ПРАКТИКА: Работа с гневом - Буддийский взгляд - Пингала-нади (правый канал)
AmAyfaar — 10.02.2010За свою двух с половиной тысячелетнюю историю буддизм развил множество способов работы с гневом. В буддийской психологии гнев считается одним из трех главных вредных мешающих чувств, так называемых " ядов ума", поэтому на работу с ним обращается особое внимание.
Об этом ниже, а сначала давайте договоримся о терминах, чтобы избежать путаницы.
Гнев в нашем понимании может быть как негативным, так и, в некоторой степени, позитивным чувством. Иногда мы говорим о " праведном гневе", имея в виду, что имеем право на сильные эмоции в случаях, когда нам кажется, что кто-то поступает несправедливо.
Когда же в буддизме мы говорим о гневе, то имеем в виду лишь негативный аспект этого чувства, когда мы хотим причинить вред другому живому существу, будь то человек, животное, насекомое или даже дух бесплотный — неважно, по какой причине.
Поэтому для обозначения этого чувства, лучше использовать термин " злость", поскольку он более точно отражает именно негативную, разрушительную составляющую тех эмоций, которые иногда охватывают нас и последствия которых могут быть необратимы. Разбитую посуду не склеишь, как и разбитые отношения. Еще раз определив это чувство, обозначим его как эмоцию, выражаемую мыслями: " я хочу, чтобы тебе было плохо" (варианты: " чтобы с тобой случилось то-то и то-то", " чтобы ты оказался там-то и там-то" и т. д.) и приводящую к соответствующим словам и действиям.
Три яда ума
Когда мы говорим о трех главных " ядах ума", трех основных мешающих эмоциях, мы имеем в виду злость, когда мы хотим оттолкнуть кого-то или что-то, эгоизм, когда мы хотим напротив, оставить что-то только себе, не желая делиться с другими и запутанность или глупость, когда мы не понимаем, что делать с данной ситуацией.
Несмотря на то, что методы работы с каждым из этих трех " ядов ума" похожи, в этой статье мы сконцентрируемся на теме злости, поскольку именно она, выразившись в словах и действиях, может принести самые тяжелые и непоправимые последствия.
Эти три чувства: злость, эгоизм и глупость комбинируются между собой в различных пропорциях, образуя 84 тысячи уникальных комбинаций и Будда, когда учил, дал столько же методов работы с ними.
Это совсем не значит, что, если мы следуем учению Будды, нам нужно освоить все 84 тысячи получений, поскольку как в аптеке мы выбираем лишь необходимое нам лекарство, так и здесь, нам нужно выбрать индивидуальные методы, для работы с теми вредными эмоциями, которые в нас проявляются сильнее всего.
Причины злости
Когда и почему возникает злость и что она приносит? Давайте представим себе ситуацию: мы сидим в комнате, в которую входит другой человек, будь то наш хороший друг или кто-то незнакомый и произносит нечто, отчего у нас повышается уровень адреналина и к лицу приливает кровь. Первой эмоцией, возникающая до слов и даже мыслей, которая " естественно" возникает у людей в большинстве случаев в подобной ситуации и будет злость. Это желание вытолкнуть, выбросить этого человека из нашего пространства, избавиться от раздражителя тем или иным способом. Оно возникает из предположения, что слова этого человека ориентированы на нас, он специально произносит их, думая лишь о том, чтобы причинить нам боль, а все его действия направлены именно на это.
За эмоцией следуют слова или действия, в зависимости от наших индивидуальных опыта, темперамента и привычек. Мы можем сказать в ответ что-то, что, по нашему мнению, поставит человека на место, заставит его замолчать, покажет ему, что он неправ и, наконец, заставит признать, что мы — лучше, чем он думает. Мы можем указать ему на дверь или выставить его за нее.
Теперь давайте ответим сами себе на три вопроса, возникающих в связи с этим:
1. Правы ли мы в своей оценке ситуации?
2. Что заставляет нас говорить и действовать так?
3. К каким последствиям приведут в конечном итоге наши слова или действия, " естественные" в данной ситуации?
1. Правы ли мы в своей оценке ситуации?
Если мы внимательно посмотрим на нашу оценку действий этого человека, то возможно, увидим, что мы не совсем правы. Подумав о возможных причинах слов и действий нашего оппонента, мы можем предположить три варианта: (1) он действительно желает нам вреда, (2) он что-то неправильно понял и (3) у него сегодня не удался день.
