"Правая" экспозиция, или почему цифра не слайд.

топ 100 блогов photohelp_ru05.06.2012
"Правая" экспозиция, или почему цифра не слайд.

Начнем сразу с честного ответа: а потому! Слайд - он на серебре, а цифра - она на кремнии. Хотя, конечно, отношения к делу это все никакого не имеет. (смайлик-в-очках) На самом деле фишка состоит в том, что матрица нашего с вами фотоаппарата - линейный датчик. В смысле, попало на него света в два раза больше - он и цифирьку назначает в два раза большую. А попало в два раза меньше - и цифирьку этому пикселю он назначает в два раза меньше. Логично? Логично. Непонятно? Хм… Ну, допустим, у нас есть камера с одним пикселем. Сделали мы снимок с какой-то выдержкой и диафрагмой, и наш 12-битный процессор (а именно такой стоит в большинстве камере и назначает яркость от 0 до 4095 - 2 в 12 степени, т.е. 12 бит на пиксель) назначил этой точке яркость, скажем 600. Потом мы взяли и открыли диафрагму на ступень. Сделали кадр - получили значение яркости 1200. Все, вроде, хорошо. Теперь закрылись на ступень относительно начального значения, сделали кадр - получили значение ярости 300. Все просто, логично, понято. Но вот вопрос - а вас ничего не смутило в этом процессе, о мой читатель? Все хорошо? Опасости никакой? хм...

Меня вот смутило. (конечно, это я не сам придумал, дело это известное, об нем пишут уж несколько лет, но все же приятнее писать от первого лица). Представим себе, что мы снимаем уже не однопиксельной камерой, а нормально монохромной матрицей (оставим в стороне цветную фотографию, ибо сути дела она не меняет, а затруднения вызывает большие в понимании). И снимаем мы, стало быть, серую гладкую шкалу. В смысле, взяли мы бумажку белую, равномерно ее градиентом закрасили до черного, поставили перед камерой и сняли.

Вроде бы все хорошо. Но давайте подумаем - это сколько же это у нас градаций укладывается в каждую из ступеней? Ну ладно, самой белой точке камера назначила 4095 - максимум. Той, что на ступень темнее - 2047, т.е. в самой светлой ступени у нас 2048 градаций. И практически нет шумов, т.е. отношение сигнал/шум очень высокое. Это у нас детали от белого без деталей к белому с деталями. От белого с деталями до светло-серого у нас уже 1024 градации. От светло-серого до серого у нас 512 градаций. От серого до темно-серого у нас 256, а от темно-серого до черного (который еще не совсем в шумах), и того меньше. Более того, там уже и отношение сигнал/шум ужасное-кошмарное, верить, однако, совсем нельзя! Однако. И получается, что в одной-единственной самой светлой ступени у нас тональной информации столько же, сколько во всем остальном кадре. Круто, да?

Теперь давайте представим себе, что кадр недоэкспонирован и мы его "вытягиваем" при обработке. Допустим, мы его недоэкспонировали на ступень. Это значит, что мы оставили в нем всего половину (прошу обратить внимание, половину!) информации, а половину - потеряли, поскольку не использовали самую светлую, самую "информативную" ступень. Более того, если кадр даже проэкспонирован в норму, его будет не так удобно редактировать, как файл, который пересвечен - в пересвеченном больше деталей. Тут, главное дело, конечно, не вылететь в светах - вылет в светах, когда информация переливается через край, это непоправимая практически катастрофа. Но если диапазон контрастов нормальный, всегда лучше чуть пересвечивать картинку - информации в ней будет всяко больше, а шумов меньше. А значит что - значит при экспозиции гистограмму надо "прижимать" к правому краю. Всегда. Теоретически нет такой ситуации, где было бы нужно прижимать гистограмму к левому краю - это не ведет ни к чему, кроме потери информации.

Как-то так. Если есть вопросы - задавайте.



- переэкспонированный кадр на ступень, приведен к норме в LR4.


- недоэкспонированный кадр на одну ступень, приведен к норме в LR4. .

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Яценюк вслед за Порошенко заявил о том, что наиболее эффективным механизмом урегулирования конфликта на Юго-Востоке является женевский - четырехсторонняя встреча США-Украина-ЕС-Россия. Логика прозрачна - в таком механизме ДНР и ЛНР не просто выводятся за скобки, а перестают быть субъект ...
Есть такие люди, которые эксперты. Они сильно шарят... ну.......... во всём, буквально. Причём, когда их высокое суждение натыкается на мнение профессионала или просто человека знающего, это совершенно не является поводом от этого самого суждения ...
Смотреть это видеостарт нового сезона! эфир ...
Розігнали один мітинг вчора, я писав у своєму блоці http://mihailbrat.livejournal.com/74060.html Сьогодні під Верховною Радою зібрався новий - кілька сотень активістів вимагають відставки прем'єр-міністра Арсенія Яценюка і створення тимчасової Слідчої Комісії з розслідування корупції Кабмі ...
Анатоль Абрагам вспоминал, как в течение трех недель не мог попасть в город и отмечал, что «три недели ЕГО» - это оксюморон. Назовите ЕГО заимствованным словом. Картинка ниже не содержит подсказки и поставлена для того, чтобы читатели, у которых не срабатывает тег lj-cut , не увидели ...