"Правая" экспозиция, или почему цифра не слайд.
photohelp_ru — 05.06.2012Начнем сразу с честного ответа: а потому! Слайд - он на серебре, а цифра - она на кремнии. Хотя, конечно, отношения к делу это все никакого не имеет. (смайлик-в-очках) На самом деле фишка состоит в том, что матрица нашего с вами фотоаппарата - линейный датчик. В смысле, попало на него света в два раза больше - он и цифирьку назначает в два раза большую. А попало в два раза меньше - и цифирьку этому пикселю он назначает в два раза меньше. Логично? Логично. Непонятно? Хм… Ну, допустим, у нас есть камера с одним пикселем. Сделали мы снимок с какой-то выдержкой и диафрагмой, и наш 12-битный процессор (а именно такой стоит в большинстве камере и назначает яркость от 0 до 4095 - 2 в 12 степени, т.е. 12 бит на пиксель) назначил этой точке яркость, скажем 600. Потом мы взяли и открыли диафрагму на ступень. Сделали кадр - получили значение яркости 1200. Все, вроде, хорошо. Теперь закрылись на ступень относительно начального значения, сделали кадр - получили значение ярости 300. Все просто, логично, понято. Но вот вопрос - а вас ничего не смутило в этом процессе, о мой читатель? Все хорошо? Опасости никакой? хм...
Меня вот смутило. (конечно, это я не сам придумал, дело это известное, об нем пишут уж несколько лет, но все же приятнее писать от первого лица). Представим себе, что мы снимаем уже не однопиксельной камерой, а нормально монохромной матрицей (оставим в стороне цветную фотографию, ибо сути дела она не меняет, а затруднения вызывает большие в понимании). И снимаем мы, стало быть, серую гладкую шкалу. В смысле, взяли мы бумажку белую, равномерно ее градиентом закрасили до черного, поставили перед камерой и сняли.
Вроде бы все хорошо. Но давайте подумаем - это сколько же это у нас градаций укладывается в каждую из ступеней? Ну ладно, самой белой точке камера назначила 4095 - максимум. Той, что на ступень темнее - 2047, т.е. в самой светлой ступени у нас 2048 градаций. И практически нет шумов, т.е. отношение сигнал/шум очень высокое. Это у нас детали от белого без деталей к белому с деталями. От белого с деталями до светло-серого у нас уже 1024 градации. От светло-серого до серого у нас 512 градаций. От серого до темно-серого у нас 256, а от темно-серого до черного (который еще не совсем в шумах), и того меньше. Более того, там уже и отношение сигнал/шум ужасное-кошмарное, верить, однако, совсем нельзя! Однако. И получается, что в одной-единственной самой светлой ступени у нас тональной информации столько же, сколько во всем остальном кадре. Круто, да?
Теперь давайте представим себе, что кадр недоэкспонирован и мы его "вытягиваем" при обработке. Допустим, мы его недоэкспонировали на ступень. Это значит, что мы оставили в нем всего половину (прошу обратить внимание, половину!) информации, а половину - потеряли, поскольку не использовали самую светлую, самую "информативную" ступень. Более того, если кадр даже проэкспонирован в норму, его будет не так удобно редактировать, как файл, который пересвечен - в пересвеченном больше деталей. Тут, главное дело, конечно, не вылететь в светах - вылет в светах, когда информация переливается через край, это непоправимая практически катастрофа. Но если диапазон контрастов нормальный, всегда лучше чуть пересвечивать картинку - информации в ней будет всяко больше, а шумов меньше. А значит что - значит при экспозиции гистограмму надо "прижимать" к правому краю. Всегда. Теоретически нет такой ситуации, где было бы нужно прижимать гистограмму к левому краю - это не ведет ни к чему, кроме потери информации.
Как-то так. Если есть вопросы - задавайте.
- переэкспонированный кадр на ступень, приведен к норме в LR4.
- недоэкспонированный кадр на одну ступень, приведен к норме в LR4. .