Если проанализировать наши мысли и поведение, можно увидеть, что 90% всего нашего времени мы думаем о себе и своих проблемах, наши мысли не выходят за пределы того, что связано с нашим миром. Осознав это, мы можем предположить, что тем же самым заняты и другие.
Причина этого в том, что человек не чувствует себя хорошо: у него болит голова, живот или еще какая другая часть тела, он поругался с женой или начальством, кто-то испортил ему настроение, отчего весь его мир окрашен в черные тона.
Ведь если у нас все хорошо, то все, что мы видим вокруг, светится само по себе, у нас не возникает даже мысли причинить кому-то боль или высказать критику. В хорошем настроении нас будет радовать дождь и все неприятности покажутся нам смешными.
- Таким образом, в большинстве случаев " наезд" на нас не имеет собственно к нам никакого отношения и связан лишь с неустроенностью самого человека в данный момент.
Если же критика со стороны другого человека действительно направлена на нас, она может быть справедлива или несправедлива.
- В первом случае было бы разумным принять ее к сведению и обратить внимание на то, что мы можем улучшить в своем поведении, во втором случае можно воспринять всю ситуацию как недоразумение и постараться разрешить его, но в обоих случаях явно неразумно отмахиваться от того, что до нас хотят донести.
- Тщательно проанализировав большинство подобных ситуаций, мы увидим, что чаще всего, наша оценка их не соответствует тому, что есть на самом деле, и, соответственно, реакции, основанные на этой оценке, также лишь путают нас и последствия их более вредны, нежели приносят ожидаемые результаты.
2. Что заставляет нас говорить и действовать со злостью?
В вышеописанной ситуации, когда мы подвергаемся атаке, зачастую мы реагируем так, чтобы как можно скорее избавиться от источника раздражения. Мы говорим или делаем что-то, что должно заставить предполагаемого обидчика прекратить его нападки.
Почему возникает такая реакция, несмотря на то, что наша оценка ситуации, как мы только что показали, неадекватна ситуации? Можно сказать, что, несмотря на то, что слова или действия того, кого мы восприняли в качестве обидчика, скорее всего никак не направлены против нас, мы этого не видим. Мы заранее готовы почувствовать себя в качестве мишени, на которую направлено любое внешнее действие.
Мы можем обидеться не только на смысл слов человека, но и на интонацию, которую он использует, на выражения, выбранные им или что-то еще. Скорее всего, если нашей реакцией явилась злость, это значит, что неосознанно мы очень быстро провели ассоциации между нашим обидчиком, его словами и действиями, связав их с тем, что считаем для себя неприемлемым.
Эти вещи очень субъективны и зависят от того, что в нашем прошлом опыте принесло нам негативные переживания. Для одного будет обидно, если его назвали маленьким или сравнили с ребенком, если он всю жизнь стремился стать взрослым, для другого, наоборот, сравнение с взрослым может оказаться обидным, поскольку человек считает себя вечно юным. Но в результате из-за неправильного и неконструктивного понимания ситуации, мы чувствуем себя мишенью, на которую направлена чья-то атака. Желание защитить свои границы от мнимого нападения и приводит к такой реакции — защититься, выбросив " обидчика" из пространства, которое мы считаем своим.
Такое восприятие себя в качестве мишени конечно же, нельзя считать правильным. Ведь никто не хочет сознательно считать себя центром атаки, но что-то заставляет нас ощущать мир так, будто все, происходящее в нем, направлено на нас, либо за нас, либо против, либо нейтрально, будто весь мир вращается вокруг нас, что очевидно является сильным преувеличением. Здесь мы не будем касаться причин этого, хотя в буддизме основной причиной такое отношение к себе и миру называется " двойственным восприятием", и именно оно считается главной причиной всех наших проблем.
3. К каким последствиям приведут в конечном итоге наши слова или действия, " естественные" в данной ситуации?
Во-первых, как мы только что рассмотрели, злые слова и действия вовсе не являются естественными в данной ситуации. Они являются скорее продуктами недоразумения, неправильного восприятия ситуации. Во-вторых, как наверняка многие из нас знают из практики, ответная критика и желание причинить боль другому практически всегда приводят к разрастанию конфликта. Также как мы, чувствуя себя мишенью, автоматически защищаемся и реагируем, выбрасывая человека из нашего пространства, так и наш новоявленный оппонент ответит тем же.
