом с кем—либо из учеников, например, с Шукшиным. Если можно два, то с Шукшиным и Китайским ("Шпаликов отнесся к известию об этом самоубийстве равнодушно..." Легенда о гении Володе Китайском). Их я очень хорошо знаю, как говорится, «насквозь», знаю, что у них сильно, что слабо».
Более того, на «Мосфильм» Шукшин не попал отчасти по своей вине. Сначала он затянул с дипломом, увлекшись съемками у других режиссеров («Два Федора», «Простая история»).
Ирина Жигалко вспоминала:
«В мастерской оказался «хвост», за который доставалось от начальства. И виновником «хвоста» был не кто иной, как Василий Шукшин! Вышел на диплом Шукшин в 1958 году, заканчивался 1960, а Шукшин еще не защитился. Кажется, все его сокурсники стали уже дипломированными, а Шукшин снимается себе у разных режиссеров и снимается!..»
Да и диплом «Из Лебяжьего сообщают» не выделялся из общего ряда. Вот «Каток и скрипка» Тарковского, да, произвел фурор.
Тем не менее, и сам Шукшин виноватым в своей неприкаянности почему-то счел Ромма, говоря:
«Диплом сочли слабеньким — я и не рыпался. Из общежития вгиковского на Яузе гнали, кормился актёрством. Снимался где позовут, за многое теперь совестно. Михаил Ильич мог помочь мне, если б верил».
Но это в личных беседах. В публичной же плоскости, на газетных страницах Шукшин объяснял отход Ромма более взвешенно:
«Ромм следил за моими первыми шагами. Но настал момент, когда он сказал: «Теперь — сам, ты парень крепкий». Радостно все это было, и грустно, и важно. В моей жизни свершился переворот. Мне везло в искусстве на умных и добрых людей».
Это двойственное отношение к учителю заметил Анатолий Заболоцкий, вспоминая, как Шукшин дает интервью по телефону, выпевая Ромму осанну, а, положив трубку, говорит:
«Наступит срок, напишу всю правду и про Михаила Ильича! Человек он, ох как значимый и всемогущий! Только я ему еще и поперечным был. Правду наших отношений сейчас и «Посев» не обнародует. Нет, благодетелем моим он не бывал, в любимцах у него я не хаживал, посмешищем на курсе числился, подыгрывал, прилаживался существовать»
Ну и как финал, Шукшин отказывается брать во ВГИКе шефство над мастерской Ромма, объясняя, что устроить выпускников не сможет (как не смог его устроить Ромм).
Наивно, однако, полагать будто конфликт Шукшина с Роммом исчерпывался неустройством на «Мосфильм». Нет, это был конфликт мировоззренческий, ибо Шукшин не укладывался в прокрустово ложе либерализма Роммом исповедуемого.
И об этом мы еще будем говорить.
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Сегодня день рождения Махно
Монастырская вареничная и трапезная У государева дворца при Новоиерусалимском
А что Титов?
ЭРА МИЛОСЕРДИЯ. УБИЙСТВО В МАРЬИНОЙ РОЩЕ
День рождения. Лазарь Лагин
Бумпер, или пос***ь в полёте
Рекордная цена автопортрета Фриды Кало
Лазеры анунаков, технологии працивилизаций, трудовые подвиги ученых против