Клубок ответных критических атак, переходящих в оскорбления, нарастает, в худших случаях приводя к боевым действиям. Через некоторое время уже невозможно установить, что явилось первопричиной конфликта, но погасить его бывает многократно сложнее, чем начать.
Таким образом, мы установили, что злость возникает из неправильного понимания слов или действий другого человека и изначального нелогичного уязвимого восприятия себя как мишени, а реакция злости приводит к разрастанию конфликтов и разрывам добрых отношений.
Работа со злостью
Теперь, когда мы выяснили, что причины злости в неправильном восприятии мира, а ее результаты исключительно негативны, давайте коснемся методов работы с ней. Если мы хотим избавиться от ее вредных последствий, нужно что-то делать. Если ничего не делать, мы не сможем ничего изменить и всю жизнь будем совершать глупые действия, основанные на ошибочном восприятии и приводящие к неприятным последствиям. В целом, мы можем выделить три подхода к работе со злостью:
1. Мы можем избегать ситуаций и действий, вызванных злостью, и тогда ее последствия будут не столь разрушительны;
2. Мы можем развивать в себе противоположность злости — сочувствие, что позволит нам противостоять этому чувству. В данном случае мы работаем не со следствием, а с самим чувством, которое заставляет наш ум бурлить и в результате которого мы можем наговорить и наделать такого, о чем потом, скорее всего, пожалеем;
3. Мы можем получить такой контроль над собственным умом, что в момент возникновения злости, будем спокойно наблюдать за ее появлением, не вовлекаясь в сам процесс;
Эти три подхода основаны на трех составляющих нашей личности: действии, эмоции и взгляде, мировоззрении.
Действие
В отличие от европейской психологии, в которой часто рекомендуется выражать злость сразу и не держать в себе, буддисты предлагают наоборот сдерживать ее проявления. Как показывает практика, если сдерживать проявления злости, то ее последствия всегда будут менее разрушительны, и мы быстрее придем в себя, успокоившись после вспышки ярости. Мгновенные проявления злости и раздражительности приводят к ответной реакции. Когда начинаются отношения пары, психологически сложно впервые разозлиться на партнера, однако, когда это происходит в первый раз, повторно сделать это легче, а на третий это уже входит в привычку.
Во взаимоотношениях людей, несдержанных в своих критических проявлениях, ком взаимной критики, претензий и упреков всегда только нарастает, что в результате приводит к одиночеству. В тех странах, где такой психологический подход получил широкое распространение, появилось поколение одиночек, вечно недовольных окружающими и готовых выразить свои резкие эмоции по любому поводу. Поэтому первым способом работы со злостью, в буддизме считается избегать ее проявлений, даже если она уже появилась в уме.
Если мы чувствуем, что к лицу прилила кровь, а кулаки сжались до боли, мы можем остановить себя и уйти в сторону из ситуации, вернувшись в нее, как только успокоимся. Если адреналин требует активных действий, мы можем направить его энергию на благое дело — заняться физическими упражнениями или работой — навести порядок в доме или в огороде. Если мы знаем, что в определенных ситуациях мы не способны сдержать себя, стоит постараться избегать их полностью, уходя до того, как почувствуем прилив ярости. Со временем, мы получим новую привычку и вместо разрушительной критики будем использовать энергию злости на пользу себе и обществу.
Эмоции
Работая с злыми эмоциями, мы устраняем причину злых слов и действий, тем самым, не давая им проявиться и принести свои вредные последствия. Работа с эмоцией злости может строиться по принципу " кнута и пряника", а также с использованием противоядий. С одной стороны, мы думаем о том, сколько неприятностей уже принесла наша несдержанность, сколько взаимоотношений мы разрушили, позволяя себе резкие критические высказывания и проявления гнева в адрес других.
С другой стороны, мы представляем себе, как хорошо было бы, если бы мы перестали участвовать в " разборках", сколько времени и сил сэкономили бы, если бы не позволяли себе лишних негативных эмоций. Такого рода размышления на досуге могут привести нас к выводу о том, что проявления злости — слишком дорогое удовольствие и лучше придумать себе другое развлечение.
Одновременно с этим, мы можем подумать о мотивации, которая стоит за всеми действиями, как нашими, так и других людей. Если обобщить все виды мотиваций, можно свести их к двум типам: наши действия обусловлены либо тем, что должно принести нам счастье, либо тем, что поможет нам избежать страданий. То же самое и с другими людьми, а также с животными и всеми другими существами, различие лишь в том, что каждый из нас подразумевает под счастьем и страданием нечто свое. Чаще всего, причиняя вред другим, в своем стремлении к счастью, мы неправильно понимаем ситуацию, желая получить благо за счет другого.
Однако, то, что мы отдаем, возвращается к нам, и надежда на счастье за счет других не приносит того, что мы ожидаем. Наоборот, наше желание оттолкнуть от себя других, найти изъян во всем, что мы видим, заставляет нас видеть мир все более угрожающим, и таким образом, приводит к страху — состоянию паранойи. Людей, ненавидящих весь мир можно встретить в сумасшедших домах или в заключении. Их жизнь — это сплошной кошмар, поскольку им кажется, что все вокруг работает против них. Пользуясь предыдущими аналогиями, они превращают себя в абсолютную мишень, и даже вполне мирные и нейтральные сами по себе вещи, с их точки зрения, направлены против них.
Осознав это, глядя на самого неприятного человека, без надежды на исправление, мы подумаем, что он скорее не злой, но запутавшийся, неумеющий отличить истинные пути к счастью от иллюзорных, в результате чего сам приводит себя к постоянным страданиям. Понимание этого не позволит проявиться в нас ничему, кроме сочувствия по отношению к нему, вместо привычной ответной злобы. Мы и сами не хотели бы оказаться на месте человека, который воспринимает как врагов всех, кто окружает его, поэтому не будем приучать себя к этому, реагируя со злостью на наше окружение.
Сочувствие и доброта, с другой стороны, являются противоядием против злости, и если мы сознательно развиваем в себе эти качества, они замещают в уме привычные тенденции отвращения и гнева. Сочувствием мы называем желание, чтобы все живые существа избавились от страдания, а добротой — пожелание, чтобы они достигли наивысшего счастья.
Если мы взрастили в себе эти качества, в следующий раз, когда появится привычный нам раздражитель, мы отреагируем скорее улыбкой, чем грубостью. В буддизме есть множество методов воспитания в себе как сочувствия, так и доброты, включая медитационные, о некоторых из которых мы уже говорили в этой статье. Это понимание закона причины и следствия (закон кармы), по которому мы получаем то, что создаем, понимание целесообразности позитивного взгляда на мир и доброго отношения к нему.
Один из лучших методов развития сочувствия — в каждой подходящей ситуации желать другим, как конкретным, так и абстрактным людям, животным и всем всем существам, счастья, здоровья и радости столько, сколько возможно. Это особенно важно делать в ситуациях, в которых мы в другое время скорее разозлились бы. Заменяя проклятья и ругательства на пожелания счастья, мы меняем свою мгновенную эмоцию, а вместе с ней и глобальное отношение к другим — взгляд.
Всегда лучше жить в окружении счастливых, радостных и внутренне богатых людей, чем рядом с маленькими и несчастными, даже выделяясь среди них, что может греть наше самолюбие, но на длительную перспективу принесет лишь проблемы. Поэтому нам " выгодно" приносить пользу и желать всего самого лучшего другим, и это лишает почвы любые ростки злости. Очевидно, что все мы являемся пассажирами одной лодки и если одному хорошо, то всем только лучше от этого, хотя обычно мы не видим мир в таком ракурсе.
Все люди, как и все живые существа, скорее делят одно общее пространство, нежели разделены им. Поэтому можно сказать, что счастье ближнего, как и дальнего — наше собственное счастье, мы не отделены от него. Обрести такое видение непросто, но на это направлены многие буддийские практики. Зато, обладая таким взглядом, таким отношением к миру и другим существам, мы не только лишим злость каких-либо корней, но и сами обретем счастье, в котором все окружающее будет скорее радовать нас, нежели раздражать.
Когда же мы говорим о буддийском взгляде, то должны сказать об истинном взгляде на реальность, незамутненном двойственным восприятием " я здесь — они там", из которого возникают как три " яда ума", так и другие мешающие эмоции. Несмотря на то, что двойственный взгляд настолько привычен для нас, что мы считаем его совершенно естественным, в буддизме он признается источником всех проблем. Взгляд, мировоззрение
Получив достаточно поучений и обдумав предмет, мы можем прийти к выводу, что злость — не наш друг. Если мы уже достаточно натренировались в управлении гневом, мы можем перейти к следующему уровню — технике: " позволить вору войти в пустой дом". Вор в данном случае — это злость, дом — наш ум. Если вор входит в дом, где для него полно наживы — нашего восприятия себя как мишени, нашей готовности ассоциировать действия других людей с тем, что нам неприятно, ему есть чем поживиться. Если мы позволим, вор завладеет нашими мыслями и чувствами и наш ум окажется во власти эмоции злости. Но если мы изначально не подготовили ничего для вора, он уйдет с пустым мешком.
В этом случае, когда эмоция злости даже охватит нас, мы останемся недвижимы и лишь будем с улыбкой наблюдать за той бурей чувств, которая бушует внутри нас. Мы не позволим злости завладеть нашим умом и управлять нашими словами и действиями. Через пару минут вор уйдет, позволив нам опять заниматься своими делами. Конечно, такой подход очень сложен для начинающих — чаще всего люди замечают, что они разозлились лишь после того, как соберут осколки посуды. Поэтому этот метод считается в буддизме высшим пилотажем, он подходит лишь для опытных практикующих. Техника медитации может помочь развить в себе внутреннее непоколебимое спокойствие, позволяющее в случае необходимости не вовлекаться в драмы жизни, участвуя только в ее комедиях.
Как с этим работать?
Несмотря на то, что Будда дал множество методов и поучений по работе с собственной злобой, нам нужно с чего-то начинать. В этой статье перечислены три подхода к работе с гневом, со стороны внешних действий и слов, со стороны мотивации и взгляда. Поскольку каждый из нас обладает разными способностями и потенциалом, мы можем начать с того, что лучше всего работает в нашем случае. Если злость охватывает нас легко и часто, и в момент ее возникновения мы уже не контролируем себя, то лучше избегать попадать в ситуации, которые провоцируют ее появление.
Если кто-то раздражает нас, мы просто избегаем встреч с этим человеком. Если же мы научились останавливать себя в момент, когда уже готовы дать волю своим разрушительным эмоциям, можно воспользоваться вторым методом — выйти из комнаты, уйти из ситуации и вернуться к ней, когда мы уже " остыли", даже на следующий день, воспользовавшись поговоркой: "утро вечера мудренее".
На досуге, в спокойной обстановке мы можем подумать о том, какие последствия приносят неконтролируемые вспышки гнева и сколько приятных мгновений мы провели бы со своими близкими, не раздражайся мы так часто. В любой момент, в любой обстановке можно сознательно развивать сочувствие, желая другим столько счастья, сколько мы естественным образом желаем себе, и даже больше. И, наконец, когда мы готовы к изменению нашего взгляда, мы можем уже не отделять себя от других, и тогда сочувствие становится естественным состоянием, заменяющим собой злость.
Несмотря на обилие методов работы с гневом, в буддизме нет принципа: «поставить вторую щеку», и сочувствие вместо злости не означает покорности. Оно означает свободный выбор действий и даже эмоций вместо привычных действий под влиянием привычных эмоций. Если нам нужно остановить кого-то, кто нападает на нас или того, кого мы должны защищать, мы можем остановить его, применяя для этого все возможные средства.
Важным в данном случае является то обстоятельство, что мы действуем не из злости, а из сочувствия. Оно выражается в том, что, не давая кому-то обидеть другого, мы не позволяем ему самому накопить плохую карму в результате его глупых действий и, одновременно, не позволяем причинять страдания другим. В данном случае определяющей является мотивация.
Даже Будда в одном из своих предыдущих воплощений был вынужден убить человека. В той истории он был одним из матросов на корабле, отправившемся за сокровищами. На обратном пути, когда сокровища уже были на борту, Будда выяснил, что один из членов экипажа задумал погубить всех, кто был на корабле и забрать себе все. Перебрав все возможные варианты, Будда увидел, что единственным способом спасти множество людей, было избавиться от злодея, что он и сделал.
При этом главной мотивацией Будды было спасти много жизней и не дать одному человеку накопить столько плохой кармы, что также должно помочь ему в будущем. Таким образом, Будда действовал скорее из сочувствия к нему, как и ко всем остальным. В данном случае мотивация важнее самого действия.
Одновременно, с практикой, мы начнем понимать, что злость является ничем иным, как чистой энергией для нашего развития. В своей сути она лишь показывает нам, как обстоят дела на самом деле, не разделяя нас и окружающее нас. Имея такое отношение к злости, мы не можем воспринимать ее всерьез. Когда в следующий раз мы почувствуем, как в ответ на критические замечания в наш адрес, наше лицо наливается кровью, и повышается уровень адреналина, это не вызовет ничего, кроме улыбки, потому что вся ситуация выглядит забавно, а самое главное, мы перестанем быть зависимы от неконтролируемых эмоций, наоборот, они станут нашими слугами.
В ситуации, где необходимы сильные действия, мы позволим себе поступить резко, но без злости, желая добра тому, чьи действия нам нужно остановить. Это становится возможным, поскольку теперь мы становимся хозяевами ситуации, сами решая, каким эмоциям и в какой степени стоит давать волю.
В результате изменения своих привычных тенденций и реакций, мы меняем себя, становясь другими людьми. Злость, как и другие вредные эмоции, более не управляет нашими словами и действиями, но мы теперь можем управлять ее энергией. Это делает нас более спокойными, эффективными и уверенными в себе людьми.
Анатолий Соколов.
Источник: http://www.ekvilibrium.ru/?n=14&pub=20
Пингала-нади (правый канал)
Правый канал называется Пингала-нади. Он пересекается с Ида Нади на уровне чакры Агии. Он соединен с левой и передней стороной головного мозга. Этот канал питает правую симпатическую нервную систему. С правой стороны находится сознательный ум, который создает наше будущее. Все, что человек думает относительно будущего, записывается на правой стороне, которая имеет выход в коллективное надсознание. Коллективное надсознание получает все, что является мертвым, что случилось вследствие чрезмерно амбициозных, ориентированных на будущее личностей, агрессивных животных или растений.
Правый канал ("Пингала Нади" на санскрите) также называется Солнечный канал. Он берет свое начало в Свадистан-чакре и проходит по правой стороне тела. В Агнии чакре он переходит на левую сторону и образует эго.
Этот канал несет энергию действия. Эта энергия включает в себя умственную и физическую деятельность. Когда в человеке доминирует правая сторона, он становится холодным и агрессивным.
Качества правого канала
Правый канал отвечает засознательную, ментальную и физическую деятельность. Чистота правого канала дает мир и спокойствие, ясность мышления, рассудительность.
Все, что человек думает о будущем, находится в правом канале. Правый канал имеет выход в коллективное надсознание, которое получает все, что является мертвым, как следствие амбициозности или агрессии.
Проблемы правого канала
Когда человек слишком использует энергию на этой стороне, левая сторона ослабляется; желание радоваться исчезает. Избыточное давление стремительно поднимается к левому виску, в область эго, заставляя его раздуваться как шар, что блокирует центральный канал. Таким образом вся система приходит в дисбаланс. Раздувшееся эго притупляет наше восприятие собственных эмоций. Решения и действия, которые человек предпринимает в таком состоянии с твердой уверенностью, что они "необходимы" и "логичны", подавляют и губят других людей. Доведенная до крайности правосторонняя активность приводит также к сердечным заболеваниям.
Высокотехнологичное, "сверхскоростное" западное общество в большинстве своем правоканально. Трудно быть в равновесии между чувствами и действием, когда на работе, в школе, на улице царит агрессия и напряжение. В такой атмосфере и дома сложнее поддерживать мир и покой, преграждать путь негативности и дисбалансу. Поэтому многие возвращаются к работе или учебе с накопленной негативностью, которая "цепляется" на тонкую систему.
http://www.sahajayoga.ru/pingala.htm
Три канала и Просветление
В нашем теле находятся три важных канала, по которым проходит энергия. Это - каналы Ида, Пингала и Сушумна. Один из них начинается с правой стороны копчика, проходит через все чакры, пересекаясь в каждой из них с двумя другими каналами, и, наконец, достигает правой стороны Аджня-чакры. Это канал Пингала. Канал Ида начинается с левой стороны копчика и доходит до левой стороны Аджня-чакры, проходя через каждую чакру аналогичным образом. А в центре находится канал Сушумна.
Через эти три канала проходит энергия стрессов сексуального характера, энергия сил гнева и энергия сил невежества, включающих аппетит. Канал Сушумна - наиболее важный из каналов.
Первый канал, Пингала, переносит энергию гнева. Далее, энергия невежества, которая останавливает наше движение и отупляет нас, проходит через канал Ида. Энергия привязанности, или то, к чему привязано наше сознание, проходит через канал Сушумна.
Предположим, что какая-то часть канала Пингала перекрыта и энергия гнева не может протекать по нему, в то время как энергия невежества проходит через канал Ида. Что касается физических симптомов, ваша правая ноздря, в отличие от левой, будет заложена. Это означает, что вы попали в плен невежества.
Невежество делает человека медлительным и ленивым. Оно заставляет думать: "Мне что-то не хочется этого делать, я хочу заниматься только духовной практикой". Но даже если дать ему прекрасные возможности для духовной практики, он не сможет заниматься ей, а будет тратить время на ленивый сон.
Такова природа канала Ида, природа невежества. "Мне нет нужды делать что-либо еще, поскольку я смогу прожить и сегодняшним днем". "Завтра будет видно". Такие мысли иллюстрируют природу канала Ида.
Напротив, если заложена только левая ноздря, в канале невежества Ида есть препятствия для прохода энергии, а канал гнева Пингала открыт. В этом случае ваше тело ощущает жар, и вы легко сердитесь. Так проявляется природа канала Пингала. Очевидно, что если оба канала, Ида и Пингала, открыты, то появляются как невежество, так и гнев.
Рассмотрим случай, когда перекрыт канал Сушумна. По этому каналу движется энергия привязанности. Энергия таких стрессовых сил, как сексуальные желания и голод, проходит через этот канал, превращаясь в Кундалини, и поднимается вверх. Так что, если этот канал не очищен, подъема Кундалини не происходит. В сутрах говорится, что это вызывает привязанность. Если вы хотите избавиться от привязанности, нет другого способа, кроме очищения этого канала.
Если канал Сушумна очищен, привязанность исчезает. Что касается каналов Ида и Пингала, проблема заключается в том, что если они очищены, энергии невежества и гнева свободно протекают по ним, и вы страдаете как от невежества, так и от гнева. Можно подумать, что было бы лучше, если бы оба канала были перекрыты (энергия не протекала бы по ним). Это не так. Забитость каналов - самое плохое, что может быть. Дело в том, что это означает, что невежество и гнев находятся в самом низком своем качестве. Если энергия гнева останавливается в Свадхистана-чакре (второй чакре снизу, расположенной немного выше половых органов), гнев получает сексуальную окраску.
Если энергия останавливается несколько выше, в Манипура-чакре (третьей чакре снизу, расположенной в области желудка), гнев проецируется на талант и способности к обучению. Таким образом, чем выше чакра, где останавливается энергия, тем выше "качество" проявляющегося гнева. Когда канал Пингала полностью очищен, гнев, достигший Аджня-чакры, направлен не против отдельных людей, а против общества. Похоже, что плохо, если энергия беспрепятственно протекает по каналу Ида и Пингала, но также плохо, если эти каналы забиты. Что же делать?
На определенном этапе практики следует полностью очистить каналы Ида и Пингала и поднять гнев с невежеством на высокий качественный уровень. После этого следует переместить эту энергию (гнева и невежества в каналах Пингала и Ида) в канал Сушумна и преобразовать ее в энергию привязанности. Тогда каналы Ида и Пингала очистятся. На этом этапе рождается стрессовая энергия привязанности. Она превращается в энергию Кундалини и поднимается вверх. Итак, по мере уничтожения гнева и невежества, то есть тогда, когда энергии гнева и невежества перемещаются в канал Сушумна, рождается привязанность. Поэтому привязанность - последнее, за что мы пытаемся зацепиться.
Рассмотрим пример. Для того, чтобы отвлечься от одиночества, некоторые заводят множество знакомств среди лиц противоположного пола. Про кого-то могут сказать: "Она близка к Освобождению, потому что у нее нет фиксированных идей". Но на самом деле это происходит из-за невежества. Вдобавок к невежеству такая женщина имеет сексуальное влечение низкого уровня из-за энергии, которая только что перешла из канала Ида в канал Сушумна. Это все равно, что есть все без разбору при чувстве голода.
С другой стороны, пусть человек испытывает влечение только к одному или одной и даже не смотрит на других. Это - уровень Анахата-чакры, а именно, привязанность как чувство любви.
Итак, существуют три канала, а именно: Ида, Пингала и Сушумна - которые могут быть очищены благодаря духовной практике. После завершения очищения каналов Ида и Пингала последним очищается канал Сушумна - это то, чему учил Будда Шакьямуни.
В соответствии с этим, как в процессе Освобождения, так и в процессе Просветления, очищение трех каналов является необходимым условием.
http://www.spiritual.ru/theory/3kan_pr.